Как настроить сквозную аналитику без программиста за 20 минут и 999 рублей
Что такое сквозная аналитика?
Ваши товары и услуги выставлены на сайте, посетители смотрят ваши страницы, какая-то часть людей делает заказ. Вы используете систему web-аналитики Яндекс Метрику или Google Analytics. Наверняка вы считаете конверсию посетителей в тех, кто оставил заявку через сайт и знаете с какого источника трафика конверсия лучше.
Но что происходит дальше? Вы обрабатываете заявки в своей CRM-системе. Кто-то из потенциальных клиентов просто обратился за консультацией, кого-то не устроили конечные условия покупки, а кому-то уже стало не актуально, так как ему долго перезванивали и он уже купил в другом месте. Знакомо?
Сможете ли вы озвучить свою конверсию из заявок на сайте в реальные продажи? Наверняка сможете, ведь для этого достаточно разделить кол-во реальных клиентов на кол-во полученных лидов. Однако понимаете ли вы какой источник трафика приносит вам действительно платящих клиентов, а какой отнимает время, нервы и деньги, давая больше холостых лидов, чем реальных продаж? Сквозная аналитика дает полный ответ на этот вопрос.
Зачем нужна сквозная аналитика?
Ответ очень простой: чтобы больше зарабатывать. Обладая полными данными как на уровне привлечения клиентов, так и на уровне их обработки, можно эффективно управлять рекламным бюджетом не только для выбора качественного трафика, но и грамотно дожимать потенциальных клиентов до продажи, а действующим клиентам делать новые сопутствующие продажи.
Основные 3 пункта для чего используется сквозная аналитика:
- Самое главное. Знать окупаемость каждого канала в деталях. Потратили на рекламу такую-то сумму, получили убыток или прибыль в таком-то размере. То есть видеть ROI вплоть до отдельного баннера или ключевого слова.
- Создавать сегмент тех людей, кто сделал заявку, но по какой-то причине еще не решился на покупку. Показывать этой аудитории отдельную рекламу и разной мотивацией дожимать до реальной продажи.
- Автоматически отключать какую-либо рекламу уже действующим клиентам, не раздражая их и экономя свой бюджет. Либо настраивать для этих людей свою отдельную рекламу, рассчитанную на допродажи сопутствующих товаров или услуг.
Вы все еще считаете стоимость заявки? Тогда мы идем к вам!
Кому интересны стоимость клика, показатель отказов, время, проведенное на странице и еще с десяток разных параметров? Что с того, что стоимость лида запредельно высокая или, наоборот, супер низкая? Нас всех интересует только прибыль! Нам нужны деньги, и мы готовы вкладывать в любую рекламу сколько потребуется, пока с нее возвращается ощутимый профит.
Чтобы понимать какие источники трафика эффективны, а какие приносят убыток, нам нужно построить обычную таблицу с тремя столбцами. Например:
А еще мы хотим углубиться в каждый источник, чтобы видеть ситуацию изнутри. Например:
А вообще мы думаем стоит ли вкладываться в мобильную версию сайта и хотели бы понимать свой тренд реальных продаж в разрезе устройств. Например увидеть такую динамику:
Неплохо было бы лицезреть также получаемую прибыль с каждой рекламной кампании, с отдельного ключевого слова, по всем размерам баннеров, по видео роликам. Учесть многоканальность, ассоциированные конверсии, модель атрибуции и т.д. и т.п. У нас может быть +100500 разных хотелок и многие из них мы можем увидеть, построив сквозную аналитику. А значит в итоге получить ответы на нужные вопросы и принять грамотные решения, которые позволят увеличить заветную прибыль.
Рецепт приготовления сквозной аналитики
Для того, чтобы все вышеописанные пожелания стали реальностью мы должны использовать в своем арсенале, как минимум, Google Analytics и CRM-систему. Интеграцию именно этих сервисов и потребуется сделать. Вся суть настройки сквозной аналитики заключается всего в трех действиях:
- С каждой заявкой, которую оформляет посетитель на нашем сайте, кроме стандартных полей вроде имени, телефона и емайла, мы также автоматически передаем id-шник этого посетителя в свою CRM систему.
- Если полученный лид заинтересован в покупке, то в момент смены соответствующего статуса в CRM, мы передаем данные об этом в наш Google Analytics. Когда произошла продажа, мы дополнительно передаем в GA еще и сумму сделки.
- По сути, мы обогащаем Гугл Аналитикс данными из нашей CRM и получаем полноценную возможность строить разнообразные отчеты практически в любых разрезах и интерпретациях.
Ингредиенты
Как правило, для конвертации посетителей в лидов используют три разных формата соприкосновения. У кого-то их может быть меньше, у кого-то больше. Это не принципиально. Главное передавать id-шник посетителя с любого типа контакта.
