Новые правила игры, или как клиникам и врачам продвигаться в Instagram* после 1 сентября 2025 года?
Запрещается распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных или международных организаций:
○ деятельность которых признана нежелательной на территории страны;
○ доступ к которым ограничен на территории страны.

А значит, классическая «нативная» реклама у блогеров, которая стала одним из основных способов продвижения клиник и врачей, попадает под запрет для российских рекламодателей.
Ключевая причина — принадлежность Instagram* иностранной компании Meta, признанной в России экстремистской. Закон теперь запрещает российскому бизнесу размещать рекламу на ресурсах таких компаний, если это приносит им (компаниям) доход.
Парадокс в том, что доходы блогеров обогащают лишь их самих и госбюджет через налоги — Instagram* здесь не зарабатывает. Но факт запрета остается фактом.
Не паникуем! Давайте разберемся спокойно и по делу: что это значит, как адаптироваться и где искать новые возможности для медицинского бизнеса.
Что считается рекламой в Instagram*, а что — нет?
Тут можно смотреть на руководство ФАС. Суть в том, что рекламой считается информация, нацеленная на привлечение внимания, стимулирование интереса или продвижение товара/услуги клиники. Личный неоплаченный и несогласованный опыт — не реклама.
Но главная проблема: как на практике отделить такой опыт от скрытой оплаченной интеграции? Вероятно, по косвенным признакам, используемым для выявления нативной рекламы: ○ контент сконцентрирован вокруг продукта/эксперта; ○ основной акцент сделан на его характеристиках/достоинствах; ○ отсутствует органичное сочетание с остальным контентом (неестественность подачи в рамках стиля автора).
Ситуация развивалась так: ○ Июнь 2025: Роскомнадзор выступил с требованием удалить всю рекламу, опубликованную в Instagram* до вступления закона в силу. ○ Июль 2025: ФАС внесла ясность. Не обязательно удалять уже существующую рекламу, главное — прекратить ее активное продвижение. Ни в коем случае нельзя допускать ее распространения. Рекламу можно сохранить, если:
○ не ссылаться на нее в других постах (с помощью гиперссылок, хештегов и т. д.); ○ не репостить ее; ○ не сохранять в закрепленных сообщениях; ○ не продвигать; ○ не указывать действующие предложения, акции и скидки. Важно: даже при соблюдении этих условий рекомендательные алгоритмы после 1 сентября могут показывать рекламу пользователям через органический трафик. Такой показ равносилен распространению и нарушает правила. Поэтому сохранение рекламы оправдано, только если полностью исключен риск ее показа алгоритмами.
➊ Прямые рекламные интеграции. Вы больше не сможете платить блогерам за создание постов, сторис, Reels, где напрямую продвигается ваш продукт/ услуга/ эксперт с маркировкой и т.д. Например, такие подачи НЕЛЬЗЯ будет использовать:
➋ Скрытая реклама. Это всегда было незаконно, но теперь риски колоссально возрастают. В соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа: Но эта перспектива не гарантирует соблюдение закона. Часть бизнеса готова платить штрафы, если запрещенный способ рекламы сулит значительный охват и даже продажи. Ключевой момент в том, что закон предусматривает ответственность как рекламодателя, так и распространителя (блогера), что дает ФАС основание привлечь к ответу и заказчика, и исполнителя одновременно. При этом некоторые блогеры и их менеджеры планируют продавать рекламу в Instagram*, причем ОФИЦИАЛЬНО! Просто они будут оплачивать штрафы рекламодателям (физ.лицам и ИП) — и за себя, соответственно, тоже. Не все на такое пойдут, но блогерам с высокой стоимостью рекламы выгоднее будет не отказываться от нее. Посмотрим, как это будет выглядеть на практике для медицинской ниши.
Полностью «выключить» блогеров из маркетинга в Instagram*, скорее всего, не получится: с 2022 года пользователи этой соцсети пережили столько изменений, что вряд ли согласятся оставить ее только ради контента. Так что подход нужно кардинально менять. Фокус смещается на некоммерческие, информационные и органические форматы:
➊ Бесплатный PR и коллаборации (бартер): 1. Продукты на обзор: без договора оплаты, только с предоставлением товара. Блогер может (но не обязан!) рассказать о нем, если захочет, исключительно в рамках своего честного мнения. Например, клиника стоматологии может отправить свои зубные пасты, щетки и другие средства. Никаких обязательств по содержанию, срокам, позитивному отзыву. Это должен быть исключительно органический контент по инициативе блогера. 2. Информационное сотрудничество: Приглашение на мероприятия, особенно тематические: о здоровье, ЗОЖ, материнстве, психологии. Это могут быть дни открытых дверей, мастер-классы врачей, лекции, открытие нового отделения/кабинета — опять-таки без оплаты за пост! Цель — дать блогеру опыт и информацию. Если ему понравится, он может рассказать об этом («Побывала в клинике X на лекции по детской стоматологии, узнала много полезного»). ○ Консультации/демо-услуги (с осторожностью!): блогер получает бесплатную консультацию специалиста — например, диагностику у стоматолога, консультацию косметолога, check-up в рамках знакомства с клиникой. Никаких обязательств на отзыв или позитив! Это исключительно личный опыт («Познакомились с клиникой X»). ○ Образовательный контент для блогера: он приглашает эксперта клиники для записи интервью или ответов на вопросы подписчиков (например, «Спросите у нашего стоматолога» в Stories). Акцент на пользе, а не на продвижении клиники. Клинику можно упомянуть как источник экспертизы. ○ Совместные эфиры: например, 2 врача могут общаться на одну тему с разных сторон, при этом итоговый эфир выкладывается в соавторстве — подписчики могут перейти на страницу второго специалиста. ○ Совместные посты или reels в соавторстве двух или нескольких экспертов. ○ Репосты, появившиеся относительно недавно, но уже пользующиеся популярностью. 3. Акцент на органическом UGC (User-Generated Content): ○ Поощрение реальных отзывов: создаем условия, чтобы пациенты хотели делиться позитивным опытом в своих аккаунтах. Это самый ценный и легальный контент. ○ Конкурсы и активности (без привязки к отзывам): призом может быть консультация или процедура. Условия — подписка, отметка друга. Победители могут потом рассказать о своем опыте, но это их личный выбор. ○ Бартер: обмен товарами/услугами (например, клиника предоставляет услугу блогеру, а он делает съемку самого посещения клиник без отметок, просто честный отзыв). Важно: бартер работает, только если контент — это органическое упоминание по желанию блогера.
➋ Работа ВНЕ Instagram* — перенос фокуса на другие платформы, где реклама блогеров РАЗРЕШЕНА и эффективна Начните развивать другие соцсети: Телеграм, ВК, Ютуб, Дзен и др. — и в дальнейшем закупайте рекламу там. Это легально и эффективно. Разберем на примере нашего кейса. Еще 2 года назад в работе с нашим клиентом было принято решение (наряду с закупкой рекламы в Instagram) начать продвижение его Телеграм-канала. Наш клиент — врач-остеопат из Екатеринбурга, Атякшев Александр Викторович, который преподает и развивает уникальный для России метод P-DTR. Он выпускает запатентованные методики, научную литературу, запускает онлайн-курс по обучению данному методу. Это очень узкий профиль в медицинской нише для продвижения, а тем более для рекламы. За этот период нам удалось привлечь более 4000 подписчиков со средней стоимостью подписки в 137,5 руб., вместе с этим продвигая его Instagram*.
Но уже около года, несмотря на постоянные изменения в законе и маркировку самой рекламы, мы видим, что стоимость подписчика в Телеграме была в 2-3 раза ниже стоимости в Instagram* (хотя для самой площадки она считается приемлемой и даже хорошей). По этой причине мы приняли решение Instagram* «держать на плаву», но 80% бюджета все-таки вкладывать в Телеграм, который дает ожидаемые результаты. Совет: анализируйте, где еще есть ваша аудитория. Оцените площадки, на которые ранее не обращали внимание, и, пока есть возможность, переводите аудиторию туда. Вывод: эпоха «легких» рекламных интеграций в Instagram* заканчивается. Но маркетинг для медицинских блогов не исчезает — он меняется. Фокус теперь на легальных площадках, органике и честном, долгосрочном взаимодействии с блогерами и аудиторией. Адаптируйте стратегии, распределяйте усилия по разным каналам, работайте строго в правовом поле — и вы обнаружите свежие и, возможно, даже более результативные векторы роста. Если вам нужна помощь с этим — то команда PikArt SMM всегда рада помочь и всегда знает, что будет дальше... *Instagram — продукт компании Meta, признанной экстремистской в РФ

Нужно ли удалять рекламу в Instagram*, опубликованную до 1 сентября?
Что запрещено после 1 сентября 2025:





Как тогда закупать рекламу в Instagram*?

