Что я могу рассказать и что никогда не забуду за 23 года в мебельном бизнесе

В 2002 году в Санкт-Петербурге на съемной квартире мы с товарищем организовали мастерскую. Сегодня у нас свое современное производство и 2000 партнеров в России и за границей. Без преувеличения, 23 года в мебельном бизнесе оказались лучшим приключением в моей жизни! Сюжетов тут хватит и на комедию, и на драму, и на боевик.
Вот самые важные, необычные и даже поучительные моменты за все эти годы:
1. Производство — это настоящее удовольствие от процесса! Разрабатывать новую продукцию как изобретать велосипед каждый раз заново, но на нём потом кто-то катается и радуется. А ты получаешь за это деньги и «спасибо». Ну разве не магия?
2. Если любишь свое дело, выживешь где угодно и справишься с любыми трудностями. У меня были кризисы, долги, бессонные ночи. Всё терпимо, если тебя прёт от того, что ты делаешь. На энтузиазме можно горы свернуть! Самая тяжелая ситуация за 23 года — когда наняли управленцев со стороны, после чего в коллективе началась текучка и подводные течения. Бизнес начало буквально трясти не по-детски. С управленцами расстались...
3. Всё, что не посчитал — потерял. Цифры для предпринимателя как холодный душ. Продажи, склад, менеджеры, зарплаты, рентабельность, планирование... Всё считаем, всё анализируем. Иначе кризисы, долги, бессонные ночи.
4. Цели должны пугать. Если цель не вызывает лёгкую панику — это просто список дел. Мы ставили амбициозные цели, и именно они вели нас вперёд. Иногда в тупик, не скрою. Но чаще к победам.
5. Репутация дороже прибыли. Строить компанию, которую уважают, не просто, да. Это своего рода марафон. Но зато потом ты можешь спать спокойно, а клиенты рассказывают о тебе другим. И это самая дорогая и бесплатная реклама одновременно:)
6. Путаница с клиентскими посылками. Однажды мы перепутали коробки и отправили заказы не туда. Один с резным декором в Казахстан, другой с мебельными ножками в Латвию. Клиенты были в шоке (от нас не ожидали такого), а мы потом неделю извинялись.
7. Нестандартный корпоратив. Мы разыграли сотрудников, «наняв» якобы нового пиар-менеджера. Девушка ходила на работу, делала вид, что пишет тексты, готовит выступления для первых лиц, придумывает идеи... А на корпоративе она устроила шоу, от которого у всех отвисли челюсти. Девушка была реальной стриптизёршей. Кто был на корпоративе, аплодировали стоя.
8. Коронавирус и запрет на перемещение по городу. Мы не останавливали работу, когда город стоял и всё было закрыто. Бизнес продолжал производить и отгружать продукцию. Часть коллектива жила на производстве, часть занималась доставкой, часть работала с клиентами удаленно. Было непросто...
9. Бережливое производство как фильтр для сотрудников. Внедрение Кайдзен-системы (это постоянное улучшение процессов, технологий, работы) можно сравнить с йогой для завода: больно, непривычно, но потом легче дышать. Кто не выдержал, тот ушёл. Мы таких называли «лягушки», потому что не все могут перепрыгнуть в новое.
10. Российские мебельщики «мало живут». Под мебельщиками имею ввиду компании от 10 до 30 человек, кто делает мебель на заказ, «столярку на заказ» и тд. Почему они мало живут? Потому что проектная работа — это:
— постоянно нестандарт (куча согласований, куча ошибок, у клиента закончились деньги)
— есть другие подрядчики, на кого ты завязан (и они могут заболеть, забить, забыть — нужное подчеркнуть)
— зачастую дизайнеры плохо продумывают проекты (и потом сваливают проблему на производителя).
Болезнь российских мебельщиков — получить хороший аванс от клиента, купить дорогую машину, не рассчитать свои силы, а потом скрываться в лесах Сибири.
11. Про отношение богатых людей к иностранным и российским производителям мебели. Российские клиенты премиум-класса могут с закрытыми глазами принимать продукцию от итальянцев. Где-то что-то криво-косо, поцарапано или неаккуратно сделано? Да по фигу, ну это же итальянцы, сами понимаете. А у своих, российских мебельщиков эти же клиенты продукцию рассматривают с фонариком и лупой, штрафуют, начисляют пени. Становится обидно иногда...



