Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
3 477 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Поведенческие факторы в 2018 году. Нюансы, о которых должен знать каждый, кто хочет занять ТОП

Что такое поведенческие факторы (ПФ)? Как они влияют на продвижение сайта? Можно ли накрутить ПФ и не попасть под фильтр? В чем особенность сбора ПФ для сайтов услуг и интернет-магазинов? Ответы на эти и другие вопросы в этой статье!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Приветствую!

Что-то мы с головой ушли в интересные проекты, успели как следует отдохнуть и заметили, что уже как 2 месяца ничего не выкладывали в наш блог :)

У нас накопилось много полезных наблюдений, интересной информации, не только по SEO, но и по контекстной рекламе.

Сегодня хочу обсудить такую вещь, как поведенческие факторы. Откуда и как их собирать, а также немного затрону тему ботного трафика в рунете. Даже, если вы не digital-специалист, вам все равно будет всё понятно, расскажу простым и понятным языком.

И так, поехали!

Что такое поведенческие факторы?

Поведенческие факторы (ПФ) - это совокупный набор действий пользователей на каком-либо сайте.

К ПФ можно отнести:

- время пребывания на сайте;

- вход на сайт;

- выход с сайта;

- повторное возвращение на сайт;

- количество просмотренных страниц;

- взаимодействие с формами заявок и другими интерактивными элементами;

... и прочее.

Поисковые системы наиболее точно отслеживают поведенческие факторы сайта через счетчики статистики Яндекс.Метрика и Google Analytics. Нужно понимать, что сбор, анализ, обновление ПФ в поисковых системах происходит постоянно и непрерывно.

Это огромная big data, которую поисковые системы используют для ранжирования сайтов в поиске, в рекламных сетях и прочих сервисах.

Более того, big data также собирается и по всем пользователям поисковых систем и сервисов, социальных сетей и т.д.

Как ПФ влияют на продвижение сайта?

Тут всё просто. Поведенческие факторы показывают удовлетворенность пользователей сайтом. Нашел ли пользователь ответ на свой запрос? Пошел ли пользователь дальше искать информацию в поисковой системе?

Различают хорошие ПФ, которые положительно влияют на продвижение сайта, и плохие ПФ, которые негативно влияют ранжирование сайта в поиске. Тут правильнее сказать не сайта, а документа (страницы) на сайте. Потому что ранжируется на поиске не весь сайт, а каждый документ в отдельности по определенным запросам.

Хорошие ПФ - это когда:

- пользователи проводят много времени на сайте;

- пользователи переходят по различным ссылкам внутри сайта;

- пользователи оформляют заказы, заполняют формы, регистрируются на сайте, нажимают кнопки в онлайн-калькуляторах, оставляют заявки на обратный звонок;

- пользователи не уходят обратно в поисковую систему искать ответ на свой запрос через 1-15 секунд;

- пользователи повторно заходят на сайт из поисковых систем или напрямую;

- пользователи репостят в соц. сети контент сайта через кнопки соц. сетей;

... и прочее.

Плохи ПФ - это когда:

- пользователь покидает сайт через 1-15 секунд (это называют показателем отказов, чем выше показатель отказов, тем хуже);

- пользователи мало переходят по ссылкам внутри сайта;

- пользователи не оформляют заказы и не взаимодействуют с интерактивными элементами сайта;

- пользователи уходят с сайта обратно в результаты поиска и больше не возвращаются;

... и прочее.

Если сайт показывает хорошие ПФ, то поисковая система может посчитать сайт полезным для пользователей и будет ранжировать сайт выше конкурентов.

Именно это и делает Яндекс с молодыми сайтами. Как только сайт начинает ранжироваться по определенным запросам в поисковой системе, Яндекс для теста подкидывает сайт в ТОП-10, что бы тот в свою очередь собрал поведенческие факторы. Если Яндекс посчитает, что ПФ хорошие - сайт закрепляется в ТОП-10 очень надолго. Подробнее, как это работает, я описывал здесь.

Совершенно обратная ситуация наблюдается, когда ПФ плохие. Для молодых сайтов это означает только одно - закупать трафик для сбора ПФ и работать над контентом с юзабилити. Без хороших ПФ надолго в ТОП-10 сайты не задерживаются. Это касается всех конкурентных тематик.

Поисковые системы знают показатели ПФ в каждой тематике и по всем запросам. Так сказать, "средние по больнице". Данные представлены во многих срезах. Т.е. есть некое среднее значение хороших ПФ, например, в тематике "пластиковые окна" по Москве. И эти ПФ сравниваются с ПФ сайтов, которые претендуют быть поближе к ТОП-5 по конкурентным запросам. Такой же принцип сравнения ПФ используется в алгоритме Яндекса "Бандит".

