ZakaZaka.ru начало
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Потенциальные инвесторы были найдены, но для получения инвестиций нужно было сначала предоставить подробный бизнес - план.
Для этого нам потребовались следующие данные:
1) Расходы на создание проекта (брендбук, разработка мобильных приложений, дизайн сайта, создание сайта, аренда офиса и серверов, заработная плата, оборудование и другие текущие расходы);
2) Динамика будущих поступлений (напрямую зависит от таких показателей, как: стоимость одного зарегистрированного пользователя, стоимость одного заказа, средний чек, частота повторяющихся заказов);
3) Финансовые показатели (NPV, IRR, DPP, ROI), построенные на прогнозах маркетинговых агентств и их оценка.
Теперь о том, как мы получили каждую из необходимых нам цифр.
С расходами на создание проекта все довольно просто: мы стали искать ведущие компании нашего города в нужных нам направлениях и назначали встречи. На многочисленных встречах мы подробно описывали идею проекта и то, что нам нужно было от подрядчика на данном этапе. За несколько недель почта была завалена коммерческими предложениями, условия были - одни лучше других, очень многие хотели взяться за этот проект. Мы же выбирали самые интересные с нашей точки зрения предложения, тем самым формируя затратную часть нашего проекта.
Как всегда, основные трудности поджидали нас на этапе прогноза будущих финансовых поступлений. Работая вместе с маркетинговыми агентствами, мы получили около 15 прогнозируемых графиков роста заказов и пользователей. Сумму среднего чека, объем рынка и информацию о его насыщении мы получили из открытых источников, которым можно было доверять.
За время написания бизнес-плана стоимость проекта оказалась в 4 раза выше ожидаемой! Но уверенности в том, что мы получим финансирование, мы не теряли.
Итак, все необходимые данные были получены, аналитика шла полным ходом. Рассчитав все финансовые показатели и написав бизнес-план, на который нам понадобилось 2 месяца, вся информация была передана потенциальным инвесторам на рассмотрение.
Прошло 2 недели, а ответа все не было. Мы стали нервничать и поинтересовались у инвесторов насчет их решения, на что был получен ответ: «Думаем…».
И вот тогда, уверенность в том, что мы получим «добро», стала потихоньку уменьшаться. Мы уже начали рассматривать «план Б» - поездка в Москву в поисках финансирования, готовились к штурму всех венчурных фондов.
По истечении третьей недели с нами связались инвесторы и дали положительный ответ. Настроение было чертовски - отличным! Два долгих месяца мы готовили бизнес-план, вырабатывали стратегию на ближайший год, делали прогнозы и вот нам наконец-то дали зеленый свет, осталось лишь "открыть инструкцию и приступить к сборке".
Получив первую часть инвестиций, мы начали оплачивать начальные этапы работ подрядчиков и приступили к работе. По результатам конкурса были утверждены следующие подрядчики: Брендбук и дизайн сайта -EndyLab, разработка сайта -Систематика, продвижение сайта-Molinos, мобильные приложения-Heads & Hands.
Начали мы с разработки брендубка, дизайна сайта и прототипирования. Было предложено около 20-ти названий, но одно полюбилось нам сразу - ZakaZaka.ru. Определившись с названием, была предложена идея с оживлением бренда и внедрением живых персонажей, сайт стал обретать свой внешний вид.
Итак, когда окончательный вид сайта уже одобрен, было составлено тех. задание, которое мы сразу передали в Систематику. Сайт был написан за рекордные сроки - 5 месяцев, но часть фитчей перенеслась на более поздние обновления.
Далее, мы начали обсуждать с Molinos подробную рекламную кампанию, хороший бренбук играл нам на пользу и давал более широкие возможности.
Разработка мобильных приложений была заказана сразу на 2 платформы: IOS и Android. Heads & Handsпринялись за работу и оценили срок реализации в 5 месяцев (в феврале будет релиз).
В июле месяце, когда работа подрядчиков уже шла полным ходом, мы начали поиск офиса и сотрудников. Офис требовался площадью не меньше 150 кв. м и, естественно, по приемлемой цене. Забавно, но именно здесь мы и столкнулись с первой трудностью - подходящих помещений не было вообще. Конечно же, мы хотели сделать современную компанию с отличными условиями для работы и сотрудниками, которые бы были полностью втянуты в процесс работы.
Довольно много людей приходили на собеседования, изъявляли желание работать у нас, мы брали сотрудников не только по профессиональным качествам, но и личным: разговаривали о жизни, кино, музыке и просто болтали. Труднее всего было найти технического директора, хороших СТО очень мало, но мы нашли подходящую кандидатуру спустя месяц и, как оказалось, не прогадали.
Въезжая в новый офис, мы пересчитали стоимость некоторых затрат: тарифа за телефонные звонки и интернет, самого въезда в офис, покупки оборудования и аренды серверов. Сэкономили немало, больше 2млн рублей, кажется.
Набрав штат сотрудников, и въехав в офис, мы приступили к работе: начали подписывать рестораны, загружать их в систему и тестировать. Поначалу, у нас не было возможности автоматический выгрузки фотографий с сайта партнера на наш, поэтому большинство фотографий было подгружено вручную (около 15 тыс фото вручную прикреплялись к блюдам). В один момент мы прикрепляли фотографии почти всем офисом )
1 ноября в 10.00 утра проект ZakaZaka.ru благополучно запустился. Правда, 31 октября, в день, когда генеральная репетиция и тестирование шли полным ходом, в нашем бизнес центре произошел пожар. Эвакуировали всех и выключили электричество в БЦ до следующего дня (Lol ). Закупившись ред буллом, мы быстренько разъехались по домам и продолжили тестировать сайт удалено. Кто-то работал до 5-6 утра, а некоторые и вовсе не спали.
В день запуска выяснилось, что рекламная кампания еще не прошла модерацию, и мы были без какой-либо рекламы до 18 часов. Благо, некоторые интернет -СМИ написали о нашем открытии, и мы все-таки начали получать первые заказы и рост трафика.
Мы решили не тратить изначально заложенную сумму на рекламу в первые 2 месяца и интуиция нас не подвела - было выявлено довольно большое количество багов и запутанных алгоритмов, некоторые рестораны слетали сами, некоторые отключались ночью из-за разницы временных поясов, подстановка похожих заведений шла вне зависимости от выбранного местонахождения, были допущены небольшие ошибки в юзабилити, в общем было чем заняться.
Хочу сказать, что как бы вы не были уверены в запуске своего проекта, лучше первые пару месяцев рассматривать как тестовые, это поможет избежать неэффективное расходование денежных средств, появления новых проблем и спасет несколько миллионов нервных клеток.
Благодаря тщательно продуманному бизнес-плану, стратегии, хорошим подрядчикам, прекрасным сотрудникам и капле везения нам удалось избежать многих трудностей.
В ближайшее время состоится релиз мобильных приложений и обновление версии сайта до 1.0
Ну а самое интересное у нас еще впереди, благодарю за внимание!
Для этого нам потребовались следующие данные:
1) Расходы на создание проекта (брендбук, разработка мобильных приложений, дизайн сайта, создание сайта, аренда офиса и серверов, заработная плата, оборудование и другие текущие расходы);
2) Динамика будущих поступлений (напрямую зависит от таких показателей, как: стоимость одного зарегистрированного пользователя, стоимость одного заказа, средний чек, частота повторяющихся заказов);
3) Финансовые показатели (NPV, IRR, DPP, ROI), построенные на прогнозах маркетинговых агентств и их оценка.
Теперь о том, как мы получили каждую из необходимых нам цифр.
С расходами на создание проекта все довольно просто: мы стали искать ведущие компании нашего города в нужных нам направлениях и назначали встречи. На многочисленных встречах мы подробно описывали идею проекта и то, что нам нужно было от подрядчика на данном этапе. За несколько недель почта была завалена коммерческими предложениями, условия были - одни лучше других, очень многие хотели взяться за этот проект. Мы же выбирали самые интересные с нашей точки зрения предложения, тем самым формируя затратную часть нашего проекта.
Как всегда, основные трудности поджидали нас на этапе прогноза будущих финансовых поступлений. Работая вместе с маркетинговыми агентствами, мы получили около 15 прогнозируемых графиков роста заказов и пользователей. Сумму среднего чека, объем рынка и информацию о его насыщении мы получили из открытых источников, которым можно было доверять.
За время написания бизнес-плана стоимость проекта оказалась в 4 раза выше ожидаемой! Но уверенности в том, что мы получим финансирование, мы не теряли.
Итак, все необходимые данные были получены, аналитика шла полным ходом. Рассчитав все финансовые показатели и написав бизнес-план, на который нам понадобилось 2 месяца, вся информация была передана потенциальным инвесторам на рассмотрение.
Прошло 2 недели, а ответа все не было. Мы стали нервничать и поинтересовались у инвесторов насчет их решения, на что был получен ответ: «Думаем…».
И вот тогда, уверенность в том, что мы получим «добро», стала потихоньку уменьшаться. Мы уже начали рассматривать «план Б» - поездка в Москву в поисках финансирования, готовились к штурму всех венчурных фондов.
По истечении третьей недели с нами связались инвесторы и дали положительный ответ. Настроение было чертовски - отличным! Два долгих месяца мы готовили бизнес-план, вырабатывали стратегию на ближайший год, делали прогнозы и вот нам наконец-то дали зеленый свет, осталось лишь "открыть инструкцию и приступить к сборке".
Получив первую часть инвестиций, мы начали оплачивать начальные этапы работ подрядчиков и приступили к работе. По результатам конкурса были утверждены следующие подрядчики: Брендбук и дизайн сайта -EndyLab, разработка сайта -Систематика, продвижение сайта-Molinos, мобильные приложения-Heads & Hands.
Начали мы с разработки брендубка, дизайна сайта и прототипирования. Было предложено около 20-ти названий, но одно полюбилось нам сразу - ZakaZaka.ru. Определившись с названием, была предложена идея с оживлением бренда и внедрением живых персонажей, сайт стал обретать свой внешний вид.
Итак, когда окончательный вид сайта уже одобрен, было составлено тех. задание, которое мы сразу передали в Систематику. Сайт был написан за рекордные сроки - 5 месяцев, но часть фитчей перенеслась на более поздние обновления.
Далее, мы начали обсуждать с Molinos подробную рекламную кампанию, хороший бренбук играл нам на пользу и давал более широкие возможности.
Разработка мобильных приложений была заказана сразу на 2 платформы: IOS и Android. Heads & Handsпринялись за работу и оценили срок реализации в 5 месяцев (в феврале будет релиз).
В июле месяце, когда работа подрядчиков уже шла полным ходом, мы начали поиск офиса и сотрудников. Офис требовался площадью не меньше 150 кв. м и, естественно, по приемлемой цене. Забавно, но именно здесь мы и столкнулись с первой трудностью - подходящих помещений не было вообще. Конечно же, мы хотели сделать современную компанию с отличными условиями для работы и сотрудниками, которые бы были полностью втянуты в процесс работы.
Довольно много людей приходили на собеседования, изъявляли желание работать у нас, мы брали сотрудников не только по профессиональным качествам, но и личным: разговаривали о жизни, кино, музыке и просто болтали. Труднее всего было найти технического директора, хороших СТО очень мало, но мы нашли подходящую кандидатуру спустя месяц и, как оказалось, не прогадали.
Въезжая в новый офис, мы пересчитали стоимость некоторых затрат: тарифа за телефонные звонки и интернет, самого въезда в офис, покупки оборудования и аренды серверов. Сэкономили немало, больше 2млн рублей, кажется.
Набрав штат сотрудников, и въехав в офис, мы приступили к работе: начали подписывать рестораны, загружать их в систему и тестировать. Поначалу, у нас не было возможности автоматический выгрузки фотографий с сайта партнера на наш, поэтому большинство фотографий было подгружено вручную (около 15 тыс фото вручную прикреплялись к блюдам). В один момент мы прикрепляли фотографии почти всем офисом )
1 ноября в 10.00 утра проект ZakaZaka.ru благополучно запустился. Правда, 31 октября, в день, когда генеральная репетиция и тестирование шли полным ходом, в нашем бизнес центре произошел пожар. Эвакуировали всех и выключили электричество в БЦ до следующего дня (Lol ). Закупившись ред буллом, мы быстренько разъехались по домам и продолжили тестировать сайт удалено. Кто-то работал до 5-6 утра, а некоторые и вовсе не спали.
В день запуска выяснилось, что рекламная кампания еще не прошла модерацию, и мы были без какой-либо рекламы до 18 часов. Благо, некоторые интернет -СМИ написали о нашем открытии, и мы все-таки начали получать первые заказы и рост трафика.
Мы решили не тратить изначально заложенную сумму на рекламу в первые 2 месяца и интуиция нас не подвела - было выявлено довольно большое количество багов и запутанных алгоритмов, некоторые рестораны слетали сами, некоторые отключались ночью из-за разницы временных поясов, подстановка похожих заведений шла вне зависимости от выбранного местонахождения, были допущены небольшие ошибки в юзабилити, в общем было чем заняться.
Хочу сказать, что как бы вы не были уверены в запуске своего проекта, лучше первые пару месяцев рассматривать как тестовые, это поможет избежать неэффективное расходование денежных средств, появления новых проблем и спасет несколько миллионов нервных клеток.
Благодаря тщательно продуманному бизнес-плану, стратегии, хорошим подрядчикам, прекрасным сотрудникам и капле везения нам удалось избежать многих трудностей.
В ближайшее время состоится релиз мобильных приложений и обновление версии сайта до 1.0
Ну а самое интересное у нас еще впереди, благодарю за внимание!
0