Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
665 4 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

​Как и зачем писать хайку — вот именно вам

Моя задача — так рассказать вам про хайку, чтобы вы немедленно начали пробовать писать. Не хайку, так сэнрю или хокку, вариантов множество.

Хайку это что-то странное

Самое известное в мире хайку очень странное. Странное непонятной своей простотой.

старый пруд

прыгнула лягушка.

всплеск (воды)

Это Мацуо Басё, еще одно "наше всё" )))

Нормальные люди вообще не понимают, кому какое дело до этой лягушки. Переводчики очень стараются как-то намекнуть читателю, что не все так просто, и добавляют "всплеск в тишине". Не помогло? Не удивительно.

Это дзен. Пустотность, все дела. Не было ничего, прыгнула лягушка, мир изменился. Вечное-сиюминутное, фуэки рюко и т.п. Басё шлифовал свои канонические хайку годами, мог вернуться и заменить одно слово, потом еще раз. Как нарочно, чтобы нам теперь стало совсем ничего не понять.

Но тот же Басё писал и более простые вещи. Например, вот:

кошек любовный ор

стихает — в спальне

блеклая луна

Это тоже Басё, перевод почти дословный.

Или вот:

дуралей во тьме

на колючку налетел —

светляка ловил

Хайку было написано в 1680 году! Могу поспорить, его вам объяснять не надо.

Вообще Басё радует открытиями, только займись. Но я не буду грузить вас, это надо самим закопаться, когда будете готовы.

Не Басё единым

На самом деле после Басё было еще много всего. Я люблю хайку, которые писал Кобаяши Исса. Он очень интересный был человек, саркастичный и язвительный.

бумажный мусор

цветами пиона прикинулся

под сенью листвы

Или вот:

громко пукнув,

лошадь подбросила кверху

светлячка

Не пугайтесь. Это Исса, он в паре "фуэки рюко" (вечное и сиюминутное) всегда находил такое сиюминутное, что прямо вот ой.

Этот шутник родился в 1763 году.

А вот это хайку написал Эзра Паунд.

The apparition of these faces in the crowd;

Petals on a wet, black bough.

Что я пытаюсь тут сказать

Наверное, в первую очередь развеять эти мифы — что хайку это грустное про природу, что без постижения пустотности и дзен-практики вы ничего не поймете, что все это игры каких-то высоколобых интеллектуалов.

Собственно, я недавно это уже высказала в своем Медиуме: https://goo.gl/BSW9SP.

Так что давайте уже перейдем к делу.

Чем лично вам поможет хайку? Вы станете лучше писать

Вот так вот просто. Даю гарантию 100%. Хорошо, будем честны — 85,3%. Даже если вы просто попробуете — это оставит след и еще отзовется.

Почему так?

1. Хайку меняет взгляд на мир. Вы начинаете думать другими категориями. Выходите из центра мироздания и пытаетесь передать то, что происходит с вами, без прямых описаний и называний. Ищете резонанс с окружающим миром. Начинаете замечать, какого цвета сегодня небо, куда клонится ветка под снегом, как блеснула обертка от шоколадки под фарами проехавшей машины. Вы становитесь частью мира, это происходит само собой. Частью, не центром. Очень полезная практика.

2. Хайку вынуждает вас писать очень ёмко. Приходится искать слова — так, чтоб все три строки были наполнены смыслом, не повторялись образы и при этом вы передали не только факты, но и настроение. Но не назвали его. Это трудно.

3. Вы начинаете ценить силу каждого слова и учитесь, как сказать достаточно, но не слишком. В хайку есть такое понятие — недостроенный мост. Достаточно сказать "опавшие листья", чтобы уже не упоминать, что осень. Вы удивитесь, сколько слов можно не писать, а вас все равно поймут.

Примеры наугад

тихая ссора

считаю седые волоски

в ее проборе

Всё тут. И длинная совместная жизнь, и особенность отношений, м?

голубь за окном

воркует

кофеварка

А вот тут любимый прием — перевертыш. Можно прочесть две первые или две последние строки. Их связывает звук.

Хайку или хокку

Вот, кстати, в Рунете — это важный вопрос. У японцев проще: хокку — начальная строфа ренги (сцепленных строф), со временем строфа стала самостоятельным произведением и назвали ее хайку.

