Как легализовать доход, если фрилансер выполняет заказы для заказчиков из СНГ? В соответствии с российским законодательством, фрилансер может получать доход от своей деятельности, оформившись в одном из следующих статусов:
Самозанятый (налог на профессиональный доход, или НПД) Самозанятые физические лица платят налог 4% при оказании услуг физическим лицам и 6% при работе с юридическими лицами. Они самостоятельно ведут учет доходов и уплачивают налоги.
Индивидуальный предприниматель (ИП) Фрилансер может зарегистрироваться в качестве ИП, что позволит ему официально вести предпринимательскую деятельность. Существуют различные системы налогообложения для ИП — например, упрощенная система налогообложения (УСН) по ставке 6%.
Как понять, какой статус подходит именно вам При выборе юридического статуса для фрилансера важно учитывать несколько ключевых факторов.
1. Уровень дохода:
Самозанятый: максимальный годовой доход — 2,4 млн рублей; ИП: максимальный годовой доход — 200 млн рублей (при превышении 150 млн — повышенная ставка налога). 2. Возможность найма сотрудников:
Самозанятый может заключать договоры ГПХ, но не трудовые договоры; ИП может нанимать сотрудников по трудовому договору. 3. Юридический статус клиентов:
Если клиенты — юридические лица, им удобнее работать с ИП, так как не придется платить за вас налоги и страховые взносы; Если клиенты найдены на фриланс-биржах, можно быть самозанятым, так как перевод денег не является принципиальным вопросом для компаний. Таким образом, при выборе статуса важно оценить свои доходы, потребность в найме сотрудников, а также специфику работы с клиентами. Это поможет определить, какой юридический статус будет наиболее подходящим и эффективным для фрилансера.
Как фрилансеру получить статус самозанятого? Стать самозанятым сегодня стало довольно простой и доступной процедурой. Достаточно выполнить несколько несложных шагов, чтобы получить этот статус.
Начать следует с загрузки мобильного приложения «Мой налог». При первом запуске необходимо принять условия обработки персональных данных. Далее можно приступать к регистрации, которую можно пройти через личный кабинет на портале «Госуслуги» или на сайте ФНС. В последнем случае логин и пароль для входа выдаются непосредственно в налоговой.
После этого нужно подтвердить номер телефона, который в дальнейшем можно использовать для быстрого доступа в приложение. Следующий шаг — выбор региона регистрации. Если планируется работать в нескольких субъектах, рекомендуется выбрать тот, где сосредоточено больше всего заказов.
Если регистрация осуществляется не через «Госуслуги», потребуется сделать фото паспорта и лица. После отправки заявки в приложение вы получите СМС и сообщение от ФНС о постановке на учет, что обычно происходит моментально.
Завершающий этап — создание пин-кода для входа в приложение и указание видов деятельности. В отличие от ИП, здесь не требуется указывать ОКВЭД, достаточно выбрать категории из предложенного списка.
Как фрилансеру получить статус ИП? Индивидуальным предпринимателям надо выполнить чуть больше действий.
Для фрилансера существует два основных варианта регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).
Путь наименьшего сопротивления — открытие ИП через банк Этот способ удобен тем, что банк сделает всю работу за вас. Он откроет вам расчетный счет и поможет пройти процедуру регистрации, избавив от необходимости идти в налоговую инспекцию. Кроме того, банк может предложить услуги бухгалтера, который будет вести учет доходов и расходов и сдавать отчетность в ФНС.
Путь самурая — регистрация ИП самостоятельно Хоть это и сложнее, но тоже не занимает много времени. Рассмотрим пошаговый алгоритм:
Выбор ОКВЭД (кодов видов экономической деятельности). Можно выбрать любое количество кодов, но основной будет только один. Выбор системы налогообложения. По умолчанию для ИП применяется общая система (ОСНО) с уплатой 3-5 налогов. Можно перейти на спецрежимы (УСН, АУСН, ЕСХН, ПСН) с меньшим количеством налоговых платежей. Заполнение заявления по форме Р21001. Его можно заполнить электронно с использованием квалифицированной электронной подписи (КЭП) или на бумаге, подписав его при личном визите в ФНС. Оплата государственной пошлины — 800 рублей при подаче документов лично. При подаче онлайн через порталы госуслуг или сайт ФНС госпошлина не взимается. Сбор и подача пакета документов: заявление, паспорт, копии страниц паспорта, квитанция об оплате пошлины. Ожидание решения налоговой — в течение 3 рабочих дней. Узнать результат можно на сайте ФНС, документы выдаются по дополнительному запросу. Таким образом, у фрилансера есть возможность выбрать более простой банковский вариант или пройти всю процедуру регистрации ИП самостоятельно.
Как легализовать доход, если фрилансер выполняет заказы для зарубежных заказчиков? Иностранные заказчики, как и отечественные, требуют подтверждающих документов на каждую оплату. Поэтому простой перевод средств физическому лицу может создать серьезные проблемы для юридического лица-заказчика из-за отсутствия сопроводительной документации и налоговых выплат.
Для работы с зарубежными клиентами фрилансерам доступны несколько вариантов.
Работа через биржи фрилансеров (Upwork, Toptal, Freelancer и др.) Такие платформы предлагают инструменты для безопасных расчетов:
безопасная сделка — средства сначала поступают на счет биржи, а затем переводятся фрилансеру; холдирование — средства какое-то время удерживаются на счете, чтобы избежать споров и возвратов. Этот вариант может быть удобен для разовых проектов, когда заказчику не требуются закрывающие документы. Если же ему необходимы полноценные финансовые документы, то работа через биржу может не подойти.
Работа напрямую через сервис EasyStart Сервис EasyStart предлагает фрилансерам удобный и выгодный способ сотрудничества с заказчиками. Вместо того чтобы просто передавать номер карты, вы можете выставлять клиентам полноценные счета, которые содержат всю необходимую информацию: имена сторон, сумму и назначение платежа. При этом получателем счета являетесь не вы, а европейское юридическое лицо EasyStart. Для заказчика это означает, что он не будет нести дополнительные расходы, связанные с налогообложением и оформлением наемного работника.
Кроме того, EasyStart помогает фрилансерам выводить заработанные средства со стоков и бирж. Вы можете использовать реквизиты сервиса для вывода денег с различных площадок, а затем получать их на свой счет в EasyStart. Это значительно упрощает и ускоряет процесс получения оплаты за свою работу.
Как работать с EasyStart? Для сотрудничества с сервисом EasyStart вам потребуется статус самозанятого или индивидуального предпринимателя (ИП). В обоих случаях вы сможете выводить заработанные средства на банковскую карту в России.
Если вы являетесь ИП, вам необходимо будет оформлять закрывающие документы для декларирования дохода в налоговой службе. Вы можете указать свой банковский счет в качестве реквизитов для получения выплат. Обратите внимание, что комиссия за вывод средств с EasyStart составляет 2,5% + 0,5 EUR/USD, а месячный лимит — 2 000 000 рублей.
Если вы работаете в качестве самозанятого, закрывающие документы могут быть не нужны. При декларировании дохода в приложении «Мой налог» укажите, что денежные средства получены от иностранного юридического лица. Комиссия за вывод денег на банковскую карту — 2,5% + 0,5 EUR/USD, а при переводе по системе быстрых платежей (СБП) — 2,5% + 0,5 EUR/USD (не более 200 000 рублей в месяц).
В любом случае, ответственность за уплату налогов лежит на фрилансере. Наиболее оптимальными вариантами являются специальные налоговые режимы, такие как налог на профессиональный доход (НПД) или упрощенная система налогообложения (УСН 6%). Это простые и удобные способы учета и декларирования доходов, требующие минимума бухгалтерской работы.