Сейчас объясним все на пальцах и покажем, почему планирование маршрута давно пора доверить программам , а за своим логистом оставить исключительно контроль и административную работу.
Часть первая. «Народные» способы экономии на топливе По разным подсчетам, затраты на ГСМ составляют до половины бюджета по обслуживанию машины. На эту статью расходов грустными глазами смотрят все владельцы бизнеса — на дорогах в буквальном смысле каждый день сжигаются их деньги. И все ищут способы, как эти деньги сэкономить.
Мы тоже «погуглили» основные методы и поняли, что никаких реальных способов существенно уменьшить затраты, кроме как, ну, просто уволить пару водителей, нет. Только кто будет вместо них доставлять товары?
Если выделить все способы в категории, то всего их получится три:
Починка неисправностей автомобиля, из-за которых увеличивается расход топлива; Установка на машины систем ГЛОНАСС, которые бы отслеживали перемещения и «сливы» ГСМ; Различные «лайфхаки» для водителей (плавный разгон, езда без кондиционера и т.д.). Если первый способ еще как-то может сработать, то на ГЛОНАСС вы можете даже потратить больше, чем сэкономить. При условии, что водители работают добросовестно, маршруты не сократятся, расход топлива не уменьшится, а поставить его на каждую машину стоит от 6 до 20 тысяч рублей.
Водители также вряд ли будут рады, если вы начнете дотошно контролировать их скоростной режим и запретите включать кондиционер в жару.
Поэтому получение реальной экономии на таких методах — скорее, для автомобилистов на личных машинах, нежели для бизнеса. Вариант для предпринимателей — сокращать не потребление топлива, а общий километраж и количество водителей без ущерба для объемов доставки. Как это сделать? Оптимизировать маршруты с помощью специальных сервисов. Zig-Zag , например.
Часть вторая. Почему автоматизация перевозок — это всегда выгодно Доверять работу штатного логиста неизвестному сервису готов не каждый предприниматель. За него же нужно платить. А зачем, если с ней уже сейчас справляется сотрудник? Водители приезжают, клиенты довольны. Зачем что-то менять?
Как работает Zig-Zag?
Чтобы сократить общий километраж в пути, мы научили алгоритм подбирать самый оптимальный маршрут для поездки. Он перебирает множество вариантов и расставляет адреса в таком порядке, чтобы водитель по дороге как можно реже разворачивался, проезжал по одной и той же дороге, возвращался назад. Как показывает практика, оптимизированные маршруты на 20% короче тем че, что строит логист.
И вот 3 наших реальных кейса, которые объяснят, почему автоматизация перевозок — это всегда выгодно. Даже если в вашем бизнесе и так «все работает».
Доставка хозтоваров в гостиницы Москвы и других российских городов
В компании водители не справлялись с объемом доставки. Мы уже писали об этом кейсе ранее. Курьеры перерабатывали, подрядчик требовал арендовать дополнительные автомобили, а доставка не окупалась уже на таких условиях.
Там работал неплохой логист, но на качестве его деятельности сказывалась «удаленка». Он сидел в Новосибирске и строил московские маршруты. Компания надеялась сократить хотя бы 4-5 смен в месяц, чтобы начать выходить в ноль.
После того, как адреса ежедневно начал распределять Zig-Zag, выяснилось, что с текущим объемом доставки может справиться и три-четыре водителя, вместо пяти. Логист, не зная трафика Москвы, допускал ошибки в построении маршрута. Фирма сократила неэффективных водителей. И сразу начала экономить 30% бюджета, заложенного на топливо.
Рекламный бизнес, работающий по всей России Можно попробовать вручную построить маршруты, если ежедневно нужно посещать около 20-30 точек. Можно даже сделать эти маршруты более-менее эффективными с точки зрения затрат времени и топлива. Но что делать, если адресов в день больше тысячи? И они раскиданы по десяткам российских городов?
Логисты рекламной компании в разных городах работали довольно эффективно, и так как основной трафик был собран в Москве, а на другие города приходилось по 15-20 точек в день, сокращать там было некого. Тем не менее, нам удалось уменьшить ежедневный километраж каждого из 300 водителей в среднем на 12 км, или на 3600 км у всех водителей каждый день.
Водители и логисты часто руководствуются правилом «заезжать по пути». Есть у нас, например, два адреса, которые находятся на одном и том же шоссе, через дорогу. Казалось бы, логично посетить их сразу, друг за другом. Но если посчитать, сколько времени водитель потратит на два разворота, ожидание прогала и простой на светофорах? Тогда сразу понятно, что эффективнее заехать на этот адрес на обратном пути и сэкономить не только 5-10 минут в дороге, но и на дизеле во время простоя. А сколько таких ситуаций может произойти в течение дня?Александр Власов, основатель сервиса Zig-Zag
Даже по грубым подсчетам, такое сокращение километража в ежегодной перспективе сэкономило компании почти 4.5 миллиона рублей, которые могли буквально сгореть в топливном баке.
Экономия с перспективой на развитие Вы можете сказать, что можно говорить о большой выгоде, только когда в штате больше 300 машин. Но это не так. Сокращение общего километража, вне зависимости от количества курьеров, экономит деньги.
Вот например небольшая компания, которая занимается доставкой спортивного питания и здоровой еды по Москве. Когда они обратились к нам, у них не было практически никаких проблем. Курьеры не опаздывали и не перерабатывали, необходимости сокращать их не было.
Но фирма хотела расширяться, и они пошли в верном направлении — начали с оптимизации перевозок. Раньше водители в компании ездили так, как посчитают нужным — им на руки просто выдавали список адресов и оставляли доставку на их совести.
Водители в компании были опытные и дороги Москвы знали. Но, тем не менее, нам удалось сократить общий километраж всех водителей на 79 км в день. По подсчетам бухгалтеров компании, экономия 272 тысячи рублей в год. Но у компании появилась возможность
Вместо послесловия Откуда берется экономия? И почему такое возможно только при использовании сервисов по автоматизации логистики? Дело в том, что человек не способен учитывать всевозможные факторы при составлении маршрута. Да, можно попробовать продолжить кратчайший из возможных путь, попытаться объехать пробки или прикинуть загруженность дорог в разное время.
Но каким бы хорошим ни был логист, он не сможет одновременно с этим держать в голове режим работы всех точек, обеды водителей, грузоподъемность и габариты их автомобилей. Ему гораздо проще вывести дополнительного водителя. В то время как алгоритму все равно, какой объем данных вы попросите его обработать.