Народный парадокс: Instagram* в России заблокирован, но работает. Давайте посмотрим, как дела у «запрещенной» социальной сети, и стоит ли российскому бизнесу развивать эту площадку в 2023 году.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Что произошло
21 марта 2022 года Тверской районный суд Москвы запретил работу Instagram* в России. Причина — компания Meta* занимается экстремистской деятельностью и нарушает права и свободы российских граждан.
И тут народный парадокс номер два: в решении суда сказано, что несмотря на запрет, гражданам и бизнесу по-прежнему разрешено пользоваться соцсетью с соблюдением ряда правил. Среди них — запрет на призывы к насилию или массовым беспорядкам, на размещение противозаконных материалов. Получается, бизнес в Instagram* вести можно, однако зайти в соцсеть реально только через VPN.
Популярность канала среди россиян из-за этого стала падать, аудитория плавно перетекла в Telegram и ВКонтакте. Многие предприниматели совсем ушли из Instagram*, так как потеряли один из главных источников трафика — таргетированную рекламу, которую запретила Meta*.
Стоит ли бизнесу продолжать продавать здесь? Попробуем разобраться.
Статистика Mediascope и LiveDune
Согласно аналитическому отчету Mediascope (последняя редакция — апрель 2023 года), Instagram* занимает пятую строчку среди популярных в России социальных сетей и мессенджеров. Лидируют ВКонтакте, TikTok, Telegram и Одноклассники.
28,9 млн россиян пользовались Instagram* в начале февраля 2022 года. В марте 2023 года их численность сократилась до 8,6 млн пользователей. Российская аудитория площадки уменьшилась почти в 3,5 раза.
Среднесуточный охват снизился почти в пять раз: в феврале 2022 года этот показатель составлял 31%, в феврале 2023 года — только 6%. Таким образом, менее 10% россиян старше 12 лет заходили хотя бы один раз в день в Instagram* в феврале этого года.