Общие тренды Банки активно инвестируют в новые технологии, чтобы
сделать мобильные приложения, интернет-банкинг и платежи еще более удобными и
доступными. Растет интерес к криптовалютам и блокчейну.
Развитие экосистемы финтеха Банки Казахстана создают собственные платформы или
заключают партнерство с финтех-компаниями, которые предлагают альтернативные
финансовые услуги: платежные и переводные сервисы, кредитование,
инвестирование.
Маркетинговые
тренды Банки являются активными
участниками рекламного рынка и входят в топ-50 рекламодателей Казахстана
(телевидение, радио и наружная реклама).
Крупнейшие банки-рекламодатели,
по данным Kresearch и оценке Wunder Digital:
Kaspi Bank Home Credit Народный банк Казахстана Если говорить о маркетинговых трендах в данной категории,
то к ним относим:
1. Персонализированная коммуникация
Уделяется внимание сбору и анализу данных о
клиентах, чтобы предлагать им продукты и услуги, максимально соответствующие их
потребностям и предпочтениям. Это достигается за счет использования передовых
технологий в области больших данных и машинного обучения.
2. Омниканальность
В центре внимания — клиент и его опыт взаимодействия
с банком. Качественное обслуживание должно быть
обеспечено во всех каналах: в офисах банка, колл-центре, мобильном приложении,
соцсетях и т.д.
3. Повышение роли digital
Реклама в интернете становится более
значимой. Контент-маркетинг, таргетированная реклама, вовлечение через
интерактив (например, DSP), видеоформаты — все это ключевые инструменты в
арсенале маркетологов банков.
4. ORM-маркетинг
Большое внимание уделяется созданию положительного
имиджа банка в интернете. Проводится активная работа с отзывами, сообщениями и
комментариями клиентов в соцсетях и на специализированных платформах.
5. Экологичный и социально ответственный маркетинг
Повышение осведомленности и заинтересованности населения в вопросах экологии и устойчивого развития стимулирует банки акцентировать внимание на экологичных социальных проектах и инициативах, что также находит отражение в маркетинговых стратегиях.
6. Использование AI и чат-ботов
AI помогает повысить качество обслуживания клиентов, автоматизировать рутинные запросы и предоставлять персонализированную информацию о продуктах и услугах.
ТОП поисковых запросов
Запрос:
кредиты/займы
Абсолютный лидер поисковых запросов. За год
интерес к теме увеличился на 26%. Анализ данных за
2022 и 2023 годы позволяет выявить сезонность: пик запросов приходится на
период с января по февраль, достигая максимума в марте, в то время как
минимальное количество наблюдается в начале лета.
В периоды высокого спроса банки активно
размещают рекламу в интернете, а это влияет на повышение ставок рекламных
публикаций.
Запрос:
депозиты/вклады
Здесь также прослеживается сезонность:
максимальное количество запросов с февраля по март, минимальное — с апреля по
август. За год интерес пользователей к данной теме снизился на 1%.
Запрос:
дебетовые карты
Пик поисковых запросов наблюдается в марте и
октябре. За год интерес к теме снизился на 17%.
Запрос:
денежные переводы
Максимальное количество запросов приходится на
март. За год интерес к теме упал почти на 30%.
В периоды высокого спроса повышается активность
игроков рынка по привлечению клиентов в сети, соответственно, могут расти
ставки рекламных объявлений. Дополнительно на ставку может влиять инфляционный
рост стоимости digital-инвентаря в 2024 г. на уровне +10...+15% (по сравнению с
2023 г.).
Интерес к той или иной теме зависит и от
географического положения пользователей. Так, большая часть запросов —
«дебетовые карты» — приходится на тройку крупный городов (Алматы, Шымкетен и
Астана). В то время как вопрос денежных переводов больше всего интересует
жителей некрупных населенных пунктов.
Анализ
поисковых запросов малого и среднего бизнеса За год интерес к теме среднего и малого бизнеса
увеличился на 11%. Наибольшее количество запросов приходится на периоды
февраль-март и сентябрь-ноябрь, при этом пик спроса наблюдается в марте и
октябре.
Анализ
конкурентов Специалисты Wunder
Digital проанализировали поисковые запросы в системах Google и Яндекс,
содержащие наименования банков в различных написаниях.
По количеству запросов
лидером является банк "Отбасы Банк", не смотря на то, что интерес к нему упал
на 10% (по брендовым запросам). По количеству прироста поисковых запросов —
лидерство у Bereke bank.
Основные посетители сайтов банков
— мужчины 25-34 лет. Чаще всего для доступа к ресурсам они используют мобильный
устройства.
В топ-5 самых посещаемых сайтов банков
Казахстана вошли kaspi.kz, bankffin.kz,
halykbank.kz, bcc.kz и forte.kz. Сайт Kaspi Bank лидирует как в органической выдаче Google, так
и рекламной.
Приложение
Kaspi Bank занимает первые позиции по скачиванию и установке в App Store и Play Market.
Анализ
аудитории По данным бюро национальной
статистики, население Казахстана — 20 млн человек, из которых 10,8 млн —
совершеннолетние пользователи интернета и потенциальные клиенты банков. За
последние полгода около 11,35 млн человек воспользовались услугами банка:
заказывали пластиковые карты, совершали денежные переводы, оплачивали
коммунальные платежи. Интернет-банкинг в течение последних шести месяцев
использовало около 8,25 млн человек.
Гендерное соотношение клиентов
банка выглядит так: 54 % — женщины, 46 % — мужчины. Ядро аудитории составляют
возрастные группы 25-34 и 35-44 года. Чаще всего к услугам банка обращаются
люди со средним и высоким уровнем дохода.
Текущий медиамикс категории
в digital Распределение бюджета на
digital-рекламу выглядит так: почти половина приходится на Google, далее —
продукты Meta*, TikTok и Яндекс.
Среди категорий банковских
продуктов основная часть рекламного бюджета расходуется на продвижение
кредитов, на втором месте — депозиты, затем дебетовые карт и услуги для малого
и среднего бизнеса.
При этом эффективное
распределение бюджета выглядит следующим образом:
Google Search, Meta* и TikTok приоритетны на малых бюджетах. С ростом
медиадавления необходимо подключать GDN, Яндекс и РСЯ. Оптимальная стоимость лида/конверсии усредненного банка достигается
на бюджете кампании $2000. Дополнительные бюджеты рекомендуется
инвестировать в тесты новых каналов и имиджевые кампании.
Итог
Банковская сфера Казахстана динамично развивается, компании
активно вкладываются в продвижение, а это сказывается на расстановке сил. Самые
популярные рекламные платформы — Google, Meta*, TikTok, Яндекс. Больше половины
бюджета расходуется на продвижение кредитных продуктов, интерес к которым
растет со стороны клиентов. Также растет спрос на услуги для малого и среднего
бизнеса. Пиковый интерес ко всем категориям банковских продуктов приходятся на
март (в этот месяц можно наблюдать самые высокие ставки рекламных объявлений).
Имея данные из исследования, вы сможете эффективнее работать с
банковскими продуктами в digital на рынке Казахстана. Если у вас остались
вопросы, команда Wunder Digital готова на них ответить.
*Продукты Metа признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.