Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
666 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Почему важно читать оферту перед подписанием: как маркетплейсы незаметно скидывают на вас ответственность

В нашей стране не принято читать договоры перед подписанием. Впоследствии это приводит к неожиданным сюрпризам: штрафам, убыткам и ограничениям.

Управляющий партнер компании «Лирейт» Юрий Горбачев рассказал, почему селлерам нужно читать договор, который они заключают с площадкой для онлайн-торговли.

Что такое оферта?


После выбора площадки для торговли селлеру предстоит юридически правильно оформить правоотношения с маркетплейсом. Для этого нужно заключить договор — принять оферту или «предложение» о сотрудничестве с вытекающими последствиями.

Для принятия оферты необязательно ставить на бумаге свою подпись. Принятием оферты считаются даже действия в личном кабинете. Подписанный бумажный вариант договора маркетплейсы требуют редко. Такое условие встречается только на Aliexpress, где контракт сначала подписывают электронной подписью, а потом обмениваются бумажными вариантами.

Все зависит от требований площадки. Знаком, что вы приняли оферту, может стать нажатие на кнопку с текстом «ОК», «Согласен», «Принимаю условия» или на квадратик, в котором появится галочка. Если вы приняли оферту, считается, что вы подписали договор и согласились с его условиями.

Например, на WB принять оферту можно двумя способами — дать согласие в личном кабинете в разделе «Оферты» или совершить первую поставку на склад. На OZON ситуация другая. Когда вы оставите заявку, площадка пришлет оферту вам на указанную почту. В личном кабинете появится кнопка «Принять оферту». После принятия OZON оповестит о том, что договор заключен.

В оферте маркетплейсов прописаны существенные положения, касающиеся сотрудничества селлера с площадкой. Подводные камни можно обнаружить уже на этапе ознакомления с документом, еще не начиная вкладывать в сотрудничество финансы и время. Селлеру, который далек от юриспруденции, будет местами неинтересно, непонятно и сложно читать оферту, но изучить ее нужно обязательно.

В идеале селлер должен изучить оферту, проанализировать каждый пункт применительно к своей ситуации, только после этого принять условия площадки. Впоследствии нужно следить за изменениями в документе. Маркетплейсы меняют условия в одностороннем порядке.


Например, OZON и Lamoda предупреждают об изменениях заранее, WB размещает информацию в личном кабинете. Обычно селлеру трудно пропустить уведомление, но бывают и такие случаи. Другие маркетплейсы могут анонсировать изменения на сайте, никак дополнительно не сообщив.

В офертах площадки прописывают, что продавец обязан следить за изменениями в договоре самостоятельно. Маркетплейсы частенько обновляют оферты. Важно быть в курсе изменений. Хотя бы для того, чтобы вовремя отказаться от сотрудничества, если новые правила вам не подходят.

Что можно узнать из оферты маркетплейса?


Оферта охватывает все аспекты сотрудничества селлера с площадкой. В этом документе обычно содержится информация о:

  1. предмете договора;
  2. схемах сотрудничества;
  3. условия использования площадки;
  4. гарантиях и обязанностях маркетплейса;
  5. правилах упаковки и маркировки товара;
  6. возвратах и обмене товаров;
  7. требованиях к контенту и ценообразованию;
  8. правилах размещения товаров на платформе;
  9. общении с клиентами и представителями площадки;
  10. порядке выплат, сборов и комиссий, которые взимает площадка;
  11. конфиденциальности и персональных данных;
  12. запрещенных для продажи товаров;
  13. обязанностях селлера и ответственности за неисполнение условий договора;
  14. условиях продвижения, формирования ценовой политики и продажи товаров.

Можно увидеть другую информацию, которую маркетплейс посчитает важной. В состав оферты также входят утвержденные формы некоторых документов, например акта приемки товаров.

Если вы планируете работать на маркетплейсе без рисков, то знать эту информацию обязательно. Оферта одинакова для всех. Отдельный документ маркетплейс специально для вас составлять не будет. Если вас не устраивает пункт договора, то исправить его не получится. Есть два варианта: либо принять оферту, либо отказаться от сотрудничества.

Зачем читать оферту?


