Как будут покупать одежду в будущем
Ненавижу выбирать одежду, а именно ходить по магазинам, переодевая десятки вещей в поисках одной подходящей. А ещё я боюсь продавцов-консультантов. Покупать в интернете я не рискую, потому что легко ошибиться с размером. Да, я знаю про сетки размеров и как с их помощью выбирать, но всё же конкретная фигура в эти абстрактные параметры вписывается неидеально.
Не так давно я узнала о существовании конструкторов одежды, где можно заказать вещи под свои мерки, выбрав понравившийся фасон и ткань. Случилось это внезапно: к 8 марта венчурный инвестор Александр Румянцев подарил сертификат на заказ любой вещи в своем стартапе – конструкторе одежды Aveeva. Я выбрала классическое платье из ткани джерси, и оно действительно круто село (правда, доставку за пределы РФ я ждала почти месяц):
Я в платье от Aveeva
Этот опыт натолкнул меня поискать подобные проекты и оказалось, что таких онлайн-ателье много. Потом мне стало интересно, как может выглядеть покупка одежды в будущем и я попробовала разобраться.
“Портноматы” – одежда от портного на новом технологическом уровне
Одежда “от портного” удобнее и сидит лучше, чем фабричная, сшитая под стандартные размеры. Её недостатки тоже понятны: она дороже и её пошива приходится ждать. Но можно ли сделать индивидуальный пошив дешевым и быстрым?
Дмитрий Гончаренко, директор по развитию ПланФикс и визионер считает, что да: “Скорее всего, в будущем одежда от портного победит фабричную – просто на новом технологическом витке вместо человека в качестве портного будет выступать автомат. Легко представить, как вместо пошива сотен тысяч и миллионов изделий стандартных размеров и развоза их по складам и торговым точкам, популярный бренд одежды размещает в ключевых местах свои «портноматы», в которые оперативно загружаются новые модели и подвозятся ткани и фурнитура. Цифровые мерки конкретного заказчика, снятые и периодически обновляющиеся при помощи умной одежды, используются в таком портномате для изготовления персонального наряда сразу после его заказа в интернет-магазине – или даже покупки в торговом центре.
Звучит как фантастика, конечно – но никаких принципиальных ограничений для возвращения эры «одежды от портного» на новом технологическом уровне нет. К тому же, есть еще один важный штрих, который придает уверенности этому прогнозу: уже сейчас мы видим множество сервисов по пошиву одежды на заказ. Они не выстреливают только потому, что пытаются решить эту задачу на текущем технологическом уровне – а это очень типичная картина, на границе смены технологических систем обычно так и происходит”.
А вот реальный прототип такой истории – видео с вязальным автоматом под конкретные мерки.
Никаких назойливых продавцов-консультантов
“В ближайшие несколько лет в российском ритейле получат широкое распространение так называемые умные прилавки на базе технологии Lift&Learn. Работает она следующим образом: когда покупатель подходит к прилавку или витрине и снимает с полки, например, те же кроссовки, он мгновенно получает максимум информации о товаре (описание, наличии необходимых размеров, советы дизайнеров и так далее) на расположенных рядом цифровых экранах. Таким образом, покупатель, не прибегая к помощи порой навязчивых продавцов-консультантов может с гораздо большим психологическим комфортом принять решение о покупке”, – рассказывает Дмитрий Шабанов, руководитель направления аудиовизуальных комплексов компании КРОК.
Поиск одежды по фотографии
“В области ритейла одежды нарастает использование технологий компьютерного зрения. Самое очевидное их применение это поиск одежды по фотографии. Пользователь видит, например, фотографию знаменитости в интернете и хочет найти похожую одежду в магазине. Или пользователь видит интересную одежду в реальной жизни, фотографирует и находит похожую одежду в интернете. В поиске Яндекса есть возможность задать запрос не текстом, а картинкой. И очень часто таким поиском пользуются именно для одежды, обуви и аксессуаров.
Кроме того, компьютерное зрение используется в рекомендательных системах. Работает это так: когда пользователь рассматривает некую одежду, ему также предлагается и визуально похожая одежда”, – говорит Александр Крайнов, руководитель службы компьютерного зрения Яндекса.
Примерка без переодевания
Виртуальные примерочные позволяют понять, как будет смотреться потенциальная обновка, не надевая ее в реальности. “Эта функция уже внедрена у Ray Ban. На их сайте можно примерить любую пару очков онлайн. Вы увидите видео примерки и моментально оцените, подходит ли конкретная модель к вашей форме лица”, – рассказывает Владимир Евладов, основатель маркетплейса люксовой одежды luxyy.com.
На помощь покупателю приходит дополненная и виртуальная реальность, 3D технологии. “Виртуальные примерочные ориентированы не только на оффлайновые точки продаж, но и интернет-магазины. По данным аналитиков рынка, решения данного класса могут увеличить конверсию от просмотра товаров с 8% до 40% и значительно снизить процент возврата товаров. Сейчас технологии способны передать изображение в очень высоком качестве, что позволяет рассмотреть даже фактуру ткани при покупке одежды”, – говорит рассказывает Дмитрий Шабанов.
Сверхреалистичная виртуальная примерка
Виртуальная примерка станет “реальнее реальной”. Можно будет увидеть одежду не только в примерочной, но и в разных жизненных ситуациях. “Очень важно увидеть вещи на себе виртуальном в движении: как развевается шлейф платья или как ведёт себя широкое пальто из тяжёлой ткани в застёгнутом виде во время дождя, «прожить» это виртуальное событие. Чем больше возможностей предложит дополненная реальность, тем эффективнее и увлекательнее будет процесс покупки”, – говорит Светлана Чайка, директор и дизайнер марки одежды CHASTO.
Магазины без товаров
“Все идет к тому, что в магазинах будет представлено меньше товаров, потому что основная их масса будет демонтироваться в максимально высоком качестве с помощью электронных каталогов и виртуальных примерочных. Магазины будут представлять собой некие шоу-румы, позволяющие определиться с выбором из гигантского количества вариаций одежды и обуви”, – считает Дмитрий Шабанов.
Подбор одежды нейронными сетями
Нейросети – новые стилисты. “Очень перспективным выглядит подбор одежды для конкретного человека, или, например, подбор аксессуаров под тот, или иной предмет одежды. Современные технологии на базе нейронных сетей вполне позволят создавать такие продукты”, – считает Александр Крайнов.
Конечно, это далеко не все. Если вы знаете о существовании каких-то крутых технологий, упрощающих покупку одежды, или у вас просто хорошая фантазия – пожалуйста, пишите комментарии.