Как создать эффективный план маркетинговых мероприятий?
Хороший план — наполовину сделаное дело! (Еврейская мудрость)
План маркетинговых мероприятий
Джим Рон всегда говорил: Никогда не начинайте день, если он еще не распланирован на бумаге!И это стало правилом всех успешных деловых людей.
Я, в свою очередь, немного перефразировал правило великого психолога, и всегда рекомендую своим клиентам: никогда не начинайте заниматься маркетингом, если у вас нет регулярного плана маркетинговых мероприятий. Иначе рискуете остаться и без клиентов, и без денег!
Важно понимать, что маркетинг — это не отдельно взятые уловки, трюки и инструменты! Маркетинг — это ежедневная кропотливая системная работа. И если вы хотите, чтобы ваш маркетинг был эффективным, его нужно тщательно планировать.
В этом вам поможет календарь маркетинга, в котором будет отображен план маркетинговых мероприятий с конкретными целями, ожидаемыми результатами и установленным бюджетом. Создать его не так сложно, как кажется на первый взгляд. Вам нужно будет выполнить всего 7 шагов.
Давайте рассмотрим каждый из них.
Примечание: В конце статьи я добавил шаблон маркетингового календаря, который вы сможете скачать на свой компьютер и начать использовать в работе.
№1 — Выбор инструментов планирования
Планировать можно по-разному. Кто-то по старинке, может использовать блокнот. Кому-то удобнее пользоваться программой Excel. А некоторым по душе окажутся специализированное программное обеспечение. На самом деле, не важно, какой вы выберете способ. Главное — созданный план маркетинговых мероприятий.
Есть несколько бесплатных простых, но от того не менее эффективных, способов создания и ведения маркетингового календаря:
- Google docs. Онлайн-таблицы Excel, позволяющие работать в них сразу нескольким пользователям. Отлично подходят для командной работы.
- Evernote. Онлайн-блокнот, который также отлично подходит для командной работы. Из плюсов — можете сохранять и структурировать любые заметки касаемо вашего маркетингового плана. Из минусов — все вычисления необходимо будет делать вручную.
- Trello. Еще один классный инструмент для командной работы. Позволяет подтягивать документы из Google docs и создавать карточки с задачами и подзадачами, а также назначать ответственных.
Если же хотите воспользоваться специализированным профессиональным программным обеспечением, рекомендую обратить внимание на следующие приложения:
№2 — Составление плана продаж
Ключевая задача маркетинга в абсолютно любой компании (кроме благотворительных) — выполнение плана продаж и получение планируемой прибыли. И вы всегда должны помнить об этом!
Мы не будем сейчас останавливаться на теме планирования продаж, но вы должны точно знать, каких финансовых показателей хотите достичь в каждом месяце. От этого будет зависеть и ваш маркетинговый бюджет, и каналы маркетинга, которые вы будете использовать.
№3 — Выбор каналов маркетинга
Выбор каналов маркетинга — одна из самых сложных задач.
Во-первых, вам нужно точно знать эффективность каждого канала. Это позволит максимально точно спрогнозировать, какой объем продаж каждый канал способен генерировать.
Во-вторых, вам нужно будет граммотно распределить маркетинговый бюджет, чтобы получить максимальный эффект от инвестиций в маркетинг. При распределении бюджета всегда помните о правиле 80/20, и инвестируйте большую его часть в наиболее эффективные маркетинговые каналы.
В-третьих, вы сможете правильно спланировать свои ресурсные затраты (время, деньги и т.п), и определить, что сможете сделать самостоятельно (если вы-индивидуальный предприниматель), что сможет сделать ваша команда (отдел маркетинга), а что следует отдать на аутсорс.
В-четвертых, всегда добавляйте новые маркетинговые каналы в свой план. Тестируйте их и измеряйте результаты. Эффективные — оставляйте в маркетинговом календаре, от неэффективных — отказывайтесь!
№4 — Составление целей по каждому каналу и распределение плана продаж
Не все маркетинговые каналы могут сразу генерировать продажи. Если, например, вы сделаете специальное предложение своим постоянным клиентам и кинете его в рассылку, вы смело можете ожидать, что определенный % тут же воспользуется вашим предложением.
Но от баннера или рекламного щита не стоит ожидать мгновенных продаж. Задача этого канала — привлечь внимание потенциального клиента и втянуть его в процесс клиентогенерации. Все зависит от степени готовности клиента к покупке (помните, я рассказывал о холодных, теплых и горячих клиентах).
Поэтому, рядом с каждым маркетинговым каналом, который вы решите использовать, должны быть прописаны четкие и измеримые цели, помимо ожидаемого плана продаж.
У каждого канала могут быть свои цели:
У рекламного щита основным показателем может быть количество звонков в ваш офис. У гостевого блоггинга — количество переходов на ваш сайт. У рекламного анонса, размещенного у партнеров — количество новых клиентов.
Анализируя выполнение целей, вы сможете обнаружить свои проблемные места в системе продаж и клиентогенерации (обязательно прочитайте мою статью «Песочные часы маркетинга»). Например, с помощью контекстной рекламы, на ваш сайт будут приходить 1000 человек (Этап — Обратить внимание). Но совершать покупку из них будут всего 2 человека.
