Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
53 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

SEO умерло? Публичный спор сеошника с редактором о настоящем и будущем поисковой оптимизации контента

«ИИ-поиск убивает трафик» — тезис, который у всех на устах. Экс-главред Skillbox уверен: это очищающее пламя сожжет SEO-контент. Но так ли однозначна картина? Как сеошник, работающий с бренд-медиа, я вижу другую сторону медали: не смерть, а фундаментальное изменение правил игры. Разберемся без крайностей.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Экс-главред Skillbox Андрей Коновалов у себя в TG-канале написал пост о том, что ИИ-поиск уничтожит SEO, и это позитивные изменения.

Меня зовут Илья Карбышев, я занимаюсь SEO для контентных проектов и веду единственный Telegram-канал про SEO для редакторов, копирайтеров, маркетологов Бухта Карбышева, поэтому у меня есть что возразить. В комментариях пишите, что вы думаете по ситуации.


SEO-апокалипсис нарастает уже год — ИИ-поиск убивает трафик на контентные проекты. Особенно волнуются те, кто вкладывался в «статейники» под видом бренд-медиа.Раньше логика была простой — пишем десять статей, получаем Х трафика, пишем 100 статей — получаем X*Y трафика, конверсия известна, нормальный бизнес-проект.

Теперь хз — пользователи ограничиваются кратким саммари в поиске и дальше не идут.

Конечно, в отчаянной попытке самоутешения сеошники и контент-маркетологи от SEO говорят, что, мол, всё ок, надо просто теперь ещё и GEO учитывать, и будет вам трафик даже из саммари. И статистику показывают, вот, есть траф, работаем!

Но понятно же, что это _совсем_не_тот_траф_. Он тупо меньше. Это та самая «обычная бумага, за неимением гербовой». С паршивой выдачи хоть уников клок.

Как ни крути — это падение. Вся старая модель начинает крениться, и совсем скоро многие редакции, занимавшиеся SEO-продуктами, выйдут на мороз. Просто потому, что экономика перестаёт сходиться. Нет трафа — нет мультиков.

Я эту ситуацию приветствую всей душой. Потому что SEO — это худшее, что случалось со смысловым пространством. Оно отформатировало мозги маркетологов и предпринимателей. Заменило «читателя» «трафиком». Поставило на первое место интересы поисковиков, а не людей.

И привело к повсеместному классическому:
«— Сколько варить гречку?
— Гречка известна с давних времён...»

Например, вот реальная рекомендация SEO-консультанта: «Смотри, здесь есть хороший потенциал в позициях, вам под этот кластер нужно написать статью „Всё про управление персоналом“».
SEO — это массовое насилие над смыслом. Это умышленное снижение качества и ценности текстов для уменьшения себестоимости. Это обесценивание самой идеи медиа, перевод фокуса с генерации смыслов на генерацию трафика.

Когда я рассказываю, как сделать бренд-медиа, самое частое непонимание — «погоди, что значит „вкладываться в дистрибуцию???“ Это же медиа нам трафик должно давать, иначе зачем оно вообще?!»

Кажется, что ИИ-поиск — это очищающее пламя преображения.

Медиа падут. Но возродятся, вернувшись к основам — к работе с реальными, живыми людьми, к формированию сообществ, где будет высока доля постоянных, лояльных читателей.

Которые приходят сознательно, за ценными смыслами, а не за словоблудием про известность гречки с давних времён.

А все, кто в своих проектах уже сейчас делает на это ставку, возвысятся. И это будет хорошо.

Андрей Коновалов

По мне, говорить про «очищающий огонь» пока рано.

Комментирую пост и SEO-апокалипсис, как я его вижу.

В целом, я с постом согласен, так Андрею в комментариях и написал. Но только если считать, что SEO — это статьи по типу «как варить гречку». Мы со многими коллегами занимаемся все-таки не этим. А теперь пройдусь по пунктам и прокомментирую цитаты.

«Пользователи ограничиваются кратким саммари в поиске и дальше не идут».

Да, переходят меньше в целом, но мотивация кликнуть сильно зависит от цели пользователя. Если интерес праздный и достаточно прочитать определение в выдаче, вопрос не жизненно важен, то я не буду кликать дальше.

В таком случае, я, скорее всего, и не клиент. Клиенту недостаточно поверхностной информации: он хочет закрыть свои вопросы, снять беспокойство, сомнения и тд, узнать важные для него детали. Саммари эту задачу не решит, так как у саммари нет ответственного за контент.

И вот по запросам с коммерческим, околокоммерческим интересом (а бренд-медиа — это коммерческий проект, мы продвигаем продукт, компанию), пользователи придут на сайт. И не только на продуктовые страницы, но и на информационные.

Второй нюанс. Трафика из саммари, конечно, становится меньше. Но, как говорил Шариков, «у самих револьверы найдутся»: поиск сейчас оборудован ИИ, но и создатели контента им тоже оборудованы. Производство контента ускорилось.

