Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
😼
Выбор
редакции
995 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Советский театр в годы Великой Отечественной войны: фронтовые бригады, эвакуация и агитбригады

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» – писал поэт Василий Лебедев-Кумач, и эти слова стали настоящим девизом для тысяч фронтовых артистов. Даже в грохоте бомб и орудий на передовой артисты появлялись перед бойцами с концертами и спектаклями.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Музыканты, танцоры, театральные и цирковые труппы сопровождали Красную армию в самых тяжелых сражениях и шли с ней до Берлина. На фронте «сцены в привычном понимании слова» практически не существовало — труппа могла развернуть спектакль прямо из кузова грузовика, в окопе или землянке. При этом актёры нередко выступали в полевых гимнастерках и без грима, а программы подбирали «по ситуации»: в начале войны главное — героизм, к концу — смех и сатира. Такие выступления нередко говорили сами за себя: например, солдаты слушали концерт «как в Колонном зале», несмотря на гул снарядов вокруг. В этих условиях искусство стало «особо опасным»: артисты-фронтовики рисковали жизнью не меньше бойцов, но помогали солдатам не терять надежду на мирную жизнь.

Исторический контекст (1941–1945)

С первых дней войны руководство страны мобилизовало культуру. Как отмечает энциклопедия «Кругосвет», артисты провели для бойцов на передовой около 1 350 000 спектаклей, концертов и творческих встреч — «не было ни одной части, где бы не побывали фронтовые театры и бригады». Это означало беспрецедентный размах: в самой армии действовало порядка 3685 фронтовых бригад и передвижных театров, в которых участвовали свыше 42 000 человек. Московские артисты создали более 700 таких бригад, ленинградские — около 500.

Уже в первые месяцы войны Министерство культуры привлекло к фронту лучших мастеров сцены и кино — режиссеров, драматических артистов и певцов. Программы благотворительных концертов в тылу собирали десятки миллионов рублей, которые шли на военные нужды — так, жертвователи театрального «Товарищества МХАТ» оплатили эскадрилью самолётов «Советский артист».

Фронтовые театры и агитбригады

С самого лета 1941 года по призыву Всероссийского театрального общества артисты добровольно уходили на фронт. Уже 19 августа первые четыре фронтовые бригады приступили к репетициям, к осени на западном направлении выступали труппы Малого театра и МХАТа. Известный театральный деятель Владимир Немирович-Данченко призывал: «Я твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в задачах защиты Родины, помощи Красной Армии». В июле 1941 года первая актерская бригада из московских драматических коллективов (под руководством режиссёра Б. Филиппова) выехала к бойцам Западного фронта, в её составе выступали ведущие актёры того времени — включая Лидию Русланову.


Артисты фронтовой бригады проводят концерт для бойцов на передовой. Источник: Театрон-журнал

По мере развития войны фронтовые труппы требовали полноценного репертуара. Если в первые месяцы шли в основном миниатюры и концерты, то начиная с конца 1941 года при крупных театрах стали создавать специальные «фронтовые театры» и филиалы известных сцен. Так, при Московском художественном академическом (МХАТ) и Театре им. Е. Вахтангова организовали передвижные филиалы, которые шли с войсками всю войну. На требования военного времени работали сотни мобильных групп — в составе одной бригады было обычно 12–25 человек, которых считали особо «опасными врагами» фашистов за оказываемый эффект. Артисты ходили в госпитали, оказывали помощь раненым, сами стригли друг другу волосы и шили костюмы из подручных материалов — вспоминая войну, фронтовики рассказывали, что «домашние платья прямо на фронте превращались в солдатские обмундирования».

Драматургические номера чередовались с песнями и шутками, по желанию бойцов часто исполняли популярные патриотические эстрадные хиты, оперные арии и даже цирковые номера (известный клоун Михаил Румянцев «Карандаш» скрасил минуты отдыха своих «коллег по оружию» добрым юмором). Все это позволило удержать «миллионы» слушателей боевых театров в душевной теплоте: «не потерять зрителя и надежду на мирную жизнь» было главной задачей фронтовых артистов.


Фото: Пресс-служба Бахрушинского музея Артисты Московского театра сатиры на Дальневосточном фронте, 1941–1945 гг.

Эвакуация театров и культурная жизнь в тылу

Вторым важным направлением работы театра стала эвакуация трупп из прифронтовых областей и поддержание культуры на Урале и в Казахстане. Из Москвы в октябре 1941 года в Куйбышев (Самару) был отправлен Большой театр: артисты сначала выступали в концертном формате, а потом при полном комплекте декораций и оркестра. Лидеры ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинка) перебрались в Молотов (Пермь) уже в августе 1941-го. Там коллектив открыл 81-й сезон оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В эвакуации артисты адаптировались к любым условиям: уральский театр оперы и балета, приняв «гостей из Ленинграда», сократил свой репертуар, уступая сцену эвакуированным, и сам посвятил силы гастролям по глубинке региона.