Можно ли накрутить ПФ и не попасть под фильтр?

Здесь я немного затрону тему ботного трафика в рунете. Положительные ПФ накрутить можно, чем и занимается огромное количество интернет-магазинов, новостных сайтов, порталов, агрегаторов, справочников и так далее. Обычно, это лидеры в своих сегментах, у них и так внушительный трафик, но они все равно продолжают накручивать ПФ ботами в специальных процентных соотношениях.

Грамотная накрутка ПФ - это часть дорогостоящей SEO-стратегии, если вы претендуете стать лидером тематики в масштабах страны. И не просто претендуете, а вас имеется приличная сумма собственных (не кредитных) денег для реализации этой непростой задачи.

Мы не в коем случае не рекомендуем пользоваться готовые решениями по накрутке ПФ. Они могут называться по-разному:

- продвижение поведенческими факторами;

- продвижение на автомате;

- быстрое продвижение в ТОП;

... и другие громкие заголовки.

b_5b0e85959e541.jpg

Почему же не рекомендуем?

Во-первых, если ваш сайт попадает под фильтр от поисковых систем за накрутку ПФ, то данные санкции далее не подлежат обсуждению. Вам будут присылать из поддержки поисковиков стандартные отписки и, единственное, что останется сделать - это менять домен.

Во-вторых. На данный момент в России существует около 15 больших ботных ферм, о которых прекрасно знают поисковые системы и другие сервисы, включая очень крупные и уважаемые новостные сайты, журналы и порталы. Ну да ладно :) Часть мощностей данных ферм арендуют сторонние сервисы для накрутки ПФ своим клиентам, скликиванию контекстной рекламы, баннеров и пр.

Пользоваться массовыми сервисами накрутки ПФ для собственного сайта неэффективно и без тонких настроек очень опасно.

Самое эффективное решение - разработка, обучение и запуск собственных ботов.

В чем особенность сбора/накрутки ПФ для сайтов услуг и интернет-магазинов?

Для интернет-магазинов и сайтов услуг совершенно разные стратегии по работе с поведенческими факторами.

Если в интернет-магазине вся ставка делается только на SEO-трафик, то никаких положительных ПФ сайт не наберет. И здесь нужно понимать всё в прямом смысле. Нет наружки, нет брендового трафика, нет контекстной рекламы, нет рекламы с соц сетях, нет публикаций в СМИ, нет работы с ссылочным профилем, вообще ничего нет, кроме ноунэйм сайта. Увы, это тупик. Единственных выход - закупка платного трафика. Это не означает, что трафик будет нулевой, совсем нет, какие-то крохи такой магазин будет собирать.

С сайтами услуг ситуация чуть-чуть получше.

Есть белые методы, но очень не простые и очень трудозатратные:

- контент-маркетинг;

- инфо-статьи с крутым контентом, которыми будут делиться;

- прокачка ПФ собственным блогом на сайте (подходит не для всех услуг).

Откуда брать трафик, чтобы набрать хотя бы какие-нибудь ПФ:

- контекстная реклама;

- новостные порталы;

- купонаторы;

- агрегаторы отзывов (отзовики) + различные картографические сервисы (электронные городские справочники).

Где живут боты?

Да везде. Вообще везде. Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм, контекстные системы, Ютуб, ЖЖ, отзовики, новостные сайты, порталы, агрегаторы, журналы и далее по списку.

Для контекстной рекламы обычный объем ботного трафика от 10 до 80% в зависимости от ниши. Как бы там не работала мега-защита Яндекса и Google для выявления недействительных кликов, накрутить их можно сколько угодно и кому угодно. Подкрутив параметры бота их система защиты от фрода ничего не определит. Причем накрутить так умело, что действия по вебвизору от реального человека не заметите даже вы, и Яндексу с Google ничего предъявить не получится.

b_5b0e847d69509.jpg

Существуют очень продвинутые и дорогие боты, которые оставляют фейковые заказы и заявки на сайтах в автоматизированном режиме, умеют делать различные комбинации действий. Данные боты особенно активизируются к концу года. Ноябрь-декабрь. Когда большинство рекламодателей сливает рекламные бюджеты.

Для соц. сетей объем ботного трафика может достигать 100%. Обычно закупают ботов для накрутки подписчиков, лайков, дизлайков, комментариев, просмотров. Были преценденты, когда сама соц. сеть скликивала таргетированную рекламу "на дурачка", но при беглом анализе можно было легко собрать доказательную базу и написать гневное письмо в поддержку, деньги возвращали на баланс.