Причины для чтения оферты:

  1. Понимание процессов, происходящих на маркетплейсе, даст возможность спокойно строить прибыльный бизнес на выбранной площадке.
  2. Селлер должен четко знать, какие правила площадки нужно соблюдать, чтобы не стать нарушителем и не платить штрафы.
  3. Продавцу важно сколько, за что и когда нужно платить маркетплейсу, как он будет получать выплаты от площадки.
  4. Информация об ответственности даст селлеру понимание, чем грозит нарушение правил площадки, какие убытки могут быть.
  5. Селлеру нужно знать, какие личные данные будут собраны маркетплейсом и как они будут использованы.
  6. Оферта дает понять, в каком объеме маркетплейс перекладывает ответственность на селлера за различные инциденты.
  7. Если случится спорная ситуация с администрацией маркетплейса или покупателями, селлер должен уверенно пользоваться положениями из оферты в своих целях.

Вы можете изучить сотню статей и думать, что знаете об условиях конкретного маркетплейса все, а он возьмет и обновит оферту. Например, в марте так сделал Wildberries: увеличил комиссии на некоторые категории товаров, ввел новые штрафы.

Изменения особенно коснулись продавцов одежды и обуви. Комиссия при продаже одежды выросла до 25% при продаже со склада маркетплейса и до 22% — со склада продавца. Для обуви — тоже до 25% независимо от схемы работы. Это существенные изменения для селлеров. Еще в оферте WB появился штраф за неправильный выбор категории товара — 25 000 рублей и не только.

Допустим, вы продаете утепленные жилеты, а разместили их в категории футболки. За это придется заплатить.

В оферте Вайлдберриз штрафам уделили большое внимание — разработана целая таблица, которая содержит вид нарушения и размер штрафов за каждый факт. Незнание в этом случае не освобождает от ответственности, а усугубляет ситуацию.

Перед подписанием обязательно нужно читать актуальную версию оферты полностью. Возможно, именно сегодня маркетплейс внес в нее изменения, с которыми вы не согласны.


На что нужно обратить внимание при чтении оферты или договора?


При чтении оферты маркетплейса важно выделить в первую очередь, какие правила и обязанности установила площадка для продавцов. Эта информация поможет сразу принять решение, хотите ли вы действовать в рамках условий платформы.

С юридической точки зрения стоит обратить внимание на то, какие личные данные берет маркетплейс, как он их защищает и планирует использовать. Конфиденциальность данных и защита от мошенничества должна быть на уровне. Если речь об известных маркетплейсах, то они стараются сделать работу с личными данными максимально надежной.

Найдите раздел, в котором описаны правила возврата товаров и ответственность за их порчу. После этого стоит изучить финансовый вопрос: комиссии и способы расчета с селлерами, информацию о дополнительных расходах, которые возможны при использовании платформы. Их стоит учесть при выставлении окончательной цены на товар.

Обязательно обратите внимание на то, как маркетплейсы перекладывают ответственность на селлеров. Большинство правообладателей и недовольных покупателей подают в суд на маркетплейсы, а не представленных там продавцов. Это учтено площадками. Судов они не бояться, ведь за все ответит селлер.

Маркетплейсы в офертах позиционирую себя как посредников, которые не несут ответственности по претензиям со стороны третьих лиц. Обратите внимание на пункты, в которых площадка устанавливает, что селлер обязан возместить убытки маркетплейсу, если покупатель предъявит претензии из-за ненадлежащего качества товаров или правообладатель потребует возместить убытки и прекратить использование его произведения, например фотографии, или товарного знака.

Эти незначительные, на первый взгляд, пункты способны принести колоссальные убытки продавцам.

Например, если вы нарушите права на интеллектуальную собственность другого лица, то будете возмещать маркетплейсу понесенные убытки, обычно это сумма компенсации до 5 000 000 рублей или в двукратном размере стоимости контрафактной продукции, которую взыскал правообладатель. Дополнительно Вайлдберриз потребует от вас оплатить штраф — 25 000 рублей. Эти суммы в полном размере будут взыскиваться с вас. Также действует OZON.

Действует одно правило:

Даже если в суд подали на маркетплейс, платить штрафы внутри площадки и компенсации будет селлер. Это стандартная практика.

Если вдруг что-то произошло по вине маркетплейса, то, вероятно, в оферте вы увидите пункт о том, что площадка готова возмещать селлерам только реальный ущерб, а не упущенную выгоду. Реальный ущерб на практике доказать сложно.

В оферте маркетплейса все сделано в пользу площадки, поэтому так важно ее изучить, чтобы сразу осознавать риски. Главное при работе на маркетплейсе — предотвратить санкции и недоразумения в отношениях с площадкой, покупателями и правообладателями интеллектуальной собственности. Условия на разных маркетплейсах отличаются.

Лучше читать и анализировать документы, которые к вам попадают.

А вы читаете оферту или соглашаетесь сразу?

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.