(С)частью быть: формируем корпоративные ценности для стартапа
Дмитрий Волошин, сооснователь и СТО онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply, рассказал, как фаундерам стартапа разработать и внедрить корпоративные ценности.
Бизнес ради бизнеса — дорога в никуда. Компания становится успешной в том случае, если она приносит конкретную пользу, решает проблему, делает жизнь лучше. Клиент не покупает товар, он покупает решение своей проблемы. Более того, сегодня он покупает еще и потребительский опыт, строит отношения с брендом и хочет ему доверять.
Прежде чем, выбрать ту или иную компанию, человек обычно старается узнать, чем она живет. Вот почему стартапу важно продумать, какие именно ценности он несет, и отразить их в том числе и в корпоративной культуре.
С кем «заводить» стартап
Для стартапа характерен «бурный» рост (порой на 20–30% в месяц). Такие темпы достигаются, если команде удается найти повторяемую и масштабируемую бизнес-модель. Это довольно-таки «турбулентные» условия работы, и чтобы стартап был успешен, нужна команда настоящих единомышленников.
На первых этапах важно, чтобы ко-фаундеры могли закрыть ключевые задачи. Формула dream team, которую мы проверили на себе, такова. Команда основателей должна состоять из трех человек: hipster, hacker & hustler. Hipster отвечает дизайн и привлекательность продукта, hacker — разработчик, который занимается технической стороной вопроса, hustler берет на себя продвижение и продажи продукта.
Впоследствии, когда количество задач будет расти, каждый из фаундеров будет нести ответственность за свое направление. Вы будете коммуницировать и двигаться к общей цели, но времени детально проверять, что происходит в «соседнем» направлении не будет. Поэтому важно, чтобы ко-фаундеры максимально доверяли друг другу.
Люди — прежде всего
Люди — главная ценность бизнеса. И важно помнить, что они работают не только в компании, но и друг с другом. Каким бы лояльным ни был сотрудник по отношению к компании, если у него нет взаимного доверия с коллегами, ничего хорошего не выйдет. Ваши специалисты должны быть не только профессионалами, но и хорошими командными игроками. И, конечно, они должны разделять ценности компании. Между нашими сотрудниками и клиентами есть одна общая черта — желание учиться. Это один из главных критериев найма.
Недавно мы в Preply привлекли $4 млн инвестиций, значительная часть которых будет потрачена на развитие команды, расширение штата. Именно усиление команды поможет нам укрепить присутствие на текущих рынках и выйти на новые страны.
Поиск «своих» сотрудников
В команде важно иметь собственного классного HR, а не приглашенного со стороны человека. Профессионал, работающий в штате, знает и понимает ваши требования и может планировать поиск новых сотрудников за на несколько месяцев вперед. Редко у стартапа получается нанять HR с первых же дней, сначала поиском людей в команду занимаются основатели, это нормально. Но при первой же возможности нужно решить этот вопрос.
Еще один важный нюанс — экспертиза сотрудников и их мотивация. На старте лучше искать T-shape-специалистов. Это люди, у которых есть основная специализация и базовые навыки в смежных областях. Когда первые гипотезы будут проверены и стартап будет расти, имеет смысл нанимать высококлассных специалистов, которые смогут заниматься исключительно задачами в рамках одного направления.
Что касается поиска менеджеров, беспроигрышная тактика — растить преданных профи внутри компании. Если человек мотивирован, из него можно вырастить отличного специалиста и руководителя высшего уровня. Но этот подход не должен вас ограничивать. Если в компании нет человека, способного закрыть определенную потребность бизнеса, топ-менеджера имеет смысл поискать на стороне. Именно поэтому мы сейчас в поиске VP of Marketing.
Непринужденная атмосфера
Обычно люди, которые хотят стать частью стартапа, знают, чего ожидать от работы: не будет скучной иерархии, монотонности и бюрократии — только драйв и вызов. Очень важно поддерживать эту атмосферу внутри коллектива. Услышать хорошие идеи и увидеть в человеке потенциал можно только тогда, когда нет скованности, барьера между сотрудниками и менеджером, а есть теплые, доверительные отношения.
Но здесь, как и везде, важен баланс. Чем больше развивается стартап, тем более самостоятельными должны быть сотрудники.
Чтобы обеспечить комфорт и эффективность, важно придерживаться следующего принципа: все успехи и ошибки — общие. Даже если вы знаете, что ошибку допустил конкретный специалист, не стоит указывать ему на провал при всех. Успехи нужно праздновать командой, а ошибки — корректно разбирать, делать выводы и учиться.
Работа с экспатами
Тимбилдинг играет важную роль в Preply. У нас работают экспаты, более 25% сотрудников приехали к нам из других стран. Это люди со своей культурой, менталитетом. Мы помогаем им адаптироваться в команде, городе, стране.
Сотрудник должен чувствовать себя комфортно, влиться в новую для себя атмосферу и знать, что его всегда поддержат. Это проявляется и в командных мероприятиях (можно, например, вместо формального совещания выбраться всем департаментом в бар, разобрать сложные кейсы в спокойной обстановке) и в бытовой помощи (помочь иностранному коллеге с поиском квартиры, с записью к врачу или дежн с шоппингом).
Многие наши коллеги становятся друг для друга близкими друзьями, они любят проводить вместе время вне офиса. Такие отношения внутри команды помогают компании добиваться поставленных целей.
Ценности — важная составляющая корпоративной культуры. Они отражают миссию стартапа и служат базой как для эффективной работы внутри команды, так и теплых отношений с аудиторией. Если стартап — это лодка в неспокойном океане, то корпоративные ценности — это маяк, который не даст сбиться с курса.