Главное Авторские колонки Вакансии Образование
3 632 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

О прошлом и будущем российской моды на курение кальяна

​С каждым годом в нашей стране ужесточают законы в отношении табака и курения. Новые правила и поправки ждут нас уже в ближайшее время, а сегодня я расскажу как антитабачный закон 2014 года создал кальянный тренд и спровоцировал резкий рост тематических заведений.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Добрый день, меня зовут Иван Дронов и являюсь основатель кальянного бренда Sweet Smoke. На кальянном рынке мы с 2014 года и свое заведение открывали как раз в момент начала активного роста популярности кальяна.

Начнем по порядку.

Кальянный рынок в России начал только зарождаться в 2008-2010 годах, при этом практически не было никакого выбора, да и грамотную внятную консультацию получить было довольно трудно. Наши земляки начинали активнее отдыхать в восточных странах, привозили с собой кальяны в качестве сувениров, а граждан восточных стран в нашем государстве, в Москве в частности, появлялось все больше. В то время кальян был чем-то новым, неизвестным и редким, все хотели его попробовать и начали о нем говорить. Так, например, ценник на кальяны достигал и 50 000 р во многих московских клубах и ресторанах. Вывод один, кальян появился в России как тренд, но при этом практически никто не разбирался ни в названиях кальянов, ни в сортах и видах табака. Именно в это время начали появляться люди, которые хотели заработать на продаже этих эксклюзивных атрибутов, а владельцы кафе и ресторанов вовремя смекнули идею и поставили в свои заведения кальяны с целью дополнительного заработка.

В 2009 году я поступил в РУДН, жил в местном студенческом городке и своими глазами наблюдал как увеличивалось количество любителей подымыть. Студ городок содержал примерно 15-20 кафе, в каждом из которых главным атрибутом отдыха выступал кальян, а каждый 3-ий столик радостно наслаждался сладким дымом.

Тогда кальян нес в себе частицу восточной культуры, поэтому многие заведения имели традиционный восточный интерьер, сами кальяны были стандартных восточных форм, а кальянщик должен был быть обязательно восточной внешности. Никакого разнообразия практически не было, в чашки везде забивался один и тот же дешевый табак Al Fakher, а работали все на одинаковым путем привезенных с востока кальянах. Ценник, насколько помню, начинался с 500 рублей.

Однако существовала и другая группа людей, в то время очень малочисленная, которая интересовалась кальянной культурой как искусством, кто-то начинал делать первые видеообзоры кальянов, а кто-то активно продавал кальяны, табак и все необходимое через интернет.

В 2013 году развитие кальянной индустрии резко пошло вверх. В нашу страну все больше начали поступать различные виды табака, стало приезжать еще больше моделей кальянов, что повлекло за собой небольшую волну открытия специализированных «кальянных».

b_58ae91e45c3ae.jpg

Антитабачный закон 14-го года.

К июню 2014го в Москве уже существовало в районе 10 кальянных. Чтобы привлекать людей первооткрыватели старались дать гостю нечто иное, отличное от ресторанного стандарта. Так, в силу более дешевой арендной ставки, популярностью начали пользоваться цокольные этажи и подвальные помещения. Отсюда и начали развиваться дизайн и концепция заведения. Все пытались создать уютные андеграундные места, к примеру по типу берлинских секретных баров, и это реально получалось, ведь площадь небольшая, постоянные гости практически те же, что не могло не создать определенного уюта. Курение кальяна приобретало моду, персонал по-дружески принимал и общался с гостями, а вопрос еды решили иначе – стало возможным принести собой пакетик с фастфудом из Макдональдса или заказать доставку пиццы прямо к месту отдыха.

К тому моменту уже многие научились профессионально работать с табаком, придумывали разные табачные миксы и обучались кальянному мастерству. Приготовленный тут кальян существенно отличался от аналогов в сетях общепита большей дымностью и выразительностью вкуса. Именно такой подход и привлекал людей в эти места: качественный кальян, дружная атмосфера, недорого и необычно.

Во всем мире уже долгое время курение вытесняют из общепита, создаются закрытые курительные комнаты, а 1 июня 2014 в силу вступил Пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который запрещает курение табака в общественных местах. Владельцы всех заведений боялись закрытия, но все оказалось иначе. Курить запретили в барах, кафе, ресторанах и других общественных местах, а специализированных кальянных это не коснулось.

Любая кальянная – это закрытый клуб, собственной кухни тут нет, а посетители – курящие люди за 18 лет, так что все в рамках закона и все функционирует.

Но к принятию этих законодательных мер готовы оказались и все рестораны, кафе, бары. Так, к примеру, слова «кальян» в меню резко трансформировались в «паровой коктейль», а вместо табака начали использовать специально приготовленные фрукты и овощи, вымоченные в сиропе с глицерином, который, собственно и придает табаку дымность. Такая сеть как «Чайхона» запустила в тест собственную линейку «бестабачки» - каротин, это по сути та же морковь, но приготовленная специально для курения. А многие производители начали резко искать способ замены кальянному табаку, так и родился бренд «deCloud», состав которого включает в себя только нарезанные фрукты в сиропе. Сразу отмечу, что во всех этих заведениях по-прежнему можно встретить все популярные марки кальянного табака и как они работают остается только догадываться.

Рост развития кальянной индустрии

Кальян люди курили везде, будь то Чайхона, Тануки или любой другой ресторан. Но ввиду вступившего в силу закона, а также роста уровня знаний населения о культуре курения, отсутствие качественного кальяна в сетях общественного питания спровоцировало резкий рост посещаемости в уже существующие тематические кальянные. Это дало примерно троекратный рост выручки уже существующим заведениям, но и подтолкнуло многих на открытие подобного рода мест. Мы не стали исключением.

b_58ae91f203f38.jpg

К концу 2014 года мы задумались об открытии собственного заведения, подробнее о нашей истории открытия, принципах нашей работы и продвижения я рассказал порталу vc.ru не так давно, а сейчас я расскажу почему к середине 2015 года количество кальянных выросло до 400 только в Москве.

Итак, как на первый взгляд кажется, кальянная – это полноценное заведение без больших капиталовложений. Так оно и было как раз в промежуток 2014 – начало 15го. Можно было с 1000000 рублей смело входить на рынок и открывать заведение, однако это обеспечивало только открытие и никто не давал гарантии того, что заведение будет долго существовать. Типичным владельцем кальянной в то время был молодой парень, родители которого профинансировали его «желание». Все хотели скорее заработать на этом, но уже открывшись, только малая часть вкладывала бюджет в дальнейшее развитие, это и послужило скорому закрытию тех мест, которые вели свою политику подобным образом. Оглядываясь назад отмечу один факт, из 300 открывшихся тогда заведений, только 20-30 работают до сих пор.

Трудно было раскручивать заведение без поддержки опытных людей и без необходимых знаний и навыков. Вывеску или указатель со словом и изображением кальяна повесить нельзя, рекламу в социальных сетях официально не пропускают администраторы сообществ, а как пройти модерацию в Яндекс Директ или Googlе Adwords даже до сих пор знают лишь единицы. Все что спасало, так это друзья и знакомые учредителей.

Сам по себе, кальян продукт конечно маржинальный, но многие открывая кальянную ошибаются, что закупив все необходимое для работы, вложений больше не потребуется. Все, с чем приходится работать в кальянной является расходным материалом, от табака и кальянов до мебели и интерьера. Все это имеет ресурс износа и со временем нуждается в периодической замене.

Мы же, в своею очередь, строили политику иначе. Первоначальные вложения были порядка 1000000 рублей, но при этом основную часть дохода мы вкладывали и вкладываем до сих пор обратно в развитие. Аренда помещения съедала большую часть от начальной суммы, а слаженная работа нашей команды позволила своими силами и дизайн разработать, и ремонт в помещении сделать, что позволило сэкономить огромную сумму денег. Мы всегда растем и постоянно внедряем новое в наши рабочие процессы. Так к примеру, мы разработали собственный кроссплатформенный сайт кальянной Sweet Smoke, на который ежедневно заходит более 600 человек, ютуб канал уже смотрят более 7000 подписчиков, активно ведем аккаунты в соц сетях, создали интернет-магазин кальянов и электронных сигарет, да и само помещение у нас уже выглядит совершенно по другому. Рынок развивается и мы не отстаем.

2016-17 год. Стабилизация рынка.

