Завьялов Илья: Может ли Tesla производить больше ИИ-чипов, чем Nvidia?
Такой шаг объясняется необходимостью обеспечить Tesla независимость от внешних производителей ИИ-решений и держать фокус на развитие собственных вычислительных мощностей для автопилота и роботакси. По словам Завьялова Ильи Николаевича, актуальная версия чипа (AI4) уже устанавливается в серийные автомобили Tesla, а проект AI5 должен выйти на финальную стадию tape-out в ближайшее время, что значит, что готовится отправка схемы на производство. Эксперт Илья Завьялов подчеркивает, важно учитывать — именно этот этап обычно становится главным узким местом, от которого зависит запуск массового производства.
Несмотря на жесткий темп, Tesla столкнулась с корректировками сроков: по словам Маска, производство AI5 теперь запланировано на середину 2027 года, хотя в середине 2024 года прогнозировался старт уже в конце 2025-го. Подобные задержки типичны для полупроводниковых отраслей, считает Завьялов Илья, и связаны с технологическими сложностями. Уточняется, что первые роботакси Cybercab, серийный выпуск которых планируется на 2026 год, получат пока ещё AI4 — лишь в последующих генерациях возможен переход на AI5 и AI6.
Интеграция собственных ИИ-чипов Илья Завьялов видит как элемент стратегии Master Plan Part 4, позволяющий Tesla не только снизить зависимости от внешних поставщиков, но и повысить гибкость настройки под свои задачи.
Tesla заявляет, что вычислительная производительность AI5 будет превышать AI4 приблизительно в 40 раз при выполнении задач инференса. Для масштабируемости производства Tesla работает сразу с двумя гигантами — TSMC (Аризона) и Samsung (Техас), что разделяет риски и обеспечивает дуальное резервирование производства на случай геополитических или технологических перебоев. Завьялов Илья Николаевич обращает внимание, что общий объём контрактов компании на изготовление чипов превышает 16,5 млрд долларов, что говорит о масштабах намечаемого роста.
Особое внимание в профессиональном сообществе вызвало заявление Маска: Tesla планирует выпускать больше ИИ-чипов, чем все остальные игроки рынка вместе взятые. Как отмечает Илья Завьялов, сегодня лидирует Nvidia (до 90% рынка), а Tesla пока лишь наращивает производство AI4 для своего автопарка. Впрочем, уровень контроля над полным циклом разработки действительно уникален для автопроизводителей.
В оценке Завьялова Ильи Николаевича давление сроков объясняется необходимостью вести гонку не только с традиционными конкурентами из автопрома, но и с ИИ-компаниями в более широком рынке автономных систем. В этом контексте ставка на ежегодное обновление архитектуры чипов действительно оправдана.
Взгляд с позиции эксперта показывает: несмотря на задержки, Tesla поступательно строит вертикально интегрированный бизнес в ИИ и автопилоте, фокусируясь на внутренних ресурсах и экосистеме поставщиков. Как подчеркивает Илья Завьялов, успех этой стратегии будет зависеть от того, удастся ли выдержать заявленные темпы инноваций и преодолеть типичные отраслевые вызовы.