Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
109 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Вопрос монополий и регулирования рынков

Мы привыкли опасаться инфляции и роста цен, ведь это обесценивает деньги и снижает их покупательную силу. Однако в тени этого страха часто остаётся не менее разрушительное явление — дефляция, то есть падение цен.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Её главный изъян заключается в том, что она парализует экономику: предприниматель теряет стимул заниматься бизнесом, если обмен товара на деньги не приносит прибыли. Исторический пример — Великая депрессия, которая во многом носила именно дефляционный характер.

Именно поэтому задача центробанков — поддерживать умеренную инфляцию, но никак не допускать дефляцию. Тем не менее в ряде отраслей, особенно в технологической сфере, нередко формируются избыточные производственные мощности. В результате участники рынка получают возможность агрессивно снижать цены и вступать в ценовые войны. С подобным вызовом недавно столкнулся Китай. Масштабные инвестиции в автомобильную промышленность, в первую очередь в сектор электромобилей, привели к тому, что конкуренция достигла предела, и компании начали вытеснять соперников демпинговыми предложениями.

С позиции китайских властей это развитие событий представляется крайне негативным, вложенные средства вместо ускорения прогресса фактически оборачиваются торможением отраслевого роста.

Вот и председатель Си Цзиньпин выступил с жёсткой критикой в адрес региональных администраций, допустивших такую ситуацию, а также самих автопроизводителей. Может даже будут приняты новые законодательные меры, ограничивающие возможность чрезмерного снижения цен — например, через корректировки закона о ценообразовании с введением запрета на так называемое «несправедливое ценовое поведение».

Основная проблема заключается в дисбалансе: производственные мощности автомобильных компаний значительно превышают как внутренний спрос, так и потенциал внешнего рынка. При этом экспорт автомобилей — процесс сложный и жёстко регулируемый странами-импортёрами, и далеко не все государства готовы впускать сильного конкурента, способного вытеснить национальных производителей.

Любопытно, что тем же летом в России, где инфляция остаётся ощутимой проблемой, на другом участке экономики наблюдалось схожее явление — но уже в сфере маркетплейсов. Их очевидное преимущество перед традиционной розницей заключается в доступе к масштабным ресурсам, широкой инфраструктуре и современным технологиям, чего не имеют небольшие магазины. В результате многие продавцы вынуждены выходить на такие площадки, что приводит к концентрации рынка в руках нескольких гигантов — прежде всего Wildberries и Ozon. Получив столь значительное влияние, они, по мнению некоторых наблюдателей, начинают использовать ценовую политику, приближающую стоимость товаров к себестоимости, фактически подрывая конкурентоспособность.

Я не возьмусь утверждать, насколько справедливы такие оценки, это совсем не моя компетенция. Но, если попытаться выявить общую закономерность, можно заметить: корнем проблемы во многом становятся современные технологии, резко повышающие производительность труда. Тот, кто располагает ресурсами для их масштабного внедрения, способен диктовать условия рынку — но не через завышение стоимости, а, напротив, за счёт её снижения. Всё равно же выгода есть.

По сути, и в китайском автопроме, и в российской электронной коммерции мы видим одинаковую логику: перегрев отдельных сегментов экономики неизбежно вызывает обратную реакцию — дефляционное давление, своего рода естественный «охлаждающий механизм» пресловутой невидимой руки рынка.

@kdpartners

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.