Бизнес по подписке. Новые модели цифрового бизнеса
Введение
В статье поговорим про модель бизнеса, при которой клиент платит не разово за владение продуктом, а за право использовать продукт некоторое время.
Эта штука кардинально может изменить подход практически в любом бизнесе. Это не только ПО и сервисы типа Битрикс24. Это может быть и оффлайн бизнес.
Традиционная модель бизнеса
Раньше господствовала одна модель — это продажа товаров по цепочке производители через дистрибьютеров, дистрибьютеры через мелкий опт, а те продают уже в розницу. Т.е. товар постепенно спускается до конечного пользователя.
Такая модель господствовала в течение всего 20 века. Именно на ней вырос и возмужал современный капитализм.
Это основа основ старого доброго мира.
Что же могло пойти не так? Цифровизация бизнес модели
В такой цепочке проблема в том, что производитель практически ничего не знает о потребителе. Т.е. он конечно проводит какие-то исследования, но по факту они не имеют тесного контакта с потребителем.
Здесь можно сказать, что продукт рулит, а клиент просто покупает из того, что есть на рынке.
Казалось бы все хорошо, просто создавай и создавай продукты дальше и все будет ок. Проблема в том, что спрос ограничен: надо либо выходить на новые рынки (например, навязать странам Африки свои правила), либо как-то отхватывать кусок пирога у других.
Компаниям приходится уже бороться за клиента, создавать лучшие условия, быть ближе к нему.
Новая подписная модель бизнеса. Бизнес модель цифрового сервиса
Подписка стала возможной с развитием интернета, хотя технически ее можно было бы реализовать и без этого. Просто интернет приносит массовость. А там где сеть имеет множество узлов, ценность растет в квадрате.
Ключевая суть модели информационного бизнеса — бизнес напрямую взаимодействует с клиентом, держит руку на пульсе клиента и подстраивает свое предложение максимально под изменяющиеся требования клиента.
Ключевая идея подписки — клиент не владеет продуктом, он покупает время на использование продукта. По сути берет его в аренду.
Это позволяет выстраивать близкие отношения с клиентом, по сути в хорошем смысле подсаживая его на продукт.
Примеры подписной модели. SAAS модель бизнеса
Посмотрите, кто стоит наверху пирамиды капитализма, и там вы найдете главных игроков, работающих по подписной модели — Амазон, Гугл, Эппл, Microsoft.
У этих компаний есть и обычные продукты без подписки, но даже они работают на усиление подписной модели компании. У Apple есть своя экосистема продуктов и облачных услуг. У Гугла, Фейсбука — это рекламные возможности.