«Адаптировать сайт под бабушку не надо»
Евгения Шамис
Что такое теория поколений
В 2002 году Евгения Шамис и ее команда начали адаптировать проект «Теория поколений» в России. В 2009 Евгения вместе с ее партнером Евгением Никоновым придумали нынешнее название проекта — «RuGnerations — Теория поколений в России». Впервые о теории поколений написали исследователи Уильям Штраус и Нил Хоув в 1991 году. Позже «теория» стала популярна в других странах.
«Когда мы начали развивать проект в России, было непросто. Мы часто слышали — оставьте эту тему, у вас не получится или таких вопросов в российских компаниях нет», — вспоминает Шамис. Спустя 15 лет среди клиентов проекта — «Газпром Нефть», PwC, РВК, Mars, МТС, Medtronic, «Альфа Банк» и другие крупные компании.
Теория поколений только называется «теорией». Это инструментарий, который позволяет определить ценности, присущие разным группам и на основании этих ценностей разработать и внедрить решения с точки зрения управления, коммуникации, маркетинга и продаж.
Ценности поколений формируются в возрасте от рождения до 10 лет, когда ребенок действует неосознанно. Эти ценности помогают ему быть успешным в тех условиях, в которых он растет.
Ценности поколений формируются под влиянием четырех факторов:
— большие события в обществе;
— воспитание в семье, садике, школе, обществе;
— сообщения, которые окружают ребенка;
— чего ребенку не хватает, что для него является дефицитом.
Первые три фактора распространены в мире, а последний фактор Шамис и Никонов выявили именно в России — он связан с историей страны. «Теорию поколений часто путают с психологией и социологией, а ее основная база— экономика, политология и история», — объясняет Евгения Шамис.
Какими бывают поколения
Сейчас в России живут и работают шесть поколений. Первыми Шамис и Никонов описывают «поколение победителей» — долгожители, рожденные в 1900-1923 года. За ними идет «молчаливое поколение» — люди, рожденные в 1923-1943 годах.
Сейчас на рынке труда три поколения — «беби-бумеры» 1943-1964 годов рождения, «поколение X» 1964-1984 годов и «миллениумы» 1985-2003 годов.
Сейчас с 2004 года рождается новое поколение — «хоумлендеры».
Между поколениями есть период перехода — когда одно поколение сменяется другим. Этот период длится плюс-минус три года от пограничной точки, а люди, рожденные в это время — «пограничники». Это значит, что им присущи ценности обоих поколений. Шамис и Никонов проанализировали миллионеров из списка Forbes и увидели, что большинство из них — «пограничники»: «Наша гипотеза о миллионерах-пограничниках — они умеют говорить на двух языках».
«Молчаливое поколение» привыкло стоически переносить трудности.
«Беби-бумеры» — послевоенное поколение. Их родилось много, в стране и в мире после войны, отсюда и название.
«Поколение X» — поколение-загадка, которое не любит никакой категоризации и сопротивляется этому. Росли в условиях отсутствия выбора. Ходили в несколько кружков, были самостоятельными в детстве — гуляли допоздна, смотрели за младшими, убирались и готовили.
«Миллениумы» — это молодежь, которая закончила школу в новом тысячелетии. Поскольку видели контраст обоих тысячелетий, считают себя более продвинутыми, чем предыдущие поколения. Считают компанию плохой, если у нее есть проблемы с вай-фаем. Этому поколению не хватает смыслов — «как выбрать работу, стоит ли создавать семью, где жить».
«Хоумлендеры» или «поколение национальной безопасности» (второй вариант названия предложили Шамис и Никонов) — дети, которых также называют «digitally native». Они растут с гаджетами в руках, и дефицит поколения — в живом общении.
Чтобы отличить «миллениумов» от «хоумлендеров», достаточно понять, был ли гаджет — планшет или смартфон постоянно в руках у годовалого ребенка? Если нет, значит, это поколение «миллениум».
Семья из пяти поколений (фотопроект «Поколения»)
Как учитывать разницу поколений в бизнесе
Ценности поколения влияют на человека всю жизнь и не меняются. Чтобы создавать продукты и сервисы, развивать города, управлять командами, нужно знать теорию поколений. Рассмотрим несколько примеров, как теория поколений влияет на результаты бизнеса.
Когда в компании работают люди разных поколений, у них разные ожидания от компании — от деятельности, от того, как она работает. «В одной компании могут быть разные поколения, это даже лучше. Для начала проанализируйте, кто составляет большинство ваших сотрудников», — говорит Шамис.
Яркий пример столкновения ценностей поколений во взаимодействии «X» и «миллениума» — когда последние приносят руководителю «иксу» один вариант решения задачи, те злятся и считают это непрофессионализмом. По мнению «иксов» вариантов должно быть минимум три — это связано с тем, что в их детстве выбора не было, и сейчас, когда они выросли, они ни в чем не хотят себя ограничивать. Хотят иметь возможность выбирать — в том числе между вариантами решения рабочих задач.
После анализа вторая задача — это убирать препятствия, которые конфликтуют с ценностями поколений. Рассмотрим эту задачу на примере клиента проекта RuGenerations. С задачей определения своей целевой аудитории к Шамис и Никонову обратилась компания «Кнопка жизни» — это кнопка экстренного вызова для пожилых людей: если человек упал, кнопка отправит сигнал.
Сначала компания хотела выйти с продуктом «на молчаливое поколение». Но она бы попала в поколенческий конфликт. У этого поколения есть ценность — терпеть и преодолевать трудности. Если терпишь — ты хороший человек. Если нет — ты плохой.
Технологически поколению нравится кнопка, но при этом компания бы забрала у поколения возможность преодолевать сложную ситуацию. Поэтому сами бы они не купили эту кнопку, но ее купят их дети и внуки — «беби-бумеры», «Х» и «миллениумы». У них нет такого конфликта ценностей. В итоге компания ориентировалась на другие маркетинговые стратегии.
Еще один пример влияния теории поколений на бизнес — это составление телепередач по разную целевую аудиторию каналов. Задача компании — придумать передачу, которая будет интересна нескольким поколениям — продумать героев, сюжеты, тему. Например, Disney в России и в мире создает мультфильмы и кино по методу теории поколений — их целевая аудитория — «пограничники-миллениумы-хоумлендеры» и «хоумлендеры».
Другой пример разницы в коммуникации между поколениями относится к банковской сфере. «Молчаливое поколение» и «беби-бумеры» — наши бабушки и дедушки не хотят изучать продукты банка на сайте. Они предпочитают бумажные материалы. Поэтому адаптировать сайт специально под бабушку не нужно — ее нужно привести в отделение и дать печатные материалы с собой.
«Поколение не купит не свой продукт»
Чтобы правильно сегментировать продукт или сервис на целевую аудиторию, Шамис рекомендует обратить внимание на два фактора — присущий возрасту сценарий и поколенческие ценности. Рассмотрим на примере выпускника школы.
В 17-18 лет выпускник школы решает, куда ему пойти учиться и какую профессию выбрать. Это возрастные ожидания. На эту ситуацию необходимо наложить ценности поколения — так можно понять, какие товары, сервисы ему предложить и какой язык коммуникации выбрать.
Рассмотрим связку «продукт-поколение» на примере бренда Apple. Продукты Apple — это история миллениума. Они позволяют поколению чувствовать себя хорошо. Для следующих поколений Apple уже не будет давать этого ощущения — у них будут другие ценности.
Стив Джобс презентует iPhone 4
Вывод
Если не знать теорию поколений и действовать исходя из своих ценностей и представлений о поколениях, можно наделать ошибок. Самое сложное в работе с теорией поколений — это переключить себя и вспомнить о ценностях другого поколения.
Чтобы понять другое поколение, научиться с ним работать, придумать для него продукт и сервис — нужно с ним поговорить: у них есть свои слова, образы, модели.
«Маркетологи привыкли делить поколения десятилетиями, так привычнее. Но в современном мире этого будет не хватать для успешной работы с разными целевыми аудиториями. Не попадайте в ловушку только возрастных сценариев, трансформируйте их с учетом поколенческих ценностей», — советует Шамис.