Для порталов, агрегаторов, отзовиков, справочников, CPA-сетей объем ботного трафика достигает 20-100%. Площадки сами себе накручивают статистику, чтобы потом рекламу подороже продавать. Огромный объем ботного трафика может литься на сайт, когда на этих самых площадках куплены рекламные пакеты с приоритетными размещением. Часто пишут специальных ботов для скликивания РСЯ и КМС на собственной площадке, чтобы заработать побольше денег. Этим промышляют как региональные сайты, так и площадки федерального масштаба.

Можно ли выявить ботов и защититься от скликивания рекламных бюджетов?

Можно, для этого существуют специальные сервисы и специалисты, которые помогут в решении данного вопроса. Без специальных знаний и программных инструментов сделать самостоятельно, увы, ничего не получится.

Вместо заключения.

Поведенческие факторы подкручивать можно, чем очень многие и занимаются.

Самое эффективное решение - разработка собственных ботов.

Этим вы обезопасите себя от ребят у которых вы ранее брали ботов в аренду и покупали ботный трафик. Они могут настроить на ваш сайт простых ботов, которые загонят сайт под фильтр и будут беспорядочно скликивать ваши рекламные бюджеты в контекстной рекламе с целью вымогательства у вас денег. Такие случаи были.

Нужно понимать, что умные боты могут:

- крутить статистику счетчиков посещаемости вдоль и поперёк, вправо, влево, вверх, вниз и покругу;

- скликивать рекламные бюджеты в контекстной рекламе (на поиске, в РСЯ и КМС);

- накручивать просмотры для новостей/видео;

- накручивать различные опросы;

- накручивать лайки/дизлайки;

- закидать негативными отзывами конкурента на всех площадках так, что он потом не отмоется;

- оставлять реальные заявки и заказы с реальными номерами телефонов (на другом конце провода вам ответит реальный человек, продажи не будет);

...и многое другое.

Недорого можно собрать поведенческие факторы с агрегаторов, электронных справочников и т.д. Там тоже будет ботный трафик, поэтому мы рекомендуем держать не более 15% такого трафика от общего числа ботного трафика.

Уже на этапе создания сайта нужно думать не только о юзабилити, структуре сайта, контенте, но и о том, где собрать поведенческие факторы. Все действия разбить на группы. Полностью выстроить цепочку действий для определенных групп ботов. Повторюсь, это актуально только крупных проектов с серьёзными бюджетами.

Сбор поведенческих факторов с помощью ботного трафика особенно актуален, если планируется по максимуму использовать все прелести алгоритма "Бандит".

Схема следующая:

  • создать сайт с нуля с новым доменом, разработку вести на служебном домене;
  • провести полный комплекс работ по оптимизации сайта;
  • наполнить сайт контентом;
  • проработать юзабилити;
  • настроить на сайт контекстную рекламу;
  • настроить цепочки действий для ботов;
  • перенести сайт с служебного домена на боевой домен;
  • открыть сайт к индексации для поисковых систем;
  • сразу включить контекстную рекламу;
  • включить ботный трафик по запросам, которые получили ТОП-20 благодаря алгоритму "Бандит" или отсутствием конкуренции;
  • начать работу по наращиваю ссылочного профиля о запросам, которые получили ТОП-20 благодаря алгоритму "Бандит" или отсутствием конкуренции;
  • быть готовым к приему заказов;
  • наслаждаться результатом.

Важно понимать, что накручивать "в лоб" не нужно, сразу получите санкции от поисковых систем. Создается специальная стратегия, где ботный трафик будет занимать определенную долю от живого. По мере увеличения живого трафика возможны вариации по увеличению/уменьшению ботного трафика. Тут в общих словах сказать нельзя, всё крайне индивидуально.

Поведенческие факторы в 2018 году - крайне важный параметр в формуле ранжирования сайтов. У кого круче ПФ, кто хитрее, умнее и проворнее, то и победил. Если у вас идеальная SEO-оптимизация, уникальный контент, хороший ссылочный профиль, то это никак не перекроет плохие ПФ (особенно с поиска).

Как говорит один мой знакомый, который сейчас является исполнительным директором оконной компании в Москве:

В борьбе за ТОП все средства хороши.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Нариман Алимурадов
"Самое эффективное решение - разработка собственных ботов. "

Дальше не читал.
Ответить
Иван Матвеев
Неплохой сервис seograph.top - мне дал хороший результат в продвижении
Ответить
Павел Громадчук
На самом деле стоит попробовать поведенческие покрутить прежде чем писать комментарии. Я перепробовал несколько сервисов и выделю только userator.ru и seometria.net, где реальные люди заходят с поиска
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.