В Рунете все перекосилось самым причудливым образом.

Есть хайку и есть хокку — и это разные вещи.

В хокку самое главное — подсчет слогов. Сторонники хокку умеют считать только до семнадцати. В первой строке 5 слогов, во второй — 7, в третьей снова 5. И хоть застрелиться автору. Как результат такого формализма, в хокку делают переносы или добавляют до ровного счета разные "эх", "ой" и пр.

Еще отчего-то хокку унаследовали признаки сэнрю — иронических трехстиший.

Самое популярное в моем твиттере хокку:

бежать от невзгод

помогает немного

хороший коньяк

Если задаться целью, вписываться в этот ритм приучаешься быстро. Всего каких-то 2-3 сотни хокку — и вы перестанете загибать пальцы.

В хайку все сложнее. Сторонники хайку стараются адаптировать другие каноны японского жанра — те, что касаются смысла. Длина строк не зажимается в тиски 5-7-5, и этому есть простое объяснение: японские и русские слоги кардинально различаются, незачем вгонять язык, имеющий другую основу, в чуждые рамки.

Что важно в хайку

  • Простота образов.
  • Резонанс двух явлений — вечного (сезон, природное явление) и сиюминутного.
  • Экономность образов — если зацепили нечто (туман, утро, снег), незачем повторяться в следующих строках.
  • Отсутствие домыслов, рассуждений, фантазий.
  • Метафоры и иносказания использовать можно, но они не должны быть основой хайку. Лучше вообще не использовать.
  • Основа хайку — соположение образов, а не сравнение. Отлистайте вверх к Эзре Паунду. Там лица в толпе отдельно, лепестки на черной ветке отдельно. Они связаны визуально, но он не написал "лица в толпе КАК лепестки на черной ветке". Связь не должна быть "потому что". Она может быть неявной.
  • Вот тут можно почитать с примерами, как писать хайку: http://www.aif.ru/dosug/1844660.

Чё-то сложно...

Хайку — если закопаться в тему — и правда штука довольно сложная, ограниченная многими формальными и смысловыми требованиями. Один лишь югэн может ввергнуть вас в длительную задумчивость, а прочитав про аварэ или ваби-саби (это не кафе в Москве), можно переписать все ранее написанное.

Выход есть.

К хайку можно относиться проще. Можно признаться себе, что настоящее хайку вы напишете одно из пары сотен. Но это значит, что пару сотен таки стоит написать. И это могут быть какие угодно хайку.

Например, вы можете писать путевые заметки в три строки. Как это, собственно, делал Басё.

Или — как Эраст Фандорин и японские самураи — использовать сочинение хайку для сосредоточения и медитации. Поверьте, необходимость упаковать в 6-7 слов то, что вы только что почувствовали, может занять вас надолго. Чем не занятие для утренней пробки.

Если трудно начать, можно брать первую строку любого хайку и придумывать продолжение. Мы так пишем в своем сообществе хайку на день, удивительно, сколько вариантов можно придумать.

А еще есть такая форма как сэнрю. Сэнрю — это тоже три строки, но требования к ним проще. Это ирония, шутка, основа сэнрю — угачи, можно перевести как озарение, проще — это восклицание "ах ты ж! надо же!". То есть анекдот как он есть. Сэнрю не требует высокого штиля, это отдушина для хайдзина.

сборник хайку

лучше всего удалась

дарственная надпись

(Виктор Грипасов)

или вот

Давно треснувшая чашка

жена говорит — мудзё

а я бы выкинул

(Александр Кривенко)

Пробуйте!

Это всего три строки. И не надо выдумывать что-то высокое, сложное или философичное. Можно просто записывать то, что с вами происходит. Однажды получится хайку.

* Все хайку без указания автора — мои.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Екатерина К
Пост напишу
Отправлю на спарк
Молчанье... не торт?
Ответить
Екатерина К
Над функцией бьюсь
Унылые строчки
Мелькают во тьме
Ответить
Екатерина К
Строку напишу
Энтер нажму
Завершается цикл
Ответить
Екатерина К
Как на спарк ни зайду
Пустота и тоска
Лучше делать стартап
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.