ICO - продолжаем долбить стенку головой
Предыдущий текст можно видеть тут же - на Спарке. Понравилось мне здесь жить. Тем более, вы, господа читатели, интересовались, как у меня это самое ICO продвигается. Значит, тема вам интересна. Итак, вот ссылка на предыдущий текст: https://spark.ru/startup/natropinkah/blog/30092/vi...
Главное не разругаться
Вообще, вся изначальная цель мероприятия заключалась в том, чтобы улучшить текущее производство и вытащить его все-таки за уши на европейский рынок. Сели, подсчитали, получилось 13 миллионов рублей. Сумма небольшая, надо сказать, но уже говорящая, что мы давно уже не стартап.
А раз не стартап, то кто? На серьезное предприятие мы не тянем, планов особых нет. Да, есть постоянные клиенты, есть собственный бренд, есть весьма дорогие клиенты. Но далеко не 5.11 и даже не Maxpedition. Это я иностранные компании назвал, которые нам будут конкуренцию составлять там, за рубежом.
И тут выяснилось, что мы видим компанию абсолютно по-разному. Я со своим примитивным мышлением технаря вижу тонну недочетов, Андрей видит возможности. Он человек из серии "все продумать, потом сделать", я "давай попробуем, а там если получится, то доведем до ума". Как он меня терпит - до сих пор не понимаю.
Наверное, благодаря его терпению, мы все эти годы вместе работаем. Потому что когда он начал строить планы, а я ударился сразу везде трубить об ICO, влезать в разные щели и разговаривать с людьми, мы хоть и уматерили друг друга, но не разошлись.
Поэтому совет - либо готовьте компанию к ICO медленно, либо терпите всех и все. Вы учитесь, я тоже сейчас учусь. Есть профессионалы, которые не одну компанию вытащили на IPO. Вот они сейчас будут смотреть на мои заметки и возмущаться: все не так, не пиши тут всякую чушь. И будут, наверное, правы. Однако, я не сторонник догматов. И лучше ошибиться, чем не попробовать.
Поэтому, поехали. Пробуем нарисовать whitepaper.
Whitepaper - набросок
Это таинственное слово означает всего лишь "бумажка с намерениями". Первую такую я родил за полчаса. Как выяснилось, не зря родил, пусть и совсем бестолковую.
Я как-то прямо с утра подал заявку на icoHub. Ну, предложили они бесплатно вытащить победителей конкурса на ICO. Нужно было поспешать, поэтому я закинул удочку тут же, потом за полчаса нарисовал что-то вроде "мы хорошие, у нас 8 лет уже производство, нормальный такой оборот, нас любят, знают, но мы хотим сразу в дамки, дайте денег".
Выложил ее на конкурс, заполнил пару форм. Кстати, тут сразу совет. Приготовьте сразу файлик, куда уложите цифры. Вот список того, что нужно обдумать. Да, обдумать. Мне сначала показалось, что полная муть, и ее можно тут же от руки изобразить. Но потом понял, что цифры - это вещь, которая должна убедить. А чтобы убедить, нужно каждую цифру подогнать под того человека, которого убеждаешь. Цифра не изменится, но ее описание - вот это важно.
Цифра 1. Сколько стоит компания сейчас. Вот, у вас два компьютера, стол на двоих, офис в цокольном этаже. Или, как у нас, два помещения, станки, компьютеры, столы, шкафы, газель. Вопрос: а что из этого имеет ценность для инвестора? Ответ: ничего. Инвестора, в первую очередь, интересует, что за вас даст барахольщик, если вы разоритесь. Вот и думайте, что написать в эту колонку.
Цифра 2. Сколько вы сами вложили в компанию? Понятное дело, что все вложили, что было. А документами вы это сможете подтвердить? Мы перерыли все, что скопили, вывели цифру до того маленькую, что на нее посмотреть было страшно. У инвестора при виде такой цифры сложилось бы впечатление, что проще дать денег паре других болванов, чтобы они все то же самое сделали, но он был бы не в доле, а владельцем. И вот тут нужно крепко задуматься над тем, что эта цифра должна включать вас самих. Вы же себе зарплату платили? Платили. И все эти деньги олицетворяли весь ваш опыт, но шли не вам в карман, а на развитие дела. Это я вам подсказку даю.
Цифра 3. Оборот компании. Вот тут главное - не врать. Ни в большую, ни в меньшую сторону. Более того, большой оборот не означает больших прибылей. И я могу придумать сходу пару вариантов когда прибыль превышает оборот. Поэтому эта цифра вообще ничего не значит. Пишите как есть, поскольку она демонстрирует лишь вашу честность.
Цифра 4. Прибыль за последние год-два. Тоже странное число. И тоже нарисуйте его таким, какое оно есть у вас на бумаге. Да, первое, что сделает инвестор, глядя на эту цифру, умножит ее на процент своей доли. Однако, умный инвестор посмотрит на стоимость компании, ваш вклад и сопоставит с прибылью. Именно процент тут играет роль. Он покажет будущую прибыль, которую вы будете иметь, если увеличится вклад.
Умный инвестор
Да, тут нужно понять, что вам нужны не деньги. Вам нужен умный инвестор. У меня до этого мероприятия было два инвестора. Один с деньгами, другой честный. Умного пока не было.
Тот, что был с деньгами, расплевался со мной в прах, мне пришлось в срочном порядке вернуть ему деньги и влезть в кредит. Он требовал прибылей, не понимая ни разу, что у станков есть срок окупаемости, что вытаскивать деньги из оборота нельзя, что в первое время, во время становления, часть денег утекает просто так - на опыты и эксперименты.
Не надо брать денег из первых рук.
Потом у меня был честный инвестор. Честно дал денег, честно считал проценты, в процессе не участвовал ни разу. Скажем, не самый плохой случай. Но кроме денег я не вынес оттуда ничего. Более того, у меня не было на тот момент достаточно опыта правильно распорядиться деньгами. Да, я сделал, что хотел, да, я получил прибыль, но могло быть намного лучше.
Честный инвестор - хорошо, но бестолково.
Сейчас я ищу умного инвестора, который все же возьмет на себя какие-то знакомства, советы, будет терпелив и понятлив. Нужен инвестор-ментор. Чего и вам, кстати, желаю.
Дальше?
Что будет дальше - попрошу решить вас. У меня в планах рассказать как проходит конкурс, почему я отказался от поддержки фонда, куда направился сейчас.
Но сделаю это, посмотрев на вашу реакцию. В конце концов, если сообществу мой рассказ не интересен, или рассказываю не интересно, это будет видно по вашим комментариям и плюсикам с минусиками.