Аналогично работали и многие провинциальные труппы, ставя постановки по военной тематике. Оставшиеся в тылу актеры организовывали благотворительные спектакли и агитбригады. Так, в Москве и городах СССР действовали сотни местных агитбригад — творческих команд, которые разъезжали по училищам, заводам и деревням, проводили митинги и концерты для красноармейцев. В те же годы появилась практика телевидения и кинопоказов «на передовой» — к участникам войны доходили мобильные кинотеатры, а в глубоких тылах ставили документальные киносюжеты об успехах фронта, тем самым «приобщая к победе всю страну».


Концертная программа Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова на 1941–42 гг. (экипировка из эвакуированного Молотова). В примечании к периодике сказано, что «в период пребывания в эвакуации театр осуществил постановку 27 опер и балетов при общем количестве свыше 1000 спектаклей» kommersant.ru.

Агитбригады и фронтовая сцена

Особой формой работы стали политические (агитационные) бригады, сочетавшие популярные песни и патриотические обращения. В них нередко участвовали артисты разговорного жанра: например, Юрий Никулин и Аркадий Райкин с эстрадными миниатюрами развлекали боевых товарищей в перерывах между боями. В каждом военном округе и на крупных стройках ГУЛАГа работали «клубные агитбригады» — лучшие солисты, кинорежиссеры и драматурги выезжали к рабочим, трактористам и связистам, ставили агитспектакли и читали стихи перед ночными вахтами. Эти мероприятия воспринимались красноармейцами как напоминание о мирном мире и частичка нормальной жизни: «каждый концерт на фронте напоминал, что дома есть театр», — отмечал один из фронтовых командиров. Программа бригад могла меняться мгновенно: взамен серьезной драмы после перестрелки могли включить оперетту или зарядить плясовую песню. Даже детские кукольные спектакли («Мальчик-с-пальчик» или «Крепыш») шли с успехом под Сталинградом и под Москвой: Ленинградский театр кукол готовил солдатам сатирические номера против фашизма.


Агитбригада в пути на выступление для поднятия боевого духа солдат на передовой. Источник: МИР 24

Личности и истории фронтовиков

Участие артистов в войне породило множество личных историй. Знаменитая певица Лидия Русланова стала настоящим «гвардейским соловьём» — она дала «бесчисленное количество» концертов с июля 1941 года. Практически каждое её выступление сопровождалось анекдотом: однажды в Берлине офицер предложил певице залечь от пуль, на что она ярко ответила: «Да где это видано, чтобы русская песня врагу кланялась!». Её концерты нередко сопровождались «чудесами»: одна из военных хроник описывает трёхчасовой концерт Руслановой, во время которого огонь противника неожиданно стих — после этого певица была награждена орденом Красной Звезды и называлась «гвардейской певицей».

Среди фронтовиков были и драматические артисты: Николай Черкасов (известный по фильму «Александр Невский»), Михей Царёв, Иван Москвин, Василий Качалов — все они шли с войсками. Оперные и эстрадные звёзды тоже выезжали на передовую: Клавдия Шульженко, народная любимица певица песен «Огонёк», разрывала сердца застенчивыми мелодиями в 1941-м под Ленинградом. И юмористы, и пародисты — от Николая Смирнова-Сокольского до молодых эстрадников — старались напомнить бойцам о «дофронтовой» жизни с ее пьесами, байками и песнями.


Фронтовое выступление известной исполнительницы русских народных песен Лидии Руслановой Источник: ru.wiki

Заключение

Театральная служба в годы войны стала для страны важнейшим моральным щитом. Фронтовые бригады действительно «обеспечивали высокий моральный дух» бойцов на передовой. Роль артистов была оценена по достоинству: более трех тысяч работников искусства были награждены боевыми орденами и медалями СССР. Военные постановки прикасались к вечным ценностям: пьесы драматургов затрагивали идеи добра и борьбы со злом, пробуждали у защитников Отечества гордость за Родину. Как заметил один историк, Советский театр в войну доказал, что «несмотря на все невзгоды, искусство продолжает сеять в человеческих душах разумное, доброе, вечное». Миллионы бойцов получили возможность «прикоснуться к прекрасному» даже в самые жестокие годы — а это во многом помогло сохранить им веру в Победу.

Источники: Архивные материалы о работе фронтовых бригад (Государственный Русский театр ВОВ) ru.wikipedia.orgtls-cons.ru, воспоминания артистов и аналитические статьи (Немирович-Данченко, О. Баландина, историки РВИО и др.), публикации изданий Коммерсант и Театрон. Приведены выдержки из публикаций общества «Россия — Моя История» histrf.ruhistrf.ru и музейных/аналитических сайтов Кругосвет krugosvet.ruhistrf.ru.

P.s.: Хранители памяти

Сегодня, когда с каждым годом остаётся всё меньше свидетелей тех лет, задача сохранения и актуализации этого подвига ложится на плечи театров и культурных институций. Компании, такие как Театральные Технологические Системы, играют здесь важную роль — участвуя в модернизации театральных сцен, помогают тем самым создавать спектакли, посвящённые военной тематике и Великой Победе. С помощью технологий мы можем воссоздать гул самолётов над блокадным Ленинградом, дрожь земли под танками или тишину минуты молчания, которая объединяла миллионы. Ведь когда ветеранов почти не осталось, их голосами становятся декорации, свет, звук и цифровые архивы.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.