Продается талант: 7 шагов к созданию эффективного портфолио дизайнера
Co-founder и Chief Product Officer онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Сергей Лукьянов — о том, как дизайнеру собрать, оформить и продвинуть портфолио.
Портфолио дизайнера — главный инструмент, помогающий специалисту выгодно «продать себя». Как сайт убеждает клиента купить продукт, так портфолио должно убедить работодателя дать вам заказ или нанять на работу в штат. Вот алгоритм, который поможет достичь цели. Эти советы будут полезны как новичкам, которые собирают портфолио впервые, так и тем, кто хочет переработать и улучшить свою подборку работ.
Шаг 1: концепция и референсы
Для начала нужно определиться с месседжем, который будет транслировать портфолио. Выберите специализацию, сформулируйте для себя основной стиль, выпишите список услуг, которые хотите продать. Определитесь с целевой аудиторией. Можно составить mind map будущего портфолио или набросать прототип.
Чтобы лучше представлять, к чему вы стремитесь, стоит поискать референсы и, как вариант, разработать мудборд. Отберите несколько примеров портфолио, которые вам нравятся. Можно не ограничиваться дизайнерами, добавьте к списку сайты фотографов, художников — все, что вдохновляет и подходит по стилю.
Шаг 2: отбираем работы
Портфолио не должно быть объемным, в него стоит добавлять только самые удачные работы. При отборе советую держать в голове цели и описание целевой аудитории.
Если вы молодой специалист, и работ пока очень мало, создайте их. Напишите список задач, с которыми вы хотели бы работать в будущем, продумайте техническое задание, реализуйте. Можно создавать концепты для существующих брендов или для выдуманных.
Еще один хороший способ получить первые работы — участвовать в конкурсах для дизайнеров. Их можно найти на Freelance Boutique, DesignHill, 99designs, на фриланс-биржах вроде Weblancer.
Шаг 3: выбираем площадку
Следующий шаг — размещение, а для этого нужно выбрать площадку. Универсальный вариант — это, конечно, Behance. Еще можно рассмотреть Dunked, Dribbble, ReadyMag и другие сервисы.
Альтернативный вариант — галерея на персональном сайте. Разработать красивый сайт можно с помощью Tilda, Vigbo и других конструкторов.
Выбор площадки — тот случай, когда не обязательно выбирать одну, особенно если вы фрилансер. Сделайте и сайт, и аккаунт на Behance, это только повысит шансы на привлечение заказчиков.
Шаг 4: оформляем
Портфолио должно выглядеть целостным, и в этом поможет продуманное оформление. Желательно придерживаться одного стиля и цветовой гаммы. Если работы слишком разные, сгруппируйте их по категориям, чтобы хотя бы соседние примеры сочетались между собой.
Группировать примеры полезно и в том случае, если работ очень много. Или если у вас широкая специализация: например, и веб-дизайн, и фирменный стиль, и полиграфия. В таком случае имеет смысл добавить и навигацию.
Шаг 5: добавляем описание
Имеет смысл добавить описание к примерам работ. Но здесь важно не пуститься в пространные рассуждения, а писать только то, что интересно аудитории. Укажите, какую бизнес-задачу решает сайт или как проходила работа над логотипом.
Процесс работы можно описывать и подробно, в блоге. Поделитесь тем, как работали над идеей, покажите промежуточные этапы, можете добавить те варианты, от которых отказались.
Шаг 6: цены, контакты, рекомендации
Обязательно укажите контактные данные для связи, если позволяет площадка. Портфолио продает вас как специалиста, а значит, нужно сделать все возможное, чтобы клиенту было легко сделать заказ. Проверьте правильность указанных данных. Если это форма для заказа на сайте — протестируйте и попросите знакомых отправить тестовую заявку.
Если у вас есть готовый прайс на услуги, его можно разместить на сайте. Но это опционально, каждый специалист решает для себя сам. Также можно разместить на сайте рекомендации и отзывы клиентов или бывших работодателей.
Шаг 7: показываем портфолио миру
Чтобы портфолио продавало, его мало сделать, нужно еще и показать другим. Здесь на помощь приходят социальные сети. Регулярно делитесь ссылкой на свой сайт или аккаунт в постах. Если ведете блог с подробным разбором работ — эти ссылки тоже публикуйте в Facebook и других соцсетях. Делитесь ими в группах и на форумах, если это не запрещено правилами.
И не забывайте обновлять портфолио время от времени. Иногда мы не замечаем, как растем, как меняется стиль и подход к работе. Поэтому имеет смысл время от времени пересматривать подборку своих работ «отстраненным» взглядом и вносить необходимые изменения. Совершенствование в нашей профессии не заканчивается никогда, и это не может не радовать. Интересных вам задач и заказов.