Исправление репутации вне контекста: управление репутацией при неправильном цитировании СМИ
Общение с представителями средств массовой информации — обязательная часть работы бренда. Неверное цитирование способно навредить деловой репутации. Если материал стал популярен, он закрепится в поисковой выдаче. Теперь его увидят партнёры и клиенты.
Агентство «Репутация Москва» рассмотрит три подобных случая: что было, как на это смотрит закон и что делать.
Исправление репутации публициста
Популяризатор науки Антон Первушин подал в суд на телеканал «РЕН-ТВ» и сеть магазинов «Буквоед». Так публицист защищает свои авторские права и деловую репутацию.
Антон Первушин рассказал, что сотрудники телеканал пошли на прямой обман. Отлично зная о своей славе в научных кругах, журналисты представляются работниками неизвестного телеканала. При этом никаких бумаг, подтверждающих их слова, журналисты не предоставляют. Просто сказали, что снимают научно-популярную передачу про исследования космоса.
Позже публицист увидел себя в псевдонаучной программе «Территория заблуждений» на «РЕН-ТВ». Фрагменты этого интервью попали в четыре книги: «От древних цивилизаций до наших дней», «Тайны древних цивилизаций», «Солнце, Луна, Марс» и «Тайны космоса». Исправление репутации публициста подразумевает компенсацию морального вреда и защиту авторских прав, а также изъятия книг из продажи. Судебное заседание назначено на 11 апреля. В соответствии с законом «О средствах массовой информации», участник интервью может попросить текст или другой информационный продукт на согласование. Хотя бы ради фактчекинга. Другое дело — журналист не обязан этого делать. С этим противоречием согласен Верховный суд Российской Федерации. Вопрос согласования регулируют сами СМИ через редакционную политику. Она регулирует все аспекты труда журналиста, в том числе и работу со спикером. Достоверные сведения — часть управления репутацией СМИ. Так вопрос интервью видит издание «Ведомости»: «Журналист должен предупреждать собеседника о том, что ведёт диктофонную запись разговора. В случае возражений со стороны собеседника запись производиться не должна. В любом случае прямые цитаты должны быть воспроизведены точно так, как они были сказаны». В конце февраля 2018 года российские СМИ обрушились на Леонида Якубовича, бессменного ведущего шоу «Поле чудес». Якобы ведущий в эфире программы «Сегодня вечером» назвал свою программу «шизофренией», а участие в ней — «диагнозом». Сообщение о критике Леонида Якубовича перетекло в социальные сети. Люди, в детстве путавшие ведущего с Дедом Морозом, не понимали, как он мог такое сказать. На деле фразу вырвали из контекста, чтобы подогнать её под кричащий заголовок. К сожалению, для многих российских СМИ управление репутацией — пустой звук. Ведущий просил участников воспринимать «Поле Чудес» не как возможность выиграть приз и показать смекалку. Скорее как возможность передать привет своим родным и близким на всю страну. Потому что приезжать только ради игры ему кажется шизофренией. Размещение заведомо ложных сведений в СМИ — преступление проходящее по статье 128.1 УК РФ о клевете. За такое можно получить штраф в миллион рублей. Другое дело, когда информация в сообщении корректная, но интерпретируется журналистом неверно и человеку не избежать исправления репутации. В таких случаях даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков указывает на ошибки в понимании сообщения, но не более. Случай показывает пренебрежение работой с источником информации, а это приговор для журналиста. Редполитика достойного издания всегда включает в себя работу с источником. Работа с источниками по «Т—Ж»: «Все факты и заявления в статье должны быть подкреплены ссылками на авторитетные источники. Если говорим о законе — ссылка на закон или комментарий к нему. Если говорим о работе компании — ссылка на официальный сайт компании. Если ссылаетесь на информацию из СМИ, то ставьте ссылку на публикацию, из которой бралась информация. Если берете рассказы очевидцев — ставьте ссылки на посты. Редактор может в любой момент попросить вас добавить ссылки к любому заявлению в вашей статье». В своём Facebook* музыкант Андрей Макаревич поделился новостями о поездке по США, где его группа «Машина времени» проводит гастроли. В комментариях под записью бард обсуждал с одним из подписчиков успехи госпропаганды в России. И тут понеслось. Журналистам, стремящимся получить быстрый трафик, приглянулась фраза о «злобных дебилах». Они вырвали её и объявили, что Андрей Макаревич имел в виду всех россиян. Скромная подборка: Позже бард написал в Facebook*: «А только зря они это — не говорил я такого. А написал я в каком-то комментарии дословно следующее (речь шла о телевидении): „МНЕ КАЖЕТСЯ, ГОСПРОПАГАНДА ИЗОБРЕЛА КАКОЙ-ТО ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР, ПРЕВРАЩАЮЩИЙ ЛЮДЕЙ В ЗЛОБНЫХ ДЕБИЛОВ“. Есть разница, нет?» (орфография и пунктуация автора сохранены). Статья 43 закона о СМИ говорит, что гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержение. Потребует ли его Андрей Макаревич — хороший вопрос. Агентство «Репутация Москва» предупреждает: СМИ — четвёртая власть. Не дайте ей злоупотребить полномочиями. *Facebook принадлежит организации Meta, признанной в РФ экстремистской.

Что делать? Обязательно спросить, вышлет ли журналист интервью или комментарий на согласование. Лучше сделать это через электронную почту. Так в случае вопросов проще доказать правоту.
Леонид Якубович против хайпожоров
Что делать? Связать с лояльными площадками и распространить свою точку зрения. В рамках исправления репутации «Первый канал» так и поступил.
Управление репутацией Андрея Макаревича


Что делать? Управление репутацией требует опубликовать свою точку зрения по спорному вопросу или указать, как интерпретировать событие. Разослать пресс-релиз в СМИ, лояльные и подконтрольные площадки.
Будь осторожен