Не скажу, что я это приветствую, я против создания огромного потока «нейрохрючева», но есть и польза. Например, мы можем закрывать спрос гораздо быстрее. При появлении нового инфоповода, мы гораздо быстрее его отработатаем и выдадим нужный контент пользователям.

За счёт ускорения производства нивелируется эффект низкой кликабельности, поскольку просто идёт больший охват аудитории в целом.

«Сколько варить гречку?»

Если говорить о «гречке» и бессмысленном словоблудии, трудно не согласиться. Но если рассматривать SEO как инструмент работы со спросом, его польза огромна.

Благодаря SEO мы получили аналитику — точное понимание, чем интересуется наша целевая аудитория и в каких формулировках она об этом говорит. Мы начали давать людям именно то, что они ищут.

По сути, современный контент-ландшафт сформировался именно из этого: мы знали, что людям нужно, и создавали под это материалы. Интернет наполнился тем, что пользователи хотели видеть, и за счёт этого аудитория росла. Возникал спрос — мы его закрывали. В этом смысле SEO стало важнейшим инструментом взаимодействия с аудиторией.

Если в будущем не появятся инструменты, позволяющие изучать, как люди взаимодействуют с ChatGPT и другими нейросетями, мы можем потерять понимание, в какой информации люди нуждаются. Без понимания спроса нейросети рискуют зациклиться — бесконечно пережёвывать одно и то же, не удовлетворяя растущие потребности пользователей.

Кстати, про будущее — я недавно ванговал, что произойдет с SEO, если (или когда) нейровыдача уничтожит сайты:

Смотреть на Ютуб.

«Экономика перестаёт сходиться у контентных проектов»

Это происходит давно, и не только из-за SEO.

Так себе идея запускать медиапроект, не имея продукта, и зарабатывать чисто на рекламе. Нейросети тут даже ни при чём — это в целом плохая бизнес-модель для 2025 года.

Задолго до появления нейросетей мы обсуждали на одном из эфиров, что медиа, да и в принципе бизнесу, не стоит зависеть от одного источника трафика. Даже в «золотые годы», когда мы росли на SEO-трафике, нельзя было допускать, чтобы он доминировал. Всегда нужна была и дистрибуция, и пиар.

Про бессмысленные статьи, про то, что «надо написать статью под кластер, чтобы получить позиции», — про это я постоянно бухчу у себя в ТГ. Закрыть какой-то кластер не является бизнес-целью. Это может как-то поспособствовать где-то на далёком уровне воронки, но это не цель.

Не надо писать на темы, которые не приносят вам клиентов и никак не связаны с вашим бизнесом. Это, вроде очевидно, и нейронки тут ни при чём. Если вы не продаёте гречку, и не готовите ее — не пишите про гречку.

Затрагивал эту тему в одной из предыдущих статей.

«SEO — это массовое насилие над смыслом. Это умышленное снижение качества и ценности текстов для уменьшения себестоимости»

SEO когда-то действительно испортило тексты — там, где мы считали процент уникальности и вхождения ключей. Но сейчас всё гораздо хуже. Именно нейросети как раз и убивают качество.

Я не видел ни одного кейса, чтобы контент-агентство за счёт нейронок стало делать тексты лучше. Они просто ускорили и удешевили производство.

Контент от нейросетей бывает хуже, чем у самых слабых копирайтеров. Потому что его слишком легко делать. Копирайтеру хоть заплатить надо, принять текст, дать правки — это хоть какой-то фильтр. А тексты от нейронок заливают просто «как есть».

ИИ-поиск — это «очищающее пламя преображения».

Хотелось бы, но пока он очень тупой. Для попадания в ИИ-поиск, в эти самые ответы, работают самые банальные SEO-методы из 2016 года.

ИИ-алгоритмы пока очень тупые и несовершенные. Они ориентируются в основном на текстовую релевантность — это откат в 2016 год. Или на авторитет сайта из списка разрешенных (например, Дзену можно доверять, считает Алиса).

Подробнее разбирал работу Алисы в поиске тут:

Смотреть на Ютубе.

Сейчас мы находимся в той зоне развития технологии ИИ-поиска, когда выдачей манипулируют как только можно. Проблема в том, что она достаточно волатильна, и сложно получать стабильный результат.

И успехи в ИИ выдаче, и провалы — случайны и невоспроизводимы.

Поэтому «огонь» сжёг пока что-то не то.

Вот еще несколько любопытных комментариев из моего ТГ-канала Бухта Карбышева:





А с какими вызовами ИИ-поиска столкнулись вы? Делитесь в комментариях — обсудим вместе. Как недавно мы с Родионом Скрябиным обсудили влияние нейровыдачи на бренд-медиа и пришли к выводу, что пока тревожиться не стоит, но в курсе быть надо.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.