Почему 80% всех внедрений CRM заканчиваются провалом и как этого избежать
Эту статистику я узнал работая в лидирующей компании-интеграторе (компания, занимающаяся внедрением CRM), среди интеграторов продукта bpm'online. Также компания внедряла несколько продуктов автоматизации (Pardot и т.д.) от компании Salesforce. Всё это происходило в 2016 году.
Чтобы понять, почему 80% всех внедрений CRM заканчиваются провалом, давайте разберёмся, как происходит процесс внедрения CRM, не «записной книжки», а именно системы автоматизации маркетинга и продаж, которая строится на основе ваших бизнес процессов.
Как происходит процесс внедрения CRM
1.Описание бизнес процессов и составление концепции внедрения
Первое, с чего вы начнете сотрудничество с интегратором, это с составления, примерно 400 страничной концепции внедрения. Этот процесс происходит так, к вам в офис приезжают консультанты по внедрению и задавая вопросы пытаются описать ваши бизнес процессы.
Вопросы задаются типа:
— Ок, Петр, когда ваш сотрудник добавил новый лид в CRM, кто должен быть назначен ответственным?
— В какой срок он должен обработать его? Какую стадию изначально ставим? А затем какую?
— Кто потом должен принять лид в работу? А что он конкретно должен сделать? А затем?
И т.д.
Как вы смогли догадаться, процесс этот длительный, сложный и нудный. Но он — основа вашей автоматизации. Ведь на основании этого документа программисты будут оптимизировать CRM под ваши бизнес процессы. И поэтому важно описать все до самых мелких подробностей, ответив на все возможные вопросы.
Срок: от 1 до 3 недель.
Цена: от 300 т.р.
2.Составление плана работ с учетом гибкой методики разработки
На этом этапе, коммуникации с вами прекращаются, консультанты по внедрению возвращаются в свой офис и составляют гибкую методику разработки процесса внедрения. По сути, это выглядит так, консультант по внедрению оценивает весь скоп задач на приоритетность, разбивает их на более мелкие задачи, назначает ответственных и сроки выполнения проектов, а также даты промежуточных тестов и отчетов клиенту. Суть процесса, начать разработку на стороне интегратора с максимально частыми коммуникациями с заказчиком на предмет всплытия упущенных бизнес процессов и задач.
Срок: от 1 до 3 месяцев, в зависимости от задач.
Цена: варьируется в зависимости от количества задействованных сотрудников и затраченных ими часов. От 500 т.р.
3.Разработка + внедрение
Здесь все достаточно просто, после создания CRM с необходимыми автоматизациями, а также разработкой мобильного приложения и проведений тестов на работоспособность, продукт заливается на сервера заказчиков.
После переноса на сторону клиента к CRM подключается всё ПО клиента с помощью заранее разработанных конекторов.
Проводятся тесты на работоспособность.
4.Принятие в работу
Если клиента устраивает результат проделанных работ, он подписывает конечный акт приема передачи услуг. Да - да, именно конченый, так как весь процесс разработки делится примерно на 3 части и оплачивается по 100% предоплате, за исключением последнего.
5.Обучение сотрудников (опционально)
Многие заказчики отправляют своих менеджеров ответственных за работу в CRM на специальные тренинги, которые организовывает вендор (компания – разработчик и продавец CRM) в интересных местах, например, Сколково или Селигер.
Вывод из описанного:
Всё классно, клиент получил то, что просил, а интегратор получил довольного клиента в портфолио.
Суровая правда:
Почему же я в начале сказал, что «80% внедрений заканчиваются провалом»?
А вот почему…
После подписания всех актов, сотрудники компании клиента, по указанию руководства, начинают потихоньку переходить на работу в CRM. Заливаются важные документы, уже настроена интеграция с 1С и с сайтом т.д.
ВсЁ готово к работе, но никто не готов.. мы опустим момент с возражениями сотрудников по поводу работы в CRM, которые видят в ней лишь средство контроля за их работой.
Самое интересно то, что начинают всплывать забытые или не известные ответственному за внедрение сотруднику бизнес-процессы.
Пример:
- Юрий, у нас же 2 бухгалтерии, как мы будем отражать деятельность в той, что не подключена к CRM? (про 2-ую бухгалтерию сознательно умолчало руководство при общении с интегратором)
- Петр, мы 10 лет заносим информацию о клиентах в 1С, а как теперь быть с уже существующими клиентами? (не подумали о том, что нужно сделать 2-х стороннюю интеграцию с 1С)
- И т.д.
Таких примеров может и будет очень много. Так как руководство и ответственный за внедрение CRM, не могут знать одновременно всех нюансов маркетинга, продаж, бухгалтерии и бизнеса в целом, а также нюансов взаимодействия клиентов с бизнесом и, что самое главное, взаимодействия отдела «А» с остальными отделами и наоборот.
В нашем примере есть сотрудник ответственный за внедрение, но в действительности ситуация еще хуже и такого человека нет. Решение о существовании бизнес процессов принимает руководитель какого-либо 1-го отдела, как правило маркетинга или же сам CEO/владелец и т.д.
Итог: Причина 80% провалов внедрений CRM заключается в отсутствии 100% понимания бизнес процессов своей компании и как следствие отсутствие их в «Концепции внедрения».
Решение:
- Назначать ответственного сотрудника за внедрение CRM, человека - фанатика вашего бизнеса. Тот, кто будет работать не из-под палки, а самостоятельно проявлять интерес к внедрению CRM.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО, этот человек должен пройти обучение по основам внедрения (конечно такого курса нет..), то есть он должен понимать, на что обращать внимание при описании бизнес процессов компании.
- Он должен получать всю информации о реальной ситуации в компании: бухгалтерии, налогах, взаимодействиях с клиентами, даже коррупционную составляющую.
В противном случае, вы потратите от 700 т. до 3 млн. рублей, 6 месяцев на внедрение и, примерно, столько же на осознание того, что вы не автоматизировали бизнес-процессы компании, а сделали не более чем очередную записную книжку за круглую сумму.
Интегратор, в свою очередь, не должен работать исключительно в рамках «Концепции внедрения», а должен выходить за его пределы и подсказывать клиенту, о чем еще необходимо ему сообщить, чтобы по итогу автоматизировать бизнес процессы и получить огромный рывок вперед.
Еще раз хочу напомнить, что речь шла не о коробочных решениях популярных CRM систем, которые одинаковы для любого клиента, а об индивидуальных решениях, которые внедряются в крупные компании за крупные суммы.
Пишите свое мнение о проблемах внедрения CRM в комментариях ниже. Спасибо!