Как делать рассылку на миллион писем и не попадать в папку «Спам»
Ежедневно в мире отправляется 122 миллиона спам-сообщений по email — это 85% мирового email-трафика. Масштабы впечатляют и огорчают. Никто не любит спам, особенно сервисы рассылок. Поэтому многие системы ведут войну со спамом, но под их санкции попадают и добросовестные компании. Как не стать спамером случайно и делать рассылки правильно? Разберём в статье.
Что такое спам
Спам — нежелательная рассылка по электронной почте или по другим источникам: по SMS, в сообщениях соцсетей. Спамеры отправляют такие рассылки большому количеству пользователей без их согласия. Обычно в письмах предлагают товары или услуги сомнительного качества.
Как появился спам
В 40-х годах прошлого века у слова «спам» (spam) не было негативного смысла. SPAM — это название торговой марки для консервов фирмы Hormel Foods Corporation, которая выпускала их для мясного рациона солдат во время Второй мировой войны. После войны продукции осталось много, и её предстояло реализовать до конца срока годности. Так консервы появились в рекламе, которая была везде. Продукт агрессивно навязывали людям.
Когда в сети появились «мусорные» массовые рассылