Инструкция, как провести анализ конкурентов в 9 этапов

С 2013 года в WIM.Agency было 80+ клиентов — и прежде чем разрабатывать для них стратегию коммуникаций, мы анализировали их конкурентов. Смотрели, что делают похожие компании, отмечали их ошибки и фиксировали интересные моменты, чтобы на примере best cases сделать еще лучше.
Надежда Лобашова, Lead of Marketing WIM.Agency, подготовила подробную инструкцию — как изучить маркетинг конкурентов, какие этапы нужно пройти для качественного анализа, как сделать выводы и составить сравнительную таблицу.
В основе этой статьи — компет-анализ email-рассылок продуктовых ритейлеров, но в целом такой разбор можно применить и к изучению сайта, соцсетей или блога.
Подготовьте материалы
Этап 1. Подпишитесь на рассылки конкурентов
Вы увидите, какие письма высылают конкуренты, и сможете провести анализ.
Что пригодится. Лучше создайте новый почтовый ящик, куда будут падать все письма. Если подписываться со своей личной/рабочей почты, все письма смешаются — это неудобно. Кроме того, если вы уже подписаны на компанию, то письма-подтверждения и Welcome-цепочка второй раз не придут. Просто подписаться на сайте — недостаточно. Поэтому зайдите на почту и подтвердите регистрацию.
Какие трудности. Например, у некоторых компаний нет формы подписки на сайте или подписка происходит только при регистрации. Регистрация может быть сложной — требовать наличие клубной карты, ИНН и др., или невозможной из-за сбоя системы.
Этап 2. Соберите информацию с сайтов компаний — формы подписки, наличие личного кабинета и др.
Записывайте всё, когда изучаете сайт. На основе собранной информации в дальнейшем вы пропишете тезисы и рекомендации.
Какая информация пригодится:
- Весь пользовательский опыт на сайте. Задавайтесь вопросами: «Заметна ли форма подписки?», «Побуждает ли она желание подписаться?», «Какие есть сложности?». Например, формы подписки может не быть совсем — а может быть сразу 3.
- Типы подписок у конкурентов. Например, где-то нужно только оставить адрес почты, а в другом месте заполнить огромную анкету на 10 вопросов.
- Скрины форм подписки. Пригодятся для наглядности — лучше сразу подписывать каждый скрин, чтобы потом не запутаться в них.
- Информация, насколько быстро пришло письмо-подтверждение. Например, если оно пришло через полчаса, а не через 5 минут — вероятность подтверждения подписки может снизиться.
Отдельно разберем самые распространенные формы подписки.
Pop-up — всплывающее окно. Всплывает в первые секунды после захода на сайт. Агрессивный, но эффективный способ сбора базы контактов. Pop-up с кнопкой. Всплывает при нажатии на какую-нибудь кнопку на сайте. Например, «Получить подарок». Подарок дадут тем, кто оставит свой адрес почты. Pop-up не во весь экран. Занимает 20-30% от экрана. Не перекрывает главные элементы на экране и не раздражает. Форма подписки в футере. Статична, расположена в подвале сайта. Растяжка на сайте. Может быть располагаться вверху, внизу, посередине сайта. Подписка при регистрации. Если нет формы подписки на сайте — значит адрес попадает в базу только при регистрации. Оцените, какая это регистрация — сколько полей нужно заполнить, какие данные оставить. Например, у логистических компаний бывает очень сложная регистрация с 10 полями и вводом ИНН. Что делать сначала. Подождите пару недель, чтобы получить все письма welcome-цепочки. Затем сделайте что-либо на сайте, чтобы спровоцировать отправку триггерных писем. Примеры активностей на сайте: Письмо по оформлению заказа придет моментально — это транзакционное письмо, которое падает автоматически. А вот триггерные письма на брошенный просмотр и корзину — скорее всего, придут спустя 1-3 дня. Разберем основные типы писем подробнее. Что делать потом. Анализируйте частоту коммуникаций: сколько писем пришло за определенный срок. Посмотрите на календарь и отследите периодичность отправок писем: по определенным дням недели, через конкретное количество дней и др. Правил может не быть, если письма отправляются хаотично: в один месяц 10 писем, в другой — 3. Отметьте особенности и сделайте выводы. Нужно выяснить долю email-трафика за месяц и квартал и вынести всё в таблицу. Для просмотра трафика используйте сайт SimilarWeb. Как пользоваться сайтом: Оценивайте тот канал, который изучаете. Например, посмотрите, какой трафик дают социальные сети или сколько людей приходят на сайт по прямым ссылкам. Что делать сначала. Подумайте, какие типы писем и другие параметры рассылок важно проанализировать. Самые очевидные: Дополнительно можно рассмотреть особенности карточки товаров, их элементы, текст, визуальную составляющую письма, программы лояльности. Например, какие в письме заголовки и подзаголовки, как много текста в письме, насколько разнообразны макеты. Рассмотрим пример письма. Магазин продуктов «Глобус» во всех рассылках перед футером использует блок с преимуществами, а компания «Фреш» — баннер «Доставим за 2 часа». Эти макеты были задолго до пандемии, а «Фреш» уже доставлял за 2 часа! После сбора всех материалов структурируйте информацию. Что делать сначала. Проанализируйте путь подписчика с момента захода на сайт: какая вероятность, что он захочет подписаться, и насколько удачно с ним коммуницирует бренд. В этом помогут вопросы: Что делать потом. Сделайте выводы, что сделано качественно и круто, чего не хватает и что можно добавить для эффективности. Выделите особенности писем, все плюсы и минусы, рекомендации. По ней очень удобно отследить преимущества и недостатки писем компании. По вертикали пропишите список конкурентов, по горизонтали — составляющие CRM-маркетинга. Данные из таблицы учитывайте при общих выводах. Вот так может выглядеть таблица. Пройдитесь по всем конкурентам и выделите их сильные и слабые стороны. Совет от WIM. Выводы лучше написать в конце анализа — когда собраны данные по всем компаниям и есть общая картина. Например, у какой компании самый интересный дизайн, у какой — оригинальный контент, у какой — логичная коммуникация с подписчиком. Подумайте, кто является сильными конкурентами, на чью работу нужно обратить внимание в первую очередь. Сформулируйте рекомендации — вспомните слабые места компании. Например, что стоит добавить, чтобы увеличить базу или сделать рассылки интереснее. Чтобы вся информация была структурирована, и к ней можно было вернуться в любое время. Подобный анализ следует проводить при изучении активностей конкурентов в рамках практически любого канала маркетинга — будь то сайты, соцсети, каналы в Telegram или блоги компаний. Главное — выделить основные составляющие маркетинговых материалов и подробно изучить всё, что только получится изучить. Удачи! Хотите знать больше о CRM-маркетинге? Заходите в наш Telegram-канал. Мы пишем про важное в digital: аналитику, тренды, исследования, каналы и инструменты. Рассказываем о лучших кейсах, показываем классные визуалы, выкладываем чек-листы. Лайк, шер, всё такое.
Этап 3. Соберите входящие письма — типы писем, механики, объем и периодичность
Проведите анализ конкурентов
Этап 4. Определите долю email во входящем трафике
Этап 5. Подробно изучите входящие письма
Этап 6. Проанализируйте все собранные материалы
Подведите итоги
Этап 7. Составьте сравнительную таблицу
Этап 8. Сформулируйте выводы по каждой компании
Этап 9. Сделайте общие выводы: сильные конкуренты, рекомендации, слабые места в компании
Этап 10. Оформите презентацию со всеми выводами