Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
3 305 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Творчество в веб-студии: как стимулировать, а как убить

У нас в отрасли часто любят повторять, что в веб-продакшене все поголовно — творческие люди. Дизайнеры, верстальщики, программисты тоже. Мол, конечно, они же все решают творческие нетривиальные задачи. Технически-то да, а по факту — все немного иначе.

Всё-таки технари — люди чуть более стабильные, не зависящие от настроения, искорки, куража и всего такого. Придумал, как писать код, сел писать код, написал код, мужик. А вот дизайнеры, иллюстраторы и прочие «криэйторы» — зависимы от всяких там вибраций в эфире.

Соответственно, перед любым креативным директором (ну или просто руководителем, если у вас нет первого) стоит задача — сделать так, чтобы творческим работалось «с огоньком». Потому что в рутине завязнуть недолго, а там и гляди — дизайнер навострил лыжи в стартап, а вы не знаете, кем его заменить.

Работа с тонкими материями, вроде боевого настроя творческих единиц — это особая магия. Поразмышляем над тем, как сделать хорошо и как всё испортить.

Правильно: делать время «без работы»

Слишком часто не нужно, достаточно дня в месяц или нескольких часов, когда вдруг нечем загрузить. Чем занимаются творческие единицы в эти счастливые часы? Разминают мозги, выключаются из текучки.

Чтобы еще и извлечь из этого пользу — ставьте задачи, которые помогут творческим развиться в правильную сторону. Например, знаете, что скоро вам грозит проект, на котором нужно будет заморочиться по UI — дайте задачку на ремейк интерфейса какого-го нибудь популярного сервиса. Инстаграма или банковского приложения-клиента.

У команды чешутся руки показать, как они умеют делать интерактивную инфографику, а подходящего проекта всё нет и нет? Сделайте внутренний проект — как мы поступили с Dataface.

b_586325a0ccad0.jpg

Наш иллюстратор время от времени получает задачи на «свободную тему» — после них в нашем офисе появляются фееричные постеры со стимпанк-енотами, а блог пополняется авторскими обложками. Говорят, на одну из них обратил внимание сам Виталий Быков, но это только слухи. Да нет, инфа 100%!

b_586325a1b450f.jpg

Правильно: устраивать соревнования

Каждый творческий человек в глубине души мечтает доказать всем, что это он — черный властелин. Да что там, эта непотопляемая Лодка Амбиций плавает на поверхности. Поэтому, если у вас есть два-три дизайнера — пусть соревнуются друг с другом время от времени. Выясняют, кто круче.

Сталкивать их лоб в лоб не стоит, а вот в рамках креативного задания — можно и нужно. Мотивация прыгнуть выше головы растет, а это как раз то, что подстегивает профессиональное развитие.

Правильно: давать уйти в отрыв на внутренних проектах

Это невероятно важно — время от времени делать свои проекты фана ради. Где (как будто бы) нет поджимающих сроков, вредных заказчиков и всего такого. Самое главное, у человека появляется ощущение причастности к чему-то стоящему, а не очередному дизайну корпоративного сайта, которым будут пользоваться десять человек. Чего уж там, большую часть времени любой веб-дизайнер просто повторяет свои же решения с предыдущих проектов.

Например, недавно мы поучаствовали в разработке визуала для бразуерной игры других хороших ребят. Придумали, нарисовали, проработали анимации, можно играть. Зачем? Да просто ради удовольствия (ну ладно, и немножечко пиара).

b_586325a28b6db.jpg

Правильно: подкидывать «челленджи» в работе

Кружки свободного творчества — это всё миленько, но только не всегда есть возможность вырваться из «настоящей» работы. Поэтому нужно импровизировать — время от времени давать творческому человеку реально сложную задачу. Такую, чтобы была ему в новинку, чтобы он поломал голову, плакал, но делал.

Тут почти как у качков — Железный Арни говорил, что он делает N подходов, чувствует, что у него сейчас взорвутся все мышцы и тогда делает еще M подходов. Ну и все мы знаем, что такой метод давал Арни.

Например, один из наших любимых внутренних проектов — изометрические карты московского метро. Это был вызов вызовов, часы работы, ворох черновиков. Но мы победили.

b_586325a346368.jpg

Теперь о заблуждениях.

Ошибочно: думать, что брейнштормы помогут

Многие руководители, обычно, которые мало понимают в креативных процессах, думают: надо проводить брейншторм. Соберем всех в кружок, погенерируем идеи, повеселимся и заодно придумаем хорошее решение для проекта.

Только фигня в том, что брейнштормы не умеет проводить почти никто. В основном они скатываются в одну из двух крайностей. Первая — все сидят, засунув языки в глотки, и креатив из такой группы приходится тащить тросом. Вторая — получается малопродуктивный гвалт и ржач, который хочется поскорее разогнать.

Всё-таки творческая задача должна сосредоточенно решаться самым компетентным для решения оной специалистом. Ну максимум — он может попросить помощи другого компетентного специалиста.

Ошибочно: придумывать «системы креативности»

Руководители, в которых живо стремление все измерить в цифрах, часто пытаются придумать свою «систему», которая бы подстегнула креатив в компании и вывела его скромный веб-продакшен на верхние строчки рейтингов креативности Тэглайна. Измерять «креативность» людей в команде. Придумать градацию. Систему достижений. Еще какой-нибудь упорядоченный свод законов, начитавшись которого, все должны стать отличными спецами, которые выдают по три креативные концепции в неделю.

Но по факту для качественного творчества нужна только нужная обстановка. Немного расслабленная. Немного хаотичная. Она должна балансировать на грани хаоса и порядка, но ни в коем случае не подчиняться любой из сторон.

Да, любой дизайнер просто решает ваши задачи. Но не забывайте, что его амбиции идут вразрез с вашими, как собственника бизнеса, целями — и он не хочет быть подопытной крыской, за которой каждый час записывают результаты.

Ошибочно: пытаться всех обмануть

Народ, творческое задание! Мы будем делать новый сайт студии! Отдохнете от придирчивых заказчиков, поработаете над по-настоящему творческим заданием… стоп, стоп. Это все неправда, и вы это знаете. Знаете, что вы будете самым придирчивым заказчиком — если речь идет о новом сайте вашей же компании. Знаете, что никакого кайфа никто не поймает, а только раздражение и боль. Снова и снова.

В общем, это только частный пример, общая рекомендация звучит так — не стоит пытаться подменять настоящие творческие задания дешевыми китайскими подделками. Просто испортите отношение к себе. А люди творческие — люди ранимые.

Еще пара слов

Даже в Трудовом кодексе есть понятие «творческого отпуска» — а уж вы-то в рамках своей студии можете практиковать такое хоть каждую неделю. Прочищает мозги, придает сил, снижает градус раздражения.

Ну и раз уж наш блог читают тысячи глаз — рассказывайте, что думаете обо всём этом.

+5
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Play - Studio Creative
Разработка полезных решений для бизнеса.
Хуснутдинов Раиль
Не дизайнер, но советы понравились, спасибо за статью!
Ответить
Михаил Великий
Сделали анонс на главной vc.ru.
Ответить
Denis Korneev
Хорошие советы
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.