редакции
Как продвигать мобильное приложение: платные и бесплатные способы
Многие мобильные приложения в сторах почти не скачивают — получается, что время и деньги на разработку были потрачены зря. Чтобы с вашим приложением такого не произошло, еще перед его публикацией нужно проработать стратегию продвижения. Продвигать можно и те приложения, которые уже давно выложены на маркет — это поможет привлечь новую аудиторию. Про платные и бесплатные способы продвижения поговорим в этой статье.
Оптимизация приложения под маркет (ASO-оптимизация)
ASO-оптимизация помогает сделать приложение более заметным в сторах. По сути, это аналог SEO — только для приложений, а не для сайтов.
На данный вид продвижения можно вообще не тратить денег, если есть знания и опыт. В противном случае лучше нанять специалистов.
Существуют специальные сервисы, которые помогают оптимизировать приложение под сторы: ASOdesk, AppAnnie, AppFollow, AppTweak. У них есть как бесплатные (пробные периоды), так и платные версии. Эти сервисы подбирают максимально релевантные ключевики для Google Play и App Store, а также предоставляют полную отчетность по позициям.
Самые эффективные способы продвижения — это реклама и выводы в топ. По поводу вывода в топ по ключевому запросу есть несколько нюансов, к примеру, если у вас приложение-антивирус, то при попадании в топ по ключу «антивирус» вам почти гарантируется приток органического трафика, так как пользователь точно знает, что он хочет и целенаправленно ищет соответствующее приложение. Если ваш антивирус стоит на первом месте и у него хороший рейтинг, больше 4.4, привлекательная иконка, то шанс, что пользователь поставит именно ваше приложение, очень большой. Шанс резко снижается, если ваше приложение находится на пятом месте, рейтинг ниже 4 — тогда шансы падают на 70-80 %, а если вы на шестой и ниже позиции, то особо трафика не ждите вообще.
С игровыми приложениями ситуация посложнее. К примеру, у вас гонка и вы попали в топ выдачи по запросу «гонка» или «гонки». Пользователь, скорее всего, будет смотреть на рейтинг и на иконку, а дальше еще и отзывы почитает, если сделает переход на ваше приложение. Для игр важны все детали.
1. Семантическое ядро
Изначально необходимо собрать все возможные ключевые слова и фразы. Из этого после отсева лишних формируется семантическое ядро. Чем точнее подобраны ключевики, тем лучше индексируется приложение в поисковых системах App Store и Google Play. О том, как работать с семантическим ядром, читайте в статье по ссылке ниже.
2. Разработка стратегии
На этом этапе происходит изучение целевой аудитории и их потребностей. Эти данные берутся из отчета подключенной к сайту метрики. Если приложение уже запущено, то изучают и данные по пользователям приложения. Также на данном этапе анализируют конкурентов. В итоге благодаря полученной информации выстраивается оптимальная стратегия.
Если приложение уже находится в сторах, то анализируют его позиции в поиске — на предмет того, что и как можно улучшить.
3. Текстовая оптимизация
Теперь нужно заняться внедрением ключевиков. Здесь речь идет о всех текстовых элементах на странице приложения: необходимо подобрать подходящее название, вставить ключевики в краткое и расширенное описание. Главное правило — интегрировать ключевые фразы аккуратно и незаметно, чтобы они не портили общее впечатление от текста и не мешали его восприятию.
4. Визуальная оптимизация
Картинки, видео и прочую графику люди воспринимают куда легче и быстрее, чем текст. Поэтому визуалу также необходимо уделить внимание. На этом этапе придумывают дизайн иконки приложения. Здесь могут понадобиться данные по конкурентам, чтобы цветовая гамма, геометрия и общая картина не совпадали. Также в магазины загружают скриншоты из приложения, промовидео приложения.
5. Работа с оценками и отзывами
На этот этап переходят уже после запуска приложения. Необходимо анализировать оценки пользователей, общий рейтинг, отзывы. Чем выше каждый из этих показателей, тем чаще приложение будут скачивать. 6. Поддержка После первоначальной оптимизации и публикации предложения необходимо продолжать регулярно анализировать его позиции в выдаче, корректировать ключевики, проводить тестирование. Помимо бесплатного ASO-продвижения, приложения в маркетах можно продвигать и через рекламу. Об этом — далее. Для платного продвижения приложения в Google Play используют Google Ads. Кроме того, с помощью сервиса создают рекламную кампанию приложения в поисковой выдаче, в Gmail, на YouTube, а также в других приложениях и на сайтах-партнерах. Для показа рекламы только целевой аудитории настраивают таргетинг. По принципу аукциона — более высокая ставка за действие — выбирается объявление, которое будет показываться. Всего существует три варианта оптимизации приложения в рамках рекламной кампании Google: О том, как создать рекламную кампанию для приложения в Google Ads, читайте в подробном руководстве для новичков. С помощью сервиса Apple Search Ads (ASA) продвигают приложения в App Store. Как и в случае с Google Ads, это контекстная реклама. Здесь также действует принцип аукциона: чем выше ставка, тем большая вероятность оказаться на первых платных строчках. Apple Search Ads позволяет выбрать из двух вариантов стратегии рекламы: Какое именно объявление появится на первой строчке, зависит от релевантности страницы приложения. Поэтому необходимо уделить особое внимание названию, описанию, ключевикам и изображениям. Чтобы показывать объявление целевой аудитории, в Apple Search Ads можно настроить таргетинг по демографическим, территориальным и временным показателям. Также есть возможность выбрать тип устройства и статус пользователя (новый, вернувшийся и т. д.). Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega: "Большинство наших приложений сделано для западных заказчиков, поэтому нам удобнее говорить о том, как продвигать приложение на Западе. Впрочем, по многим позициям стратегии продвижения будут схожими. Для старта минимальной маркетинговой кампании, помимо релиза приложения в одном из магазинов приложений, необходимо: Как их найти? Достаточно изучить, на каких площадках публикуются конкуренты в вашей нише, а также погуглить по тематическим запросам. В каждом случае будет свой конкретный список интернет-площадок. Для Facebook параллельно можно попробовать путь постинга в различных тематических группах. При этом обратите внимание, что посты должны содержать какую-то небольшую историю со скриншотами приложения. Не делайте скриншоты профессиональными и «вылизанными». Наоборот, пусть каждый пост будет выглядеть как пост обычного пользователя." Соцсети считаются самым популярным альтернативным способом привлечения платного трафика в приложение. Приложение можно рекламировать на любой площадке — «Вконтакте», Facebook, Instagram, YouTube, TikTok и др. Например, в Facebook (Ads Manager) можно создать специальную рекламную кампанию под приложение. То же самое есть во «ВКонтакте». Принято выделять три цели продвижения: При настройке объявления уделять внимание необходимо каждому моменту, но особенно визуалу. Чтобы зацепить пользователя, необходимо создать качественную графику. Способ неоднозначный, но в некоторых случаях действенный. Найдите популярный блог по вашей теме. Если вы являетесь владельцем приложения про спортивные новости, то обратитесь на спортивные сайты, сайты букмекерских контор и так далее. Если ваше предложение окажется интересным, то выбранный ресурс напишет о вас новость или даже сделает обзор. Без блогеров сейчас никуда. Подумайте, у какого блогера много вашей целевой аудитории. Когда определитесь с личностью, запросите статистику и данные о подписчиках. Предложите им протестить ваш продукт и сделать обзор на него. Или сделать летсплей (больше подходит для игр) — когда люди играют в игру, показывая особенности, фишки и прочие моменты. Можно просто выпустить рекламу с несколькими словами о приложении и ссылкой на него в истории. Можно написать целый пост о полезности приложения. Вариантов много. Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega: «При работе с YouTube-блогерами лучше всего писать в «личку» в каналы, которые публикуют обзоры приложений. Просто введите в поисковой строке «mobile apps», «mobile app review», «android apps review» (для российского рынка — русскоязычные аналоги. Прим. ред.), и вы получите десятки или даже сотни каналов, которые занимаются обзором приложений. Напишите сообщение в каждый канал и предложите им провести обзор вашего приложения, дав им бесплатный доступ в платные аккаунты. Здесь всё будет зависеть от того, насколько интересно ваше приложение. Вполне обычная ситуация, когда блогер даже не спросит денег за обзор. Нельзя забывать и о создании собственного видеоконтента. Видео — это тоже реклама приложения как продукта. Его необходимо загрузить в аккаунты приложения в Vimeo, YouTube и магазине приложений. Это позволит владельцам интернет-площадок легко вставлять видеоролик в публикации. Далее ролик необходимо использовать в постах в соцсетях, на сайте приложения и рассылать вместе с пресс-релизом и другими статьями." Чтобы понять, насколько эффективно сработал тот или иной инструмент продвижения, необходимо постоянно следить за аналитикой. Это поможет грамотно скорректировать рекламную кампанию для дальнейшей работы. Сбор данных и составление отчетности по различным показателям приложения возможны с помощью различных сервисов: AppMetrica от «Яндекса», Google Analytics for Apps, App Analytics и т. д. С их помощью отслеживают количество установок, удалений, параметры аудитории, территориальную составляющую и многое другое. Статистика по конкретной рекламной кампании видна в кабинете, где настраивалась та самая реклама. Обычно видно количество скачиваний через рекламу или выполнение каких-либо других действий. Чтобы оценить эффективность продвижения, анализируют следующие показатели: Также с помощью подключенных метрик анализируют успешность самого приложения. Для этого изучают, как часто приложение запускается одним и тем же пользователем и сколько времени он в нем проводит. Также можно посмотреть, выполняет ли пользователь целевые действия и с какой частотой. Если приложение запускается редко, а сессия коротки, стоит задуматься, что изменить. Источник: Texterra
Продвижение через Google Ads

