3 года без Zara и H&M: как в 2025-м создать сильный российский fashion-бренд и завоевать лояльность покупателей
Три года назад вывески Zara, H&M и других западных гигантов исчезли из торговых центров Москвы, Питера и городов-миллионников. Казалось бы, рынок моды должен был просесть. Но нет: люди продолжают покупать одежду так же активно. По данным Fashion Consulting Group (FCG), объём российского рынка одежды в 2022 году составил порядка 2,5 трлн руб., что примерно на 7% меньше показателей 2021 года (из-за временного снижения потребительской активности и ухода глобальных игроков). Однако уже во второй половине 2023 года рынок восстановился почти до докризисных значений.
Уход глобальных игроков стал не катастрофой, а окном возможностей для локальных брендов. Однако старый подход «мы делаем хороший продукт, и этого достаточно» не работает. Покупатель в 2025 году избирательнее: он ищет не просто вещь, а идею, эмоцию, концепцию и бренды, которые говорят с ним на одном языке. В ответ рынок моды стремительно взрослеет, а тема стратегического брендинга выходит на передний план.
Как локальным компаниям не упустить шанс и выстроить крепкий бренд? Почему владельцы, топ-менеджеры и маркетинг-директора вдруг перестали ворчать, что «брендинг — это дорого и не окупается», и начали инвестировать в айдентику, коммуникации и работу с эмоциями? И главное, какие российские модные компании уже доказали, что сильный бренд — это не фантазия, а реальный способ повысить лояльность и захватить рынок?
Разберем всё по полочкам — от ситуации на рынке до конкретных примеров локальных брендов, которые за последние пару лет смогли стать громкими именами, пусть ещё вчера о них мало кто знал.
Как на рынок повлияла ситуация с уходом крупных западных брендов
Перераспределение внимания клиентов
Когда H&M и Uniqlo свернули магазины, покупатели не ушли в онлайн-шопинг на зарубежных сайтах (логистика стала сложнее и дороже). Вместо этого они начали присматриваться к российским альтернативам. По данным FCG, с 2022 по 2024 год продажи локальных брендов выросли на 15–20%, а в премиум-сегменте — до 30%.
Раньше многим было проще ориентироваться на известных «западных». Сейчас же всё больше потребителей выбирают альтернативу от российских брендов, особенно если предложенная ценность — это не только вещь, но и идея, история, эмоция.
Укрепление веры в «своё»
На фоне общей турбулентности у покупателей появилась тенденция поддерживать отечественного производителя.
Euromonitor фиксирует: доля локальных брендов в среднем ценовом сегменте выросла с 10-12% в 2019 году до 20-22% в 2024-м. Это не только про уход конкурентов, но и про эмоциональный отклик: покупатели хотят поддерживать «своих», если те дают качество и идею.
Чтобы пробиться к сердцу потребителя, необходимо сформировать уникальное предложение и бренд, который по уровню качества и эмоций будет соответствовать международным стандартам (а в идеале превосходить их). Меньше конкуренции со стороны глобальных компаний Пустые витрины в ТЦ и свободные слоты на маркетплейсах вроде Wildberries достались тем, кто вовремя занял место. Но без брендинга это место легко потерять: рынок быстро заполняется новыми амбициозными игроками. Новые каналы продвижения Если раньше продажи шли преимущественно в Instagram*, то в 2024–2025 годах стали важными Telegram, VK, маркетплейсы. C 2023 года всё активнее проявляет себя вертикальный видеоформат. Компании используют Reels, Shorts и VK клипы для показа новых коллекций, делятся бэкстейджем и создают коллаборации с блогерами на маркетплейсах. Концентрация в Telegram-сообществах также возросла: там бренды устраивают закрытые распродажи и first-look релизы, что усиливает чувство эксклюзивности. Ещё 5–7 лет назад многие владельцы российских fashion-бизнесов смотрели на брендинг как на нечто абстрактное и ненужное. Решение работало по принципу: «Делаем хорошую вещь, проводим яркую фотосессию — и её купят». Однако практический опыт последних лет (и особенно кризисных 2022–2023 годов) показал, что качественный продукт без сильного бренда может затеряться среди конкурентов. Сегодня подход меняется: Тренд на развитие собственных уникальных брендов и усиление позиционирования стал ощутим. Компании инвестируют в создание фирменных стилей, внимательно отслеживают пользовательский опыт и формируют лояльное комьюнити вокруг своих проектов. Визуальная составляющая бренда — это первое, с чем сталкивается потребитель. Логотип, фирменные цвета, шрифты, стиль фотосессий и даже оформление витрин или карточек на маркетплейсах — всё это создаёт эмоциональное впечатление и формирует целостную картину бренда. В 2025 году клиента заинтересовать одной лишь Instagram*-страницей недостаточно. Покупатель «бродит» по разным площадкам — от TikTok до Telegram-каналов и чатов. Поэтому брендам важно выстраивать единую омниканальную коммуникацию. Например, SHU регулярно проводит живые стримы в своих магазинах, рассказывая о новых технологичных материалах. Другие модные марки проводят экспертные вебинары с приглашёнными стилистами и дизайнерами — подписчики получают реальную пользу и