От чего зависит
инвестиционная привлекательность предметов роскоши
Ксения Смирнова, автор телеграм-канала о сумках «Bag
Sommelier» , отмечает, что этот параметр зависит от того, насколько выгодно
будет в дальнейшем продать купленный предмет. "Если говорить более детально, то
инвестиционную привлекательность в каждой сфере Luxury рынка следует исследовать
отдельно. У роскошного бренда может быть множество моделей, интересных с точки
зрения инвестиций. Но отнюдь не все. Значение могут иметь: вид кожи, цвет, год
выпуска, коллекция. Одна и та же модель может быть востребованной в
классическом варианте и не иметь никакого инвестиционного веса, будучи
украшенной драгоценными камнями, потому что:
— классика неизменна и инвестор может рассчитывать на то,
что и в дальнейшем бренд не будет менять внешний вид изделия;
— за счёт неизменности классическая модель сумки очень
узнаваема во всём мире;
— благодаря высочайшей узнаваемости и ассоциации этого
предмета с миром роскоши в сознании публики, классическая сумка остаётся
желанной большим количеством людей. Аура желанности всеми, но доступности лишь
избранным позитивно влияет на инвестиционную привлекательность.
Пример: классическая сумка Chanel 2.55. Стартовав в 1955
году с цены 220$, сейчас она стоит уже 5,500$. Цена продолжает расти. А на
вторичном рынке — аукционах и винтажных бутиках — модель 2.55 пользуется
неизменным спросом.
С другой стороны, эксклюзивные модели сумок, единичные
экземпляры, также могут стать выгодной инвестицией. Для того, чтобы оценить
предмет с этой точки зрения, инвестору следует погрузиться в историю его
создания, узнать, с какими историческими событиями и личностями связан выход
данной сумки, а также какова вероятность общественного резонанса относительно
вещи. События, персоны, эксклюзивность и необычные факты вокруг изделия
позитивно влияют на инвестиционную привлекательность.
Пример: microbag Lerme. Сумка российского бренда стала самой
маленькой кожаной сумкой в мире, созданной вручную и полностью идентичной
стандартной сумке. Коллекционер, предложивший цену за изделие, из своих
источников знал, что бренд подал заявку в книгу рекордов Гиннеса. Микро-бэг был
приобретён в качестве инвестиции за 7,500$. В случае признания мирового
рекорда, стоимость сумки прогнозируемо вырастет втрое", — поделилась Ксения.
В какие конкретно
предметы роскоши стоит инвестировать?
Игорь Михеев, частнопрактикующий брокер чартерных яхт,
отмечает, что покупка яхты — своего рода инвестиция в предмет роскоши. «Купленная
яхта требует регулярных вложений, таких как портовые сборы, ежегодное
обслуживание, оплата труда членов команды. Но помимо расходов владелец получает
возможность отдыхать на яхте как лично, так и сдавать в чартер. В случае
правильно выбранного партнера, управляющего яхтой, можно окупить не только
расходы, но и получать прибыль, на достаточно высоком уровне. Некоторые наши
партнеры специально покупают яхты, специально для целей сдачи в аренду», — рассказал Игорь.
Дорогие элитные часы — несомненный атрибут роскоши, их
стоимость может достигать десятки миллионов долларов. В России 17-18 века
карманные часы были люксовым предметом, который могли позволить себе только
представители царского двора, либо использовались в качестве наград за особые
заслуги.
Настольные часы украшали убранство дворцов и по сей день
остаются изысканным предметом интерьера. «Такой аксессуар позволяет
продемонстрировать высокий социальный статус своего владельца, говорит Константин
Чайкин, часовой мастер, изобретатель, основатель мануфактуры,
специализирующейся на изготовлении часов класса люкс . — К тому же, это отличная инвестиция. Если мы
говорим про лимитированные, ультра-лимитированные коллекции или единичные
экземпляры премиум сегмента, после производства такие часы начинают расти в
цене, а поскольку предложение ограничено, возникает больший спрос. В итоге они
стоят гораздо дороже, чем от производителя. В качестве примера могу привести
наши часы: практически все модели стоят дороже на вторичном рынке и за
несколько лет стоимость часов, произведённых в 2017 году выросла в 3-4 раза».
В сфере дизайнерских сумок в 2022 году стоит обратить
пристальное внимание на изделия брендов, советует Ксения, — к ним
непосредственное отношение имеют недавно ушедшие всемирно известные дизайнеры:
Верджил Абло, Нино Черутти, Тьери Мюглер. Однако, стоит расценивать данную
инвестицию, как рискованную, так как инвестиционная привлекательность изделий в
будущем зависит от маркетинговой компании брендов и их готовности поддерживать
в сознании аудитории образ дизайнера после его кончины. В качестве более
стабильной инвестиции, стоит рассмотреть сумки люксовых брендов, создающих
по-настоящему эксклюзивные изделия в единственном экземпляре. Такие бренды
существуют на рынке за счёт уникального качества и необычных идей, а не только
за счёт маркетинга. И поведенческие реакции общества сегодня дают нам повод
предполагать, что в условиях глобального тренда на осознанное потребление,
новое поколение будет тяготеть к люксу в истинном его понимании. То есть — к
совершенному качеству, удивительной истории и по-настоящему ограниченному
тиражу.
Необычные способы инвестирования
Сдать вещь в аренду — в теории одна из возможностей не
только сохранить вложенные в вещь деньги, но и приумножить их, поделилась
мнением Екатерина Крайванова, соосновательница онлайн-сервиса аренды вещей
Next2U.ru. Однако именно с предметами
роскоши эффективность этого инструмента все еще под вопросом. На next2U.ru в
ассортименте представлены дорогие вещи: премиальная бытовая техника, детские
коляски за сотню тысяч рублей. Арендаторы охотно берут такие товары на время,
ведь покупка больших вложений, а необходимость возникает лишь время от времени.
На предметы роскоши же спрос весьма незначителен, в этой категории, я полагаю,
аренда всё еще не очень актуальна — предметами роскоши принято обладать.
Впрочем, мы проверили эту гипотезу пока далеко не на всех категориях. Так, у
нас был прокат дорогих брендовых сумок, но собственникам заработать на этих
вещах не удалось. Спрос на аренду брендовых нарядов тоже нельзя назвать
существенным, большинство в итоге просто вывели из экспонирования. Есть
предположение, что интерес потребителей могли бы привлечь аксессуары, которые
могут показывать статус на важных встречах — например, дорогие часы. Проверять
подобные гипотезы очень дорого: нужно как минимум закупить эти самые часы
(обязательно оригинал, лучше необычные и редкие экземпляры) для сдачи в аренду,
чтобы обеспечить ассортимент, запустить маркетинговую активность по этой
категории, проработав ЦА и ситуации потребления. Учитывая, что результативность
выглядит спорно, мы пока в этом смысла не видим. А частных собственников,
которые готовы были бы сдавать в аренду подобные вещи, привлечь возможным
заработком от аренды сложно, ведь обычно предметы роскоши не покупают на
последние деньги, и редко преследуют цель заработать на аренде.