- стандартная форма заказа для тех, кто делает заявки обычным способом
- телефон для тех, кому удобней связаться напрямую и сделать заказ голосом
- онлайн-консультант для всех остальных
Какие системы мы будем использовать:
Обязательные:
- Система web-аналитики (Google Analytics)
- CRM-система (например amoCRM)
- Единый сервис интеграций (Albato.ru)
* Дополнительные:
- Сервис коллтрекинга (например Calltouch)
- Онлайн-консультант (например Jivosite)
- Прочие формы коммуникаций с пользователями
* система CRM и дополнительные сервисы оплачиваются вами согласно их тарифам
Пошаговая инструкция. Шаг №1
Самое главное, что нам нужно сделать - это настроить в нашу CRM передачу id-шника посетителя сайта, сделавшего заказ или обратившегося к нам любым другим способом. Этот id-шник является уникальным и назначается автоматически Google Analytics. Правильное его название Client ID (сокращенно cid). Выглядит он как набор цифр, разделенных между собой точкой. Например 711146090.1490353504
Хранится этот параметр в куках браузера и присваивается каждому посетителю сайта, на котором установлен Google Analytics. Даже сейчас вы читаете эту статью, а между прочим вам уже назначился уникальный Client ID (если конечно на текущем сайте установлен Google Analytics). Нажмите клавишу F12, выберите вкладку Application и кликнув слева на раздел Cookies вы увидите свой id-шник посетителя:
Если у вас на сайте используется форма обращения, например что-то вроде такого варианта:
просто попросите своего веб-мастера/программиста/фрилансера немного расширить возможности этой формы так, чтобы вместе со стандартными полями имени, телефона и емайла, также отдельным скрытым полем отправился и наш заветный Client ID. Предварительно внутри CRM не забудьте создать новое поле для сбора Client ID, чтобы собранные значения попадали туда.
Если своего специалиста нет, можно использовать готовый конструктор форм, в котором функционал отправки Client ID уже заложен. Например, в amoCRM такая возможность есть и программист нам не потребуется.
Не забудьте только в настройках формы от amoCRM поставить отметку напротив Google Analytics
Итак, форму отправки заказа мы настроили или подключили готовую от amoCRM. Далее, если мы используем на своем сайте и другие каналы коммуникаций, например, сервис коллтрекинга и/или онлайн консультант, то также интегрируем их c нашей CRM, чтобы каждое обращение фиксировалось вместе с заветным Client ID.
К счастью, коллтрекинг Calltouch, а также онлайн-консультант JivoSite самостоятельно умеют передавать значения Client ID, создавая в amoCRM сразу контакт с готовой сделкой. Для интеграции обоих сервисов нам не потребуется программист, так как вся интеграция делается в несколько кликов и подробно описана в справках этих систем.
Шаг №2 — настройка передачи событий из CRM в Google Analytics
Имея собранные в нашей CRM контакты лидов, каждый из которых имеет свой уникальный id-шник посетителя, мы должны настроить передачу информации из CRM в Google Analytics. Наш заветный Client ID как раз и будет являться тем ключом, по которому система аналитики сможет связать всю историю посещения сайта данного человека.
Мы можем настроить какие угодно события из CRM, согласно потребностям бизнеса, но в рамках текущей статьи рассмотрим две наиболее актуальных передачи:
- смена статуса сделки на “Подтвержденная заявка”
- смена статуса сделки на “Успешно реализована” вместе с указанием суммы продажи
Для настройки этой связки мы будем использовать единый сервис интеграций Albato.ru, который помогает без привлечения программистов создавать связки с различными системами и автоматически передавать данные в зависимости от выставленных условий. Если у вас небольшой бизнес, то для вас интеграция в Альбато будет бесплатной. При ощутимом объеме обрабатываемой информации потребуется 999р в месяц.
Регистрируемся в сервисе Альбато на одноименном сайте Albato.ru и добавляем новую связку amoCRM — Google Analytics:
Вписываем параметры подключения к amoCRM, заполняя стандартные поля:
В поле amoCRM выбираем из выпадающего списка “Обновление статуса сделки”, а в поле Google Analytics выбираем “Событие”
Выбираем ранее созданное нами подключение к amoCRM
Переходим к последнему 4-ому шагу, где указываем все наши настройки
Тут 4 обязательных поля:
- Идентификатор отслеживания — вставляем наш номер счетчика Google Analytics, в который будем передавать данные из amoCRM
- Идентификатор клиента — наш заветный id-шник посетителя (Client ID), который выбираем из выпадающего меню кликнув по кнопке amoCRM справа от поля. Значение Client ID у нас заранее собиралось в CRM и привязано к каждому контакту.
- Категория события — вписываем любое название, например amoCRM
- Действие по событию — также любое название, например confirmed
После этого нажимаем внизу кнопку “Далее” и видим на главной странице созданную нами связку:
amoCRM :: Обновление статуса сделки > Google Analytics :: Событие
Поздравляем! Создана первая связка систем. Можно сказать настроена полноценная интеграция!
Нам осталось только указать в фильтре какие именно события мы хотим передавать из amoCRM в Google Analytics. Например, мы хотим в итоге увидеть в Гугл Аналитикс какие источники трафика приводят нам именно подтвержденные заявки. Для этого редактируем созданную связку, кликнув по иконке карандаша (значок перед крестиком). Открывается окно редактирования связки:
Кликаем на среднюю иконку и в открывшемся окне добавляем условия. Вписываем всего одну строку, в которой указываем, что событие должно срабатывать когда статус сделки в amoCRM изменится на “Подтвержденная заявка”. Нажимаем кнопку “Сохранить”.
* в нашем случае 14843968 - это id статуса “Подтвержденная заявка”
Чтобы узнать все id существующих статусов сделок в amoCRM, достаточно в Альбато кликнуть в правом верхнем углу “Подключения”, перейти в amoCRM и нажать “Редактировать запись”. В открывшемся окне выбрать вкладку “Статусы сделки” и скопировать требуемый ID:
После всех заполненных условий кликаем на иконку “Запустить связку” (первый значок треугольника) и видим, что текущий статус “приостановлено” сменился на новый “ожидание”.
Если это произошло, поздравляем! Вы сделали все правильно! Связка успешно запущена и ожидает нужного события в amoCRM, чтобы передать настроенные данные в Google Analytics! Мы можем создать в Альбато вторую аналогичную связку, чтобы передавать в Гугл Аналитикс не только факт подтвержденной заявки, но еще и данные реальной продажи вместе с суммой сделки:
В итоге мы получим 2 работающих связки: “Подтвержденную заявку” и “Фактическую продажу с указанием суммы сделки”
На этом можно выдохнуть! Настройка всех интеграций успешно завершена! Данные будут автоматически передаваться без нашего вмешательства! Ура!!
Тем временем в Google Analytics
Стандартным способом создаем в ГА две цели по указанным выше событиям. Первую цель называем “Подтвержденная заявка”, прописывая категорию “amoCRM” и действие “confirmed”:
Вторую цель называем “Фактическая продажа”, прописывая категорию “amoCRM” и действие “sold”
Теперь каждый раз, когда в нашей amoCRM у сделки, чей контакт имеет Client ID, будет меняться статус на “Подтвержденная заявка” или “Фактическая продажа”, в Гугл Аналитикс начнут достигаться соответствующие созданные цели, а вся информация по id-шнику пользователя “приклеиваться” ко всем его ранее сделанным посещениям и активностям на сайте.
Таким образом в Google Analytics мы отныне не только получим долгожданную табличку со всеми данными реальных продаж в привязке к источникам трафика:
Но и сможем оперировать с новыми целями и отчетами как угодно, фактически ограничиваясь только своей фантазией. Кроме этого, созданные цели мы можем импортировать в Google AdWords и оптимизировать контекстную рекламу по реальным продажам, а не конверсиям на сайте. Вместе с этим, отныне нам доступно создание новых сегментов аудиторий, используя, к примеру, тех, кто подтвердил заявку, но покупку не осуществил. Показывать этим людям релевантную рекламу и дожимать до продажи. А для сегмента тех, кто уже осуществил покупку, автоматически отключать рекламные активности и тем самым экономить бюджет.
Если ваш Google Analytics связан с Google AdWords, то вы сможете мониторить расходы на рекламу и видеть реальный показатель рентабельности инвестиций в рекламу, понимая настоящий выхлоп в деньгах, а не псевдо доход, привязанный к обычной конверсии на сайте:
Заключение
Современные технологии хорошо помогают нам решать сложные задачи простыми действиями. Если раньше для конфигурации сквозной аналитики требовался квалифицированный специалист, который выкатывал за настройку приличный ценник, то сейчас с помощью сервиса Albato.ru выполнить описанные выше шаги может практически любой человек, умеющий пользоваться интернетом.
Конечная цель многих из нас - создавать качественный продукт, давать ценность рынку, осчастливить своих клиентов, а значит в совокупности больше заработать. Сквозная аналитика действительно серьезно помогает разобраться со многими актуальными вещами, позволяя получить ощутимый профит. До недавнего времени она была чем-то сложным и непонятным, долгой и дорогой историей. Сейчас все изменилось в лучшую сторону.
Направляйте свою энергию в создание креативов, разрабатывайте стратегию продвижения, охватывайте новые рынки, наращивайте объем продаж и базу лояльных клиентов. Занимайтесь тем, что по-настоящему важно для роста вашего бизнеса, а техническую часть связки нужных показателей и параметров автоматизируйте и не тратьте больше на это свое время! В любом случае желаем вам и сумасшедших конверсий и космических продаж! :-)