Продвижение через Apple Search Ads

Альтернативные способы продвижения
Помимо ASO-оптимизации, общий список других каналов продвижения ничем не отличается от немобильных продуктов: контекстная реклама, социальные сети, Paid Social, PR. Другой вопрос, что, в зависимости от специфики продукта, какие-то каналы становятся приоритетными, а другие — второстепенными. Если вы пока не решили, какие каналы выбрать, в первую очередь изучите конкурентов. Similarweb поможет понять структуру трафика — из каких источников приходят клиенты. Поняв главные источники, можно изучить направление более подробно.
Социальные сети

Пресс-релизы и обзоры

Сотрудничество с блогерами

Анализ эффективности продвижения
Важна окупаемость затрат — это самое главное. Смотрим общий доход и доход на одного человека (сколько он смотрит, реклама или сколько донатит). Затем важен показатель ретеншена, то есть заходит ли пользователь в приложение через три дня, через неделю и т. д. Может быть, что приложение устанавливает очень много пользователей, но почти все его удаляют в тот же день. Если есть окупаемость или хотя бы приложение работает в «ноль», это уже можно считать успехом. Далее можно дорабатывать приложение и повышать доходность.
Чтобы оценить, как пользователи ведут себя в приложении, необходимо еще на этапе разработки приложения позаботиться об интеграции в него API сервиса аналитики. Например, можно встроить Google Analytics, Amplitude, Mixpanel или Flurry. С помощью одного из этих сервисов вы сможете определить точный этап, на котором пользователи останавливаются.
Резюме
