Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
215 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

От виртуальных выставок до кибер-искусства: Новые форматы взаимодействия с культурой

Традиционные музеи и выставки постепенно превращаются в живое, интересное пространство, с которым можно взаимодействовать. Жители российских городов начали активнее посещать культурные объекты — в 2023 году количество проданных билетов в музеи и на выставки увеличилось на 124% по сравнению с 2022 годом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Виртуальная голограмма

Голограмма позволяет видеть трехмерный объект без каких-либо приспособлений, с любой точки обзора. Поэтому она выглядит реалистичнее обычного 3D-изображения и создает иллюзию присутствия. Реализуется с помощью специальной пленки, которая служит экраном, и правильно выстроенного света.

Голограммы открывают огромные перспективы — с их помощью можно построить голографическую реальность или проводить эффектные представления. Они могут взаимодействовать между собой или с реальным человеком.

Интерактивная экспозиция в виде голограммы активно используется в музеях. Например, в Музее Победы на Поклонной горе с помощью голографии представлено оружие Великой Отечественной и разные эпизоды войны. Там же есть голограмма-книга с сенсорными датчиками, поэтому ее можно листать.

В музеях есть гиды-голограммы — это удобно, потому что дополнительные гаджеты посетителям не нужны. Вести экскурсию может и исторический персонаж, который рассказывает от первого лица, как все было. Например, в Египетском музее экскурсоводом можно выбрать Тутанхамона.

Видеомэппинг

Классические проекции с изображением на белый экран стали уже обычной технологией. Следующий этап развития видеопроекции — видеомэппинг (3D mapping). Проекция накладывается не на ровный экран, а на любой трехмерный объект — здание, интерьер или даже лица участников экспозиции, мероприятия. Технология существует уже несколько лет, но сейчас ее применяют более активно, на фестивалях, концертах, в театрах, на выставках и в музеях.

Видеомэппинг — достаточно сложная технология, так как графику нужно разрабатывать с учетом неровной конфигурации и особенностей рельефа объектов. Благодаря наложенному изображению, поверхность «оживает». Например, в театре приходят в движение декорации, главная площадь города может стать холстом для картины в праздничный день, а скульптуры превращаются в динамичные инсталляции. Видеомэппинг активно используется в Музейном комплексе «Дорога памяти. 1418 шагов к Победе», в музее «Новый Иерусалим», и в других российских музеях.

Сенсорные технологии

Возможность не только смотреть, но и управлять экспозицией — одно из самых ярких впечатлений при приобщении к современному искусству. Для полного погружения посетителя используются сенсорные технологии, реагирующие на движение. Иногда достаточно даже не прикосновения, а жеста в воздухе, чтобы картина начала меняться.

Примеров использования такой технологии в российских музеях пока немного. Один из самых ярких — это мультимедийная программа на выставке Николая Рериха, которая состоялась в Галерее современного искусства ГМИИ Республики Татарстан. Посетители не просто смотрели на картины: встав в определенную точку в зале, они могли управлять виртуальными полотнами — и их визуальным рядом, и звуковым сопровождением.

Виртуальные экспозиции

Они позволяют не только восхищаться искусством из любой точки мира. Контент на видеоэкране может дополнять музейную экспозицию или выставку. Он должен быть интересным и необычным, чтобы у зрителя не возникло ощущения, что он просто смотрит телевизор. Кроме того, важно правильно соединить видеоэкран и ключевой объект экспозиции.

Например, в Музее РЖД реализовали виртуальный разрез тепловоза ТЭП-70. Экран едет вдоль настоящего тепловоза, демонстрируя его внутреннее устройство. Посетитель музея может слышать, как работают механизмы, видеть их движение. Важно, что технология позволила виртуально показать широкой аудитории тепловоз в первозданном виде, когда его физическое состояние далеко от исходного. Модель воссоздали в 3Ds Max.

Цифровая эпоха изменяет искусство. Виртуальные выставки, голограммы, интерактивные инсталляции делают его более доступным, а границы между реальностью и виртуальным миром стираются.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.