Соответственно, вам нужно будет хорошо подумать над этапами «Понравиться» (дизайн, юзабилити, контент, клиентоориентированность) и «Сформировать доверие» (отзывы, рекомендации, доказательства, ценность и качество материалов).
Определенно, эти этапы являются самыми слабыми звеньями в вашей системе клиентогенерации. Подумайте, что можно улучшить на каждом из этапов, узнайте мнение своих клиентов, и обязательно исправьте ошибки.
№5 — Распределение бюджета
Следующий этап — распределение бюджета. Многие компании подходят к формированию маркетингового бюджета хаотично, выделяя небольшие суммы на 1-2 маркетинговых канала. Этот принцип в корне не верен.
В вашем ценообразовании изначально должен быть заложен % маркетингового бюджета, который вы будете использовать ежемесячно. С этой суммой вы готовы расстаться независимо ни от чего!
Поэтому, если у вас еще несформирован маркетинговый бюджет, прямо сейчас определите, какой % от продаж (или от прибыли), вы будете ежемесячно реинвестировать в маркетинг.
Как только бюджет сформирован, вашей следующей задачей будет его распределение по маркетинговым каналам. Принцип распределения очень простой: выберите 20% каналов, которые обеспечивают 80% продаж, и инвестируйте в них 80% своего бюджета.
Оставшиеся 20% рекомендую использовать следующим образом:
- 15% — оставшиеся используемые, но менее эффективные маркетинговые каналы
- 5% — новые маркетинговые каналы, которые вы ранее не использовали
Почему, именно таким образом?
Во-первых, не существует маркетинговых каналов, которые гарантировано будут одинаково эффективны для каждой компании (иначе, все бы уже давным давно были бы миллионерами :-D). Все нужно тестировать и проверять.
Если не будете использовать различные маркетинговые каналы и регулярно экспериментировать, рискуете так и никогда не узнать о тех каналах, которые могли бы приносить вашей компании хорошую прибыль.
Во-вторых, есть хорошая народная поговорка: «Не режьте курицу, несущую золотые яйца». Это означает, что ни в коем случае нельзя уменьшать бюджет на наиболее эффективные маркетинговые каналы!
№6 — Назначение ответственных лиц
Распределение и закрепление зон ответственности — следующий шаг создания эффективного плана маркетинговых мероприятий. Вы должны четко понимать, кто и за что отвечает. В противном случае, рискуете оказаться в ситуации, когда все отвечают за все, и, в то же время, каждый ни за что не отвечает.
Если у вас есть отдел маркетинга, укажите рядом с каждым каналом ответственного сотрудника. Проговорите с ним цели, сроки, бюджет и ожидаемый результат по продажам. Проверьте, чтобы ваш маркетолог вас правильно понял.
Если работаете с партнерами, обязательно согласовывайте конкретные действия, которые должен выполнить партнер и конкретные сроки (например, рекламный пост в группе партнера в Фейсбук должен быть опубликован в понедельник 14 июля в 11.30. Он должен быть закреплен сверху всех публикаций и провисеть 3 дня).
Если пользуетесь какими-либо услугами на аутсорсе, используйте этот же принцип.
Вы всегда должны знать, к кому вы можете обратиться, если не будет соблюдена какая-либо договоренность. Или с кого вы можете спросить за результат, если маркетинговая кампания будет провалена.
№7 — Анализ эффективности
Анализ эффективности маркетинговых каналов — завершающий элемент в системе планирования маркетинговых мероприятий. Вы должны знать, сколько новых клиентов и какой объем продаж генерирует вам каждый канал. В какую сумму вам это обходится. Сколько приносит вам каждая вложенная денежная еденица. Какой период окупаемости и возврат на инвестиции.
Зная все эти показатели, вы сможете использовать свой маркетинговый бюджет максимально эффективно. Поэтому, ежемесячно подводите итоги по использованию каждого маркетингового канала: замеряйте ключевые показатели, смотрите на объем продаж и на выполнение целей, оценивайте эффективность.
На основании полученных выводов вы всегда будете знать, как и насколько эффективно используется ваш бюджет. А также сможете определять и отказываться от нерентабельных и неэффективных маркетинговых каналов.
Подводим итог
План маркетинговых мероприятий- один из ключевых элементов в стратегии любой компании. Отсутствие планирования очень часто приводит к тому, что инвестиции в маркетинг становятся неэффективными и невыгодными.
План маркетинговых мероприятий позволяет грамотно спланировать объем продаж, распределить его по каждому каналу маркетинга, выставить цели и распределить бюджет. А регулярное работа над планом позволяет компании определить и инвестировать исключительно в самые эффективные маркетинговые каналы.
Вспоминая Джона Ванамейкера, регулярно используя календарь маркетинга, вы будете точно знать, куда и с какой эффективностью используется ваш маркетинговый бюджет!
P.S. Как и обещал, вы можете скачать готовый шаблон календаря маркетинга, который сможете использовать в своей работе, здесь .