Делаем глобальный трэвел-стартап — начало
Мои друзья умеют путешествовать так, что послушав их рассказы, можно перестать быть туристом и стать путешественником. В Индонезии есть остров Суматра, на котором есть озеро Тоба, а на озере ещё остров. 50000 лет назад здесь было извержение вулкана, на фоне которого блекнет даже история о Помпеях. Дело в том, что продукты извержения вмиг закупорили планету, и это сократило число людей в несколько раз.
Стоит ли говорить, что таких мест, кардинально непохожих на всё, что вы видели, на планете огромное множество, чего стоит одна лишь такая разная Индонезия. Я никогда не задумывался о том, насколько это может быть интересным: в течение нескольких суток пересекать вулканы, наблюдая, как местные жители неустанно бегают с тяжёлыми грузами вверх-вниз по горе, дышат ядовитыми испарениями, вдобавок на ходу скуривая по несколько пачек отвратных сигарет местного производства, и все как один к 30 умирают. При этом, они, конечно же, знают, что скоро умрут. И они все счастливы, улыбка не покидает их лиц.
II
“Если решишь путешествовать самостоятельно, и окажешься на другом конце света, то ты даже не представляешь, насколько это изменит тебя и расширит мировоззрение. Но сначала тебе придётся потратить неделю в интернете на поиски информации о передвижении на местности: на чём, откуда, за сколько вообще можно перебираться из одной точки в другую. В среднем, тебе понадобится один-два дня на каждый маршрут. А можешь и не найти, и тогда уже придётся на месте выискивать целый день.
Мы искали готовое решение, но его нет. Есть очень слабые базы, где есть процентов 5 от реального числа вариантов. На форумах всегда много людей удивляются. С этим всё хорошо в Европе и США. А вот Азия, Южная Америка, Африка, Океания вообще не охвачены, практически. Вся нужная информация расщеплена по интернету, и миллионы людей кропотливо собирают её по крупицам, это же очень неудобно. Мы думали и пришли к тому, что можно попробовать сделать сайт, где это всё будет в одном месте. А пользователи смогут делиться опытом и заполнять маршруты. Нам нужны разработчики”.
III
Вот так я узнал об этом от моей подруги-путешественницы. Вам знакомо чувство, когда абсолютно внезапно в твоей жизни появляется на редкость классная идея, в которой ты уже успел увидеть множество плюсов, но подвоха ещё нет? Воодушевляющее чувство. Это прибавляет всему смысла. Мы решили для начала обсудить основные моменты, и выразить это в документе под названием “план”. Мы продумали и расписали концепцию, наши предположения о целевой аудитории, способах мотивации пользователей делиться контентом, монетизации, обязанностях, накидали мыслей по интерфейсу и ближайшим планам. Постепенно, картина начинала проясняться, подвоха по-прежнему не было. Мы начали показывать план всем знакомым-путешественникам, и друзьям, собирали обратную связь и вносили корректировки. Обратная связь нам понравилась: представители ЦА быстро улавливают суть, искренне заинтересовываются и хотят помогать, сообщая, что им это нужно.
Таким образом: 3 недели ушло на формирование концепции и получение первых фидбеков. Подвоха всё ещё нет.
IV
Мы обсудили техническую сторону вопроса со знакомыми разработчиками, как могли, составили “ТЗ” в формате презентации, где показали наше видение интерфейса в процессе работы с сервисом, и предложили хорошо знакомому специалисту по системной архитектуре и бэкенду присоединиться к проекту. Обсудили всё подробнее и пришли к тому, что нужен ещё один бэкенд и фронтенд. Но пока не горит. И вот, нас четверо, разработчик в Москве, мы втроём – в Питере. Решили делать скайп-конференцию каждое воскресенье.
Начали работать, ожидая через 2-4 месяца прототип, а пока было бы неплохо найти предпосевной фонд, так как некоторые расходы уже предвидятся через пару месяцев, а когда подобные проекты окупятся – сразу понять сложно. Прекрасно понимая важность изучения потребителя, помимо изучения рынка, мы разработали большую глубинную анкету и общими усилиями собирали информацию. Обработав информацию, мы обнаружили, что 95% ждут продукт и желают удачи, 88% готовы делиться информацией по маршрутам, 30% готовы платить за платную версию приложения для доступа к маршрутам оффлайн. Кроме того, мы увидели, чего пользователи реально ждут от подобного продукта. Ценно.
Итак, еще неделя, и программист найден, предварительное изучение потребностей ца проведено, ориентировочные способы привлечение инвестиций начертаны. Переход в фазу непосредственной разработки прототипа запущен. Подвоха все еще нет.
V
Деньги нам были не очень нужны, но необходимые траты уже виднелись на горизонте. Мы понимали, что без прототипа мы мало кому интересны, но на всякий случай поискали зарубежные предпосевные фонды и акселераторы, и решили разослать заявки. Заполнение первой заявки, во флоридский трэвел-стартап акселератор, дающий на стадии идеи подобным проектам по 25,000 долл за 6-12% доли, затянулось на три недели. Осознавая, что шансов достучаться до западных инвесторов на такой ранней стадии крайне мало, мы разослали документ в несколько российских венчурных фондов, по-прежнему считая, что зарубежные деньги будут более кстати, а также, отправили заявку в азиатский трэвел-акселератор. Среди российских фондов отправляли только туда, где гарантировали ответ по любому решению в течении двух-трех дней, и где брали проекты предпосевной стадии. Когда прошла неделя, и нам отказали пре-сид акселераторы из Азии и Флориды по причине отсутствия прототипа (удивительно правда?), и не ответил ни один российский фонд. Да, рано, мы уже поняли. Несколько иллюзий спало, причём всё оказалось достаточно ожидаемым, и мы сошлись на здравой мысли: фокусируемся на двух вещах: прототип и бизнес-план.
VI
Разработчик сделал для ребят базу данных, обучил азам SQL и пошёл процесс заполнения найденных маршрутов. Я занялся бизнес-планом, и это было интересно. В качестве основы бизнес-плана сделал большую и подробную таблицу где по каждой сфере нашей работы (сайт, приложение, продвижение, партнёрства, организация, контент и т.д.) были расписаны по периодам все процессы, затраты, количество людей. Подсчитал совокупные доходы по трём источникам, затраты, потоки. Все показатели были рассчитаны по месяцам на 5 лет. Пересчитал, ещё раз пересчитал. Урезал расходы в не окупаемый период, сократил сроки разработки рабочей модели и пересчитал снова. Теперь обоснованно и адекватно. Ради интереса, по полученным годовым CF ещё прикинул варианты NPV, принимая за норму доходности весь диапазон рисковой ставки от 10 до 90%, и полученные значения стоимости компании порадовали. Да, это по-прежнему далеко от того, что можно назвать железными расчётами, но уже намного ближе, чем недавно.
Итого: 3 гуманитария и 1 разработчик – необычный состав для стартапа, не правда ли? Этакий отход от классической схемы “хакер+хастлер” в сомнительном направлении. В действительности же состав идеально подошёл под нужды проекта. Женя – на разработке, Юля – на маршрутах, базах и общении с ЦА, Рома – маршруты и базы, непрерывный анализ рынка и конкурентов, я занимаюсь подсчётами, фондами и планированием. Плюс у каждого есть ряд дополнительных функций, дело идёт.
VII
Прошло ещё две недели. У нас новый участник, и расклад такой: нас пятеро, включая бэкенда, вновь присоединившегося фронтенда (это он на заставке к статье), двух авторов идеи, составляющих базу и меня. Уже многое сделано, и 1 ноября мы ожидаем MVP, там уже будет база по Камбодже, функция поиска по базе, с привязкой к карте и функция добавления маршрута со стороны пользователя. Подаёмся в ФРИИ и IDealMachine. Доделываем бизнес-план, и с MVP займемся поиском инвестиций активнее. Продукт на подходе и знаем, что делать дальше: совершенствуем MVP до рабочей модели, создаём базу маршрутов по всей Юго-Восточной Азии, переходим на бесплатные карты, пилим приложение, и продвигаемся через тематические трэвел- и стартап-форумы и CEO. Это уже в начале следующего года.
В предыдущей статье мы уже писали об актуальности, подробно о сути проекта – в описании на нашей странице. Теперь мы описали наш метод работы, особенности и нюансы, с которыми мы столкнулись. Ждём ваши вопросы, пожелания, конструктивную критику и всё остальное. Пишите нам.