В чем важность soft skills для руководителей
Такие навыки принято называть «soft skills» — это комплекс коммуникативных, эмоциональных, социальных и когнитивных компетенций, которые позволяют эффективно взаимодействовать с окружающими, успешно решать проблемы и достигать поставленных целей. Эти личностные компетенции есть у всех людей, но у каждого они развиты по-разному. Это значит, что одни люди будут прекрасными управленцами конкретного подразделения или целой компании, потому что, кроме всего прочего, обладают высоким уровнем развития критического мышления, другие будут экспертами по офлайн продажам сложных продуктов, потому что у них высокий уровень развития коммуникационных и эмпатийных способностей, а третьи будут незаменимы в системных процессах, где каждое действие по регламенту, а общение осуществляется с ограниченным числом коллег (к примеру, отдел бухгалтерии).
Тем самым мы приходим к тому, что под определенный тип работы требуются определенные личностные качества. Ниже представлен перечень навыков, присущих эффективным руководителям, которые способны достигать поставленных целей в бизнесе через работу с командой:
1. Коммуникация: умеют прекрасно общаться как с коллегами, так и с подчиненными, что способствует лучшему пониманию и выполнению задач;
2. Мотивация сотрудников: способны заинтересовывать своих подчиненных, создавая благоприятную рабочую атмосферу и стимулируя командную работу;
3. Решение конфликтов: могут управлять конфликтами и разрешать их эффективно, не допуская эскалации и негативного влияния на работу команды;
4. Лидерство: обладают эмпатией, умением слушать и брать ответственность, что делает руководителя более авторитетным и уважаемым в команде;
5. Адаптивность: готовы к различным ситуациям и изменениям, что является ключевым качеством для успешного управления в быстро меняющемся мире;
6. Целеполагание: способны расставлять приоритеты для достижения поставленных целей;
7. Критическое мышление: умеют принимать обоснованные и взвешенные решения, учитывая различные факторы;
8. Построение отношений: строят долгосрочные отношения с коллегами, подчиненными и партнерами, что влияет на успешность бизнеса и его устойчивость.
Важно понимать, что обязательным условием для реального роста soft skills является практика после любого проведенного формата обучения. Причем динамика в изменении личностных навыков будет видна спустя минимум полгода упорной работы над собой по выявленным зонам, пока этот формат поведения не войдет в вашу привычку. Да, долго, но вы будете поражены результатами.
Для глобального развития soft skills существуют специальные обучающие программы и курсы с привлечением психодиагностов, коучей, а также бизнес-тренеров. Однако начать можно и с саморазвития, включая чтение профильных книг, просмотр обучающих общедоступных видео, анализ своего поведения и самостоятельную работу над собой в разных ситуациях.
Вот пример 10 простых действий, которые помогут сдвинуть с мертвой точки уровень вашего критического мышления — одного из самых важных навыков для любого руководителя:
1. Читайте и анализируйте. Чтобы развить критическое мышление, необходимо чтение и анализ различных источников информации, включая книги, статьи, новости и т. д. При чтении старайтесь задавать вопросы и искать аргументы, подтверждающие или опровергающие прочитанное;
2. Обучайтесь и практикуйтесь. Чем больше вы работаете над критическим мышлением, тем лучше сможете анализировать и оценивать информацию. Попробуйте решать логические задачи, головоломки и участвовать в дискуссиях;
3. Формулируйте и проверяйте гипотезы, анализируйте результаты;
4. Задайте себе вопрос и попытайтесь самостоятельно найти на него ответ, используя различные источники информации;
5. Не принимайте информацию на веру. Критически мыслящий человек всегда сомневается в полученной информации и проверяет ее достоверность. Не принимайте все, что вы слышите или читаете на веру;
6. Оценивайте аргументы. При оценке аргументов обращайте внимание на их логику, достоверность источников и связь с темой. Старайтесь понять, какие аргументы являются сильными, а какие слабыми;
7. Учитесь задавать вопросы. Хороший способ развить критическое мышление — задавать вопросы. Задавайте вопросы, которые помогут вам лучше понять тему или проблему;
8. Используйте разные точки зрения. Чтобы развить критическое мышление, важно рассматривать проблему с разных сторон и под разными углами. Попробуйте взглянуть на проблему глазами других людей и оценить их аргументы;
9. Размышляйте о своих убеждениях. Критическое мышление также подразумевает способность оценивать свои собственные убеждения и взгляды. Задайте себе вопросы о том, почему вы верите в то, во что верите и как это влияет на ваше мышление;
10. Учитесь на своих ошибках. Ошибки — это часть процесса обучения. Не бойтесь ошибаться и учитесь на своих ошибках. Анализируйте их и старайтесь понять, что привело к ним, чтобы избежать в будущем.
Вышеуказанные рекомендации будут полезны всем для саморазвития и актуальны для личного пользования действующим руководителям, а также тем, кто стремится к соответствующему карьерному росту.
Если говорить про развитие soft skills персонала в компании, то здесь чаще всего прибегают к профессиональным коучам и тренерам. Но здесь также имеются подводные камни. Многие заказывают тренинги без понимания того, что нужно вообще прокачивать конкретным людям. По итогу результат размыт, деньги потрачены, а учили «всех всему». Чтобы избежать таких ситуаций с обучением, рекомендуется сначала определить, какие же навыки нужно развивать команде/подразделению/конкретным специалистам. Эти данные можно определить множеством способов, зачастую потребуется ручная обработка результатов для аналитики. Однако тратить временные и финансовые затраты на ручную обработку оценки компетенций необязательно. На примере кейса внедрения HR-платформы SkillCode расскажем о том, как это можно сделать быстро, качественно и за адекватную стоимость, а главное выполнить поставленную стратегическую цель по двукратному росту годовой выручки компании за один год вместо пяти лет:
Одной из основных целей компании «АЯКС» (одной из ведущих компаний по продаже недвижимости в России) был двукратный рост годовой выручки за пять лет за счёт развития личностных компетенций ключевых сотрудников филиалов. До внедрения SkillCode компания использовала различные инструменты онлайн/офлайн оценки, но результаты диагностики не позволяли сформировать единую картину, а копились в виде бумажных и электронных отчётов, которые необходимо было обрабатывать вручную, что приводило к ещё большей путанице.
Задача, с которой компания пришла к SkillCode, заключалась в том, что нужно было сформировать модель компетенций организации для точечного развития каждого филиала.
Через личный кабинет платформы SkillCode компания провела оценку руководящего состава всех филиалов. На основании результатов оценки платформа сформировала действующий набор компетенций (ДНК) каждого филиала (т.е. текущий уровень развитости soft skills всех сотрудников подразделения, прошедших оценку).
Далее «АЯКС» сопоставила ДНК филиалов с уровнем их выручки и выявила прямую взаимосвязь: чем больше развиты soft skills в ДНК филиала, тем выше финансовые показатели и наоборот.
Затем был взят ДНК самого эффективного филиала компании (с точки зрения его реальных финансовых показателей по выручке) за эталон, с которым в HR-системе в 1 клик сравнили остальные действующие филиалы. Это позволило точечно определить компетенции, которые необходимо прокачивать каждому филиалу компании индивидуально, что в последующем легло в основу плана по развитию каждого подразделения.
Далее уже сама компания «АЯКС» привлекла своих бизнес-тренеров и провела работу по развитию требуемых навыков у каждого филиала на основании результатов HR-аналитики SkillCode. Длительность цикла диагностики, формирования HR-аналитики и построения моделей компетенций была сокращена в 16 раз. Компания достигла поставленную стратегическую цель по двукратному росту годовой выручки за один год. С данным кейсом компания «АЯКС» победила в номинации «Команда года» премии Team Awards 2021. И теперь платформа SkillCode является обязательным инструментом по оценке компетенций и HR- аналитике для всей франшизной сети компании.