эмоционально вовлекаются в «мир» брендов. Важные компоненты коммуникации: Люди покупают не одежду, а чувство принадлежности. Поэтому обращайте внимание на следующие аспекты: Этот бренд начал ещё в 2022 году заявлять о переходе в премиум-сегмент (подтверждено в интервью РБК Стиль). Изменилась не только ценовая политика, но и вся концепция коммуникаций: больше коллабораций с известными дизайнерами и инфлюенсерами, акцент на качестве материалов и услугах персонального стилиста для клиентов. Команда продолжает прорабатывать айдентику: логотип и цвета остались лаконичными, но фотоконтент стал более editorial — в духе модных журналов. В результате 12Storeez удаётся удерживать аудиторию, которую раньше могла увлечь продукция зарубежных премиальных марок. Согласно оценкам аналитиков (данные FCG, 2023), средний чек в 12Storeez за 2022–2023 годы вырос примерно на 20–25%. По оценкам независимых экспертов, в 2023–2024 годах выручка компании продолжала расти двузначными темпами. Давний игрок рынка, который обновил фирменный стиль и стратегию, запустил несколько коллабораций с российскими звёздами и блогерами (например, тематические капсулы «Zarina x ...»). Уже в 2023 году до 30% всех продаж Zarina приходилось на интернет-магазин и маркетплейсы (данные ГК «Мэлон Фэшн Групп», владеющей брендом). В 2024 году бренд усилил упор на омниканальный опыт: от интерактивных витрин с QR-кодами в торговых центрах до чатов для лояльных покупателей в Telegram. Это помогло привлечь молодую аудиторию, которая ищет «что-то новое» вместо привычных H&M и Zara. Lime — это крупный российский бренд модной одежды с офлайн-магазинами по всей России и странам СНГ. За последние три года Lime расширили ассортимент, добавив обувь, и инвестировали в технологии для поддержки роста. Они сделали акцент на омниканальность (онлайн и офлайн), агрессивную рекламу (по числу носителей), программы лояльности и использование социальных сетей для взаимодействия с клиентами. В 2023 году годовая выручка бренда Lime выросла вдвое, с 10,2 млрд рублей до 20,74 млрд рублей по сравнению с 2022 годом. Чистая прибыль компании также увеличилась, с 1,36 млрд рублей в 2022 году до 2,19 млрд рублей в 2023 году. Рост валовой прибыли составил почти 83%, с 6,99 млрд рублей в 2022 году до 12,77 млрд рублей в 2023 году. Количество магазинов увеличилось на 28 за два года, достигнув 59 собственных точек и 33 франшизных магазина к концу 2023 года В 2025 году о бренде Lime знает едва ли не каждый второй житель крупных городов. И они по сути заменили людям Zara, транслируя доступность качественной одежды. Idol, запущенный Melon Fashion Group в 2023 году, ориентирован на доступный премиум-сегмент и сразу позиционируемый как замена ушедшим западным маркам. Он быстро набирает популярность благодаря онлайн-магазину и присутствию на маркетплейсах. К концу 2023 года было открыто уже 18 магазинов Idol в шести городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ярославль, Казань и Ростов-на-Дону), с площадью магазинов от 300 до 500 кв. м Будучи новым брендом, Idol быстро набирает популярность, особенно среди молодой аудитории, благодаря онлайн-присутствию и рекламным кампаниям с известными личностями, такими как Светлана Ходченкова и Дмитрий Нагиев В 2025 году конкуренция на локальном рынке усилилась. Покупатель стал ещё требовательнее — у него есть выбор среди новых отечественных брендов, которые довольно быстро взрослеют и перенимают глобальные практики. И если раньше можно было рассчитывать на то, что «продукт сам себя продаст», то теперь без продуманной брендинговой стратегии бизнес рискует потеряться. Зачем стратегически подходить к бренду: Российские fashion-компании, столкнувшись с перестановками на рынке после ухода глобальных игроков, получили идеальную возможность занять свободное пространство и выиграть конкуренцию за внимание и лояльность. Но для того чтобы вырасти из статуса «локальной марки, которая просто есть в продаже» в действительно сильный бренд, необходим стратегический подход. Айдентика, коммуникационная стратегия и создание эмоциональной вовлечённости — три краеугольных камня, без которых в современной модной индустрии уже не обойтись. Если вы — владелец, маркетинг-директор или топ-менеджер российской fashion-компании, то самое время задуматься о том, как ваш бренд будет развиваться в ближайшие годы. Помните: бренд — это стратегический актив, который позволяет не только выделиться среди конкурентов, но и создавать эмоциональный капитал, переводящийся в стабильную выручку и рост. Ваша возможность построить действительно сильный модный бренд в эпоху локальных игроков — здесь и сейчас. Главное — действовать уже сегодня, пока окно возможностей открыто.

От скепсиса к признанию важности брендинга

Ключевые элементы крепкого бренда
Айдентика: визуальное и смысловое ядро
Коммуникационная стратегия: диалог, а не монолог
Работа с эмоциональной вовлечённостью: бренд как часть образа жизни
Реальные кейсы: кто уже преуспел
Пример 1: 12Storeez

Пример 2: Zarina

Пример 3: Lime

Пример 4: Idol

Пример 5: Молодые дизайнерские марки

Почему это важно для ЛПР
Вывод