Как сэкономить на сотрудниках в период кризиса
Кризис – страшный омут, в который могут уйти с «головой» множество компаний – не только слабых, но сильных. Кризис охватывает все слои нашего общества и подталкивает их к принятию зачастую нестандартных для «мирного времени» решений. Наконец, кризис становится тем переломным периодом, в ходе которого определяется, а кто же останется в живых, кто пройдет этот непростой путь достойно и с высоко поднятой головой?
Когда кризис неизбежен, мы уже думаем не столько о его причинах, сколько о последствиях. В панике многие руководители начинают уходить в крайности – увольнять тех сотрудников, которые почему-то уже давно заслуживают увольнения, снижать поставки, подстраивать цены под клиента, менять стратегию, самостоятельно работать 24 часа в сутки вместо обычных 6-12, - одним словом, вести свой бизнес к гибели.
Давайте поразмышляем, как в кризис действительно можно сэкономить?
Одним из экономически правильных решений, по мнению некоторых предпринимателей, становится снижение зарплаты сотрудникам или их увольнение. При этом они прекрасно понимают, что сотрудники – основа любого бизнеса, и их исчезновение повлечет за собой снижение объема работы и, конечно же, прибыли. Сюда же мы отнесем ряд решений, связанных с понижением зарплат – неполный рабочий день, возложение двойного или даже тройного объема обязанностей на одного сотрудника, задержка выплат на неопределенный срок и др.
Другие предприниматели, заранее предусмотрев проблему выплат, могут изначально трудоустраивать кандидатов неофициально, уклоняясь, таким образом, от налогов и экономя более 30 % своих средств. Ну, а те, кто ранее обеспечивал работникам полный соцпакет, официально их увольняет, но фактически оставляет трудиться на благо компании за зарплату в конверте.
Наконец, третья группа предпринимателей привлекает в бизнес разного рода подрядчиков. Это могут быть не всегда надежные фрилансеры (тут уж как повезет) или аутсорсинговые компании, прекрасно справляющиеся со своей работой. При этом тенденция работы с сотрудниками «по договору» в последнее десятилетие только набирает популярность и охватывает не только коммерческие организации, но и бюджетные. Стремятся к экономии все – органы власти, вузы, исследовательские лаборатории, потому что их возглавляют всё те же предприниматели.
Перепоручить часть работы или отдать ее на аутсорсинг - не только дешевле, но и проще. Наиболее популярными в России стали аутсорсинговые компании, оказывающие помощь в финансовых, правовых, коммуникационных вопросах. Еще один вариант экономии на сотрудниках посредством аутсорсинга – это использование услуг удаленных ассистентов, которые способны выполнять задачи, связанные с маркетингом, менеджментом, юриспруденцией. Удаленные ассистенты давно востребованы за рубежом (виртуальные ассистенты или помощники), но российские бизнесмены узнали о них только несколько лет назад. Также есть те, кто до сих пор не слышал о таких услугах, кто не верит, как это вообще возможно, и есть те, кто уже давно ими пользуется и неплохо экономит. Для сравнения: 1 час работы удаленного ассистента (любой специальности) – до 2,5 раз дешевле 1 часа работы офисного сотрудника в Москве. При этом важно отметить, что качество услуг удаленных ассистентов нисколько не хуже качества работы штатных сотрудников. Да и налоги за них платить не надо.
В завершении хотелось бы отметить, что если дело дойдет все же до увольнения, никогда не расставайтесь с ключевыми сотрудниками. Ведь невелики шансы, что по окончании экономического упадка удастся снова найти специалистов «на вес золота». А если и удастся, то вы потратите уйму своего времени на подбор, обучение и борьбу стереотипами: работая в разных компаниях, сотрудники обретают свое видение бизнес-процесса, возможно, не соотносимое с вашим планом развития. Более того, ценные сотрудники (именно наемные работники) могут взять на себя всю работу по управлению подрядчиками и почувствовать свою особую значимость в структуре вашего бизнеса. А это значит, что они будут готовы предложить вам индивидуальные решения по кризису роста вашей компании и никогда не уйдут в чужой бизнес.
Джеймс Гуднайт, один из «лучших работодателей» по версии журнала «Fortune» и самых богатых людей в мире, справедливо отметил: «Каждый вечер 95 процентов всех активов моей компании разъезжаются на машинах по домам. Моя задача - создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей возникло желание вернуться обратно. Креативность, которую они приносят в компанию, создает конкурентное преимущество».
Цените своих работников! И принимайте умные решения!