Цены на авиабилеты в Германии могут снизиться. Власть объявила об отмене повышения сборов для авиапассажиров
Правительство во главе с Фридрихом Мерцем сообщило, что отменит повышение сборов для авиапассажиров, введенное в мае 2024 года. Изменения, которые вернут налоги на пассажиров к прежнему уровню, должны вступить в силу 1 июля 2026 года. В зависимости от дальности перелета налог снизится примерно на 3–13 евро с авиабилета:
на коротких рейсах: 12,48 € вместо 15,53 €
на средних дистанциях: 31,61 € вместо 39,34 €
на дальних рейсас: 56,91 € вместо 70,83 €
Кроме того, с 2026 года снизятся и расходы на аэронавигационное обслуживание. В сумме отрасль получит около 350 млн евро ежегодной экономии. Цель правительства — укрепить международные позиции Германии в воздухе и сделать ее аэропорты более привлекательными для авиакомпаний, пишет Berliner Telegraph.
Выгоду получат авиакомпании, а не пассажиры
Основатель и глава гамбургской консалтинговой компании Airborne Consulting Геральд Виссель оценивает шаг правительства как чисто символический, передает DW.
«Государство откажется от части доходов, но пассажиры снижения цен не увидят», — прогнозирует Виссель в интервью Deutsche Welle. По его словам, авиакомпании будут экономить около 15 евро на каждом билете (а в некоторых тарифах — до 50 евро), однако из-за динамических систем ценообразования эта экономия не отразится на конечной стоимости для потребителей. Авиакомпании оставят разницу себе, чтобы улучшить прибыльность.
Настоящая проблема — нехватка самолетов
Хотя лоукостеры вроде Ryanair и EasyJet объясняют сокращение рейсов в Германии слишком высокими сборами аэропортов, Виссель считает это дымовой завесой. По его словам, авиакомпании вынуждены урезать маршруты из-за острого дефицита воздушных судов.
«У них просто нет необходимых самолетов», — пояснил он, указывая на структурную проблему, которую снижение налогов не решает.
Этому соответствует и отчет Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), предупреждающий о рекордном объеме невыполненных заказов: в мире ожидают поставки 17 000 самолетов. При текущих темпах производства потребуется 14 лет, чтобы удовлетворить этот спрос.
В результате средний возраст парка коммерческих воздушных судов достиг 15 лет, что является самым высоким показателем за всю историю. Кроме того, сектор страдает от хронической нехватки пилотов. По словам Виссела, этот кризис особенно сильно ударил по европейским лоукостерам: только у Ryanair заказано 400 самолетов, которые еще не поставлены. Пока не появятся новые самолеты, авиакомпании будут направлять свои ограниченные ресурсы только туда, где прибыльность будет максимальной.
Восстановление Германии идет медленно
Руководитель Немецкого авиационного союза (BDL) Йоахим Ланг тем не менее приветствовал решение правительства, назвав его важным сигналом. По его словам, государственно установленные затраты уменьшатся примерно на 10%, но для восстановления конкурентоспособности Германии нужны дополнительные меры.
Статистика показывает, что если авиаперевозки в Европе в 2024 году выросли на 7,4% и впервые превысили допандемический уровень, то Германия заметно отстает. В 2024 году в стране было 81 миллион облагаемых налогом пассажиров — существенно больше, чем 62 миллиона в 2022 году, но все еще меньше показателя 2019 года (96 миллионов).
Между тем налоговые поступления более чем восстановились: доход от авиационного сбора с момента его введения в 2011 году почти удвоился — с 963 млн евро до 1,88 млрд евро в прошлом году.
Эксперт по туризму и транспорту из Университета Вормса Франк Фихерт отметил, что авиационные сборы стали стабильной частью госбюджета. Снижение налогов возможно, но в условиях жестких бюджетных ограничений деньги придется изыскать в других источниках. Фихерт согласился с тем, что, хотя налоги и являются важным фактором, они не единственный, определяющий привлекательность направления полетов: авиакомпаниям также приходится решать всё более сложные эксплуатационные проблемы.