Почему я ненавижу стартапы
«Пускать пыль в глаза» - Какими-либо поступками создавать ложное (обычно лучшее) впечатление о себе. Учебный фразеологический словарь.
Многие хотят иметь свое дело, заниматься бизнесом при этом желательно ничего не делая, а чтобы на счёт просто поступали деньги. Сегодня модно быть «предпринимателем нового поколения», «стартапером», работать над KPI и сидеть в уютном офисе с боксерской грушей. С моей точки зрения, за потоком непонятных для обывателя «коворкингами», «оупенспейсами», «лидами» и «стартап митапами» часто скрывается простое нежелание работать. Начинающие предприниматели погрязли в попытках подражать Марку Цукербергу и вездесущему Стиву Джобсу.
Древние греки говорили: «Прежде чем спорить, давайте договоримся о терминах». Поэтому для начала, я бы хотел сформулировать конечную идею предпринимательства. Для меня это создание новой коммерческой структуры, которая предлагает продукт или услугу с теми особенностями или содержанием, которых нет на рынке. Цель предпринимательства – создание инновации в широком смысле и получение прибыли. Прибыль мы затронем далее по тексту, а теперь перейдём к инновациям.
Есть никем не подтвержденная статистика, что за прогресс нашего вида ответственны только 5% людей. Именно этому авангарду мы обязаны «айфонами», «кэндикраш», «фейсбуком» и тем, что перед выходом из дома нам больше не надо отлавливать вшей у себя на голове, потому что у нас есть горячее водоснабжение. Эти люди создают инновации в узком смысле. Открытия, которые позволяют нам совершать невероятные скачки в развитии и качестве жизни. Я же описываю тривиальные инновации, инновации в широком смысле, например, новая парикмахерская расположенная рядом с вашим домом. Возможность подстричься по пути от метро удобна для вас и ваших соседей, а если стрижку делают хорошо, то хозяин салона начинает получать прибыль. Таким образом, все оказываются в плюсе. Вы экономите время на стрижке, а предприниматель получает прибыль, потому что создал полезную бизнес структуру. С инновациями мы определились. Качество жизни потребителя растет, производитель получает доход, а на макроуровне это полезно для общества, потому что среди вот таких незначительных новшеств могут появиться самородки, которые обеспечат наш прогресс.
Часто стартапы страдают от того, что вместо фокуса на продукте или идее большинство новоиспеченных CEO и «фаундеров» сначала занимаются своим новым модным имиджем, а не работают над продуктом или его первой итерацией. Офис стал куда важнее, чем продукт. Стол для настольного тенниса стал важнее, чем продукт, а мысли о новых беговых кроссовках «NIKE» давно уже превалируют над мыслями о том, как сделать жизнь простых людей лучше или заработать на своей идее. Ведь Цукерберг же бегает, да и Маск поди тоже.
С моей точки зрения, перед тем, как стать эпатажной фигурой, героем интервью и гением современности нужно что-то создать или просто попытаться это сделать. Звучит сложно и совсем не модно. Нет флёра загадочности и «особой приближённости к императору». Вместо мотивированных и одаренных молодых людей, нацеленных на ведение реального бизнеса, мы получили целый выводок стартаперов на диване. За плечами предпринимателей, которых не касается эта статья, десятки неудачных проектов, некоторые из которых так и остались прототипами, однако это бесценный опыт. Я же веду речь о тех, кто не попытался сделать что-то свое, но сходил в магазин за парой одинаковых футболок и брюк. Прямо как у Марка Цукерберга. Потому что он представитель «стартап коммьюнити». Если бы Гоголь был жив, думаю, новым Хлестаковым стал бы именно «стартапер».
Давайте перейдем к обсуждению еще одной тенденции в развитии отечественного малого бизнеса. Цель фирмы – это получение прибыли. Хотя бы в этом сходятся все экономисты. Правила ведения дел, отношение к клиенту, рюмка водки перед переговорами – все это ритуалы, мишура, которой украшена компания. Однако, в современности, зачастую, все наоборот. Начинающие бизнесмены стараются найти буквально спиритическую подоплеку для коммерческой деятельности. «10 правил как стать богатым», «10 мыслей миллиардеров» стали новым священным писанием для тех, кто решил больше не работать «на дядю». Сколько из ваших знакомых подписаны на «Бизнес Молодость»? А сколько уверены, что для того, чтобы их лендинг с китайскими портмоне начал «генерировать лиды» непременно требуется сформулировать «мишн и вижн» компании? Мне кажется, что это напоминает момент, когда вместо работы мы начинаем лихорадочно приводить в порядок наш стол.
Статья получилась на злобу дня. Она может показаться резкой, может обидеть. Я не старался добиться такого эффекта, наоборот. Я верю в то, что предпринимательство может изменить наши жизни к лучшему. Предприниматели будут получать доход за продукт, занятые в их компаниях работники будут обеспечены трудом, а их потребители хорошими товарами и услугами. Предпринимательство способно помочь всему обществу. Давайте отойдем от бесполезного потока пустых терминов, давайте останемся без мантр, без правил, а с академическим желанием извлечь максимальную прибыль, которое двигало все человечество к процветанию еще до появления «ебитды» и «бутстрепера».