Как выбирать франшизу: 5 критериев для тех, кто не может определиться
Запустить собственный бизнес можно несколькими способами: начать с нуля или купить франшизу. Первый вариант сложнее, сопровождается большими рисками. Предпринимателю придется самостоятельно искать поставщиков, покупателей, привлекать инвестиции. Второй вариант проще и безопаснее. Он может быть практически беспроигрышным, если правильно выбрать франшизу.
Сегодня по разным оценкам в России действует более 2000 франшиз. Но реально работает около 25%. Остальные – однодневки. Наша компания на рынке с 2004 года. За это время у нас накопился серьезный опыт запуска бизнеса, запуска франчайзинговой сети. Поэтому, если принимать решение с учетом такого опыта, я бы выделила 5 основных критериев оценки франшизы.
Рыночная ниша
Первое и основное, что должен сделать предприниматель – определиться с нишей, в которой планирует работать. От этого во многом будет зависеть успех бизнеса. Лучше выбирать дело, в котором разбираетесь, которое Вам нравится. В нем реализовать себя шансов больше. Как вариант, можно остановиться на инновационном продукте, который только появляется на рынке. Здесь есть определенный риск, но в случае успеха Вы можете стать одним из первых, кто работает в данном направлении. Соответственно можно быстро достичь больших высот.
Перед тем, как выбрать нишу, нужно изучить рынок, собрать дополнительную информацию (изучить мнение экспертов, проанализировать конкурентную среду, динамику за последних несколько лет и т.д.). Рискнуть и попробовать стать новатором, или выбрать, пусть и не столько перспективный, но проверенный вариант – зависит от Вас.
Необходимые вложения
Зарегистрировать фирму можно практически бесплатно, не прибегая к услугам юридических компаний, только заплатив пошлину. Что касается стоимости франшизы, то при ее выборе необходимо обращать внимание на размер паушального взноса, расходы на открытие первой точки. Также нужно учесть срок самоокупаемости. Все эти данные можно узнать у франчайзера. Не лишним будет попросить поделиться своим опытом одним из франчайзи напрямую или найти отзывы в сети Интернет.
Доходность
Доходность франшизы несложно подсчитать на основании опыта действующих франчайзи. Проведя анализ, Вы можете рассчитать срок выхода на точку безубыточности и размер прибыли, которую будет приносить франшиза. При анализе нужно учитывать дополнительные факторы: размер населенного пункта, наличие конкурентов, транспортная доступность, географическое положение и т.д.
Особенность бизнес-модели
У успешных франчайзеров понятная и максимально оптимизированная бизнес-модель. Это значит, что внедрить ее будет несложно. Предпочтение лучше отдавать франшизам с максимальной автоматизацией. В них влияние человеческого фактора на результат минимально. Такие модели сегодня особенно популярны на Западе, их популярность растет и в России. Например, у нас франчайзи получают доступ к программному обеспечению, которое обеспечивает простоту и прозрачность большинства процессов. Автоматизация системы учета, обработки данных позволяет обходиться без администраторов, менеджеров, секретарей. Степень автоматизации некоторых франшиз настолько высока, что Ваш штат может быть в несколько раз меньше, чем у конкурентов, при этом Вы сможете обслуживать такое же количество клиентов. Автоматизация – это не только экономия, но и уход от рутины, минимизация рисков, связанных с работой персонала.
Известность бренда
Чем известней бренд, тем меньше Вам нужно тратить времени и ресурсов на продвижение и рекламу. Да, раскрученная франшиза обойдется дороже, но в большинстве случаев это оправдывает себя.
Учитывая вышеперечисленные критерии, вы сможете минимизировать риски при выборе франшизы и остановиться на варианте, который позволит организовать эффективный бизнес и быстро раскрутить его.
www.stsgr.ru