За последние полгода тенденция открытия кальянных спадает не сильно, а мода на кальян только возрастает. Однако стоит заметить качество вновь открывающихся заведений. В игру вступают крупные игроки с большими бюджетами, и современная кальянная в настоящее время выглядит уже совершенно по-другому. Владельцами стали уже довольно опытные взрослые люди. Огромные деньги вкладываются как в интерьер, так и в сами кальяны. В данных условиях на открытие достойного места уже потребуется не менее 2-3 миллионов рублей.

Кальянный рынок в России активно растет, это и способствует росту количества производителей самих кальянов и комплектующих. Да, теперь стало много отечественных производителей и больше нет необходимости ехать заграницу чтобы притащить партию уникальных кальянов. Появилось больше 20 производителей кальянов, более 40 производителей комплектующих, а российский рынок табака для кальяна также захватывает российский производитель. Не сказать, что продукция дешевая, средняя стоимость хорошего кальяна составляет 9-15000 р, однако это именно те вещи, на качестве которых экономить точно не стоит. Появились крупные поставщики необходимых аксессуаров и табака, а необходимость ехать за закупками на Севастопольский рынок все больше отпадает. Теперь можно смело сказать, что Россия занимает одну из лидирующих позиций в развитии индустрии, наши кальяны качественные, красивые и пользуются популярностью на рынках Америки и Германии. Ребята регулярно прогрессируют и ни в чем не уступают иностранным аналогам.

Активно поставкой и реализацией кальянов и табака мы занимаемся с начала 2016 года и если углубиться в этот момент, то конечно есть трудности с поиском определенных моделей кальянов и вкусов табака, однако это просто объясняется тем, что спрос в данном сегменте значительно превышает предложение, а производители пока не могут дать те мощности производства которые нужны индустрии.

Не могу не отметить и организацию соревнований битв кальянных мастеров, ведь именно наши соотечественники организовывают эти мероприятия по всему миру. И в Бразилии, и в Германии, во многих странах СНГ эти мероприятия уже проводились. Наша команда Sweet Smoke регулярно участвует во всех этих мероприятиях, а по количеству участников и зрителей можно сказать что индустрия серьезно развивается. Тысячи людей, а то и десятки тысяч людей регулярно посещают подобные мероприятия, смотрят обучающие видео на YouTube и уже не понаслышке знают кальянное искусство. Помните как я описывал в начале статьи образ типичного кальянщика в 2010? В 2017 это уже парень 20-30 лет, свободно владеющий вкусами и способный создать из простого кальяна шедевр. Одним словом, это уже не просто «кальянщик», это настоящий кальянный мастер, а работа с разными табаками – это целая кухня, которой действительно стоит поучиться. Например, в нашей кальянной за качество отвечает Анатолий Краузе, призер битвы кальянных мастеров 2016. Сейчас мы активно обучаем новых ребят мастерству, а всех гостей угощаем грамотно проработанными фирменными вкусами. Вот назовете любой вкус какой придумаете, а мы в него точно попадем и сделаем вам именно то, что вы пожелали.

Качество самого оборудования тоже шагнуло вверх. Если раньше используемые кальяны окислялись и ржавели после полугодового использования, практически не мылись и не видели ухода, то сейчас все работают на кальянах из нержавеющей стали и четко следят за чистотой и уходом за оборудованием. Все фасуется, обрабатывается и сушится, по крайней мере мы к этому очень требовательно подходим.

Что еще можно отметить сейчас, так это атмосфера, которую создают в кальянных. Ни в одном из заведений не встретить такой теплой и дружеской обстановки. Нигде так открыто не общаются с гостями и в кальянных проводится огромное количество мероприятий, от вечеров поэзии и мафии, до онлайн трансляций и Stand Up выступлений.

Что нас ждет в ближайшем будущем.

Популярность кальяна еще будет точно расти, так как этот сегмент рынка еще имеет большой и нераскрытый потенциал. Но всем интересен вопрос касаемо законодательства и запрета курения. Да, не так давно в Государственной Думе обсуждался вопрос полного запрета курения в общественных местах. Это будет означать, что в кафе и ресторанах запретят курить даже не содержащие табак смеси и это повлечёт за собой организацию в этих заведениях отдельных курительных комнат. Решение, безусловно, верное и в нашей стране необходимо ограждать некурящих людях от любого воздействия дыма.

Относительно специализированных кальянных могу смело сказать одно, в нашей индустрии все мы занимаемся только одним общим делом-популяризацией и развитием кальянного дела, мы не конкуренты друг другу, а совместными усилиями только развиваем индустрию.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.