Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
821 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Глэмпинг-инфраструктура: как организовать территорию и зачем это нужно

Рынок глэмпингов растет, а значит, увеличивается конкуренция. Красивая и удобная территория станет преимуществом объекта. В статье разберемся, как и зачем благоустраивать глэмпинг-площадку.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Глэмпинги на пике популярности. Государство активно поддерживает глэмпеньеров, так как заинтересовано в развитии внутреннего туризма. С помощью модульных строений получается быстро компенсировать дефицит номерного фонда. По сравнению с капитальными гостиницами, возводить глэмпинги просто, недорого и быстро. Окупятся они тоже в 2-3 раза быстрее, чем стандартный отель. Особенно ценно, что при помощи глэмпинга можно с комфортом посмотреть «дикие» места, где совсем запрещено или затруднено капитальное строительство.

В 2023 году в России было около 400 глэмпингов, весной 2024 их насчитывалось уже 550. До конца текущего года цифра может вырасти минимум до 700. Сейчас удачный момент, чтобы зайти на этот рынок. Вакантные места и спрос есть, а индустрия хорошо развита — предложение модулей и сопутствующих товаров/услуг достаточно обширное. Но домики и декор — это еще не все.

Необходимо подумать об инженерии и удобной инфраструктуре глэмпинг-парка. Глобально от этого будет зависеть комфорт гостей, удобство работы персонала, эстетика площадки, безопасность туристов и сотрудников. Продумывать инфраструктуру нужно с учетом особенностей и размера территории, концепции объекта, сезонности. Нельзя поставить несколько домиков и делать «как пойдет». Есть план — значит, есть понимание, как, кому и зачем вы собираетесь предоставлять услуги.

Мастер-план

С него стоит начать проектирование глэмпинг-парка. Мастер-план — это карта, где обозначены основные функциональные зоны (техническая, жилая и др.), расположение объектов, дорожно-тропиночные, инженерные сети, сформирован общий вид территории. Мастер-план может быть более или менее проработан, но стандартно включает в себя простой двухмерный план и более детальные 3D-визуализации территории в целом, отдельных строений, объектов благоустройства и функциональных зон.



Часть мастер-плана Георгиевского сельскохозяйственно-туристического кластера, реализация которого начнется в Туапсинском районе Краснодарского края летом 2024 года

Функциональные зоны

Это территории внутри глэмпинг-парка с определенным назначением. Удобно формировать их под конкретные функции. Задача: развести технические и рекреационные зоны. Например, чтобы поток туристов не пересекался с потоками снабжения и поставок. Грамотная работа с функциональными зонами помогает выделить наиболее выгодные локации и нивелировать недостатки менее привлекательных мест. Зонирование сэкономит время и силы персонала/гостей на передвижение. От расположения зон будет зависеть, где пройдут инженерные коммуникации.




Рекомендации по проектированию и наполнению функциональных зон. Источник: методическое пособие «Глэмпинг-бизнес»


Чем больше объект, тем детальнее нужно прорабатывать функциональные зоны. Отдельно хочется сказать про набирающие популярность агротуристические объекты. Как правило, в их составе несколько категорий земель, а значит, необходимо учитывать разные требования к использованию каждого участка. Так, в составе Георгиевского сельскохозяйственно-туристического кластера, который мы уже приводили в пример, будет разветвленная инфраструктура, включающая территории под размещение туристов, сады, фермы, приюты для лесных животных и др. Без точного зонирования невозможно все это рационально организовать. При выделении функциональных зон сразу можно отмечать, какие территории будут освоены в первую, вторую, третью очередь.

Элементы благоустройства территории

Озеленение

Подразумевает все работы, связанные с растениями. В глэмпинг-парке они имеют эстетическое и функциональное назначение. Деревья могут отделять модули друг от друга «зеленой стеной», служить укрытием от солнца и т.д. Глэмпинги часто возводят в лесу, поэтому задача, как правило, состоит в рациональном использовании уже имеющихся ресурсов. Если объект размещается на землях лесного фонда, закон запрещает арендатору участка на свое усмотрение вырубать деревья. Найдите баланс между экологией и функциональностью!

Если вы сами занимаетесь озеленением, не забывайте про организацию системы полива. Расположите клумбы и молодые сады так, чтобы их не повредили гости.

Устройство дорожно-тропиночных покрытий

Важный момент, так как расстояния в глэмпинге достаточно большие, туристам и персоналу должно быть удобно перемещаться и понятно, куда идти. На организацию дорожно-тропиночной сети закладывайте отдельный бюджет.

Нужно целиком продумать путь гостя:

  1. начиная с того, как он приедет в парк на авто, достаточно ли хорошая дорога, есть ли указатели;
  2. как оборудован въезд, имеется ли шлагбаум;
  3. как организована парковка: это парковка перед въездом на территорию или внутри у каждого модуля, совпадает ли число парковочных мест и количество юнитов;
  4. как разведены тропы для перемещения персонала и туристов;
  5. есть ли указатели, освещены ли дорожки;
  6. из каких материалов они выполнены.

Дорожки и тропинки в глэмпинге могут быть:

  1. грунтовыми;
  2. мощеными плитняком;
  3. из гравийного или гранитного отсева;
  4. гравий + спил дерева;
  5. выполненными из эко-брусчатки;
  6. в виде деревянных настилов по деревянным лагам.

Каждый из материалов по-разному проявляет себя относительно сезонности и износоустойчивости, стоимость их тоже разнится.


Круглогодичный глэмпинг «Китовый берег» располагается за полярным кругом, здесь суровый климат: экстремально низкие температуры, влажность, соленая вода. Поэтому для настилов была выбрана износостойкая полнотелая террасная доска

Освещение

Это прежде всего про безопасность и удобство, но оно также поможет сделать эффектные акценты, создать уютную атмосферу.

Объекты, которые нуждаются в освещении:

  1. дорожки и тропинки;
  2. арт-объекты, можно сделать выгодную подсветку любой природной формы: скалы, поляны, дерева;
  3. зона входа, ресепшн;
  4. общественные зоны: очаг, ресторан, бассейн;
  5. навигационные элементы;
  6. иногда сами модули;
  7. санитарные блоки.

Просчитайте время включения и выключения подсветки — возможен вариант с датчиком движения. Рассмотрите альтернативные источники энергии: солнечные батареи или ветрогенераторы. Это экономично и экологично, что соответствует самой идеи глэмпинга, как эко-проекта.

Размещение малых архитектурных форм — МАФ

К ним относятся: лестницы, ограды, скульптуры, фонтаны, стенды, беседки, киоски, скамейки, очаги, садовая и уличная мебель, урны, детские игровые комплексы и т.д. Есть утилитарные МАФ и декоративные. Последние помогут придать особый стиль и колорит вашему объекту. МАФ можно купить, изготовить/построить на заказ или сделать своими руками.


Инсталляция ЯСНОГРАД, часть экокомплекса «Ясно Поле», поднимает проблему растущей антропогенной нагрузки на природу. По задумке авторов композиция является символом городов будущего, которые помогут избежать экологической катастрофы. Арт-объект — отличная иллюстрация креативного подхода к работе с МАФ и световым дизайном

Навигация и информация

Важный элемент, который влияет на впечатления гостя, делает его пребывание в глэмпинге удобным, экономит время.

Навигация включает в себя:

  1. указатели;
  2. физические карты на стендах;
  3. электронные путеводители и приложения.

Несколько моментов, которые стоит учесть:

  1. расположите указатели на каждом перекрестке;
  2. отметьте на карте, где находится гость;
  3. большая подробная карта с номерами домиков, активностями и общими зонами обязательно должна быть на ресепшн. Ее можно продублировать в самых посещаемых местах: в ресторане, на детской площадке и т.д.;
  4. вежливо напоминайте гостям о бережном отношении к вашим объектам и природе с помощью табличек на территории;
  5. сделайте аудиогид, который поможет сориентироваться и раскроет культурную составляющую, например, расскажет сказку или легенду, связанную с этим местом.

Физические навигационные элементы выполняют не только прямую функцию. Через них тоже есть возможность работать с культурно-исторической, креативной составляющей проекта. Вот так об этом рассказывает Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ, одного из ведущих учебных заведений в стране по разработке территориального брендинга и айдентики: «Для проекта важным является полная интеграция окружения: визуальных образов, историй, стилистики — в принцип разработки айдентики в целом и отдельных носителей в частности. Главное здесь — бережное сотрудничество со средой. Навигационные носители — часть сценария путешествия, они становятся не только функциональными и брендинговыми элементами, но и выполняют нарративную функцию: содержат отсылки к особенностям места, выстраивают собственный иллюстративный ряд».



Проект навигационных элементов для туристического комплекса «Греза хутор». Автор — Елизавета Шаховская, студентка Школы дизайна НИУ ВШЭ. Каждый носитель содержит ассоциативные привязки к истории усадьбы, к легенде, которую «Греза хутор» выстраивает для своих гостей. Это баланс современности и прошлого: погружение в ностальгические воспоминания о конных всадниках, геральдике, замках, сказках в комфортных условиях туристического комплекса

Главный принцип при организации глэмпинг-инфраструктуры прост — туристу должно быть удобно. Пройдите путь гостя сами, используйте фокус-группу, обязательно собирайте обратную связь от посетителей впоследствии. Все это позволит сделать территорию объекта комфортной и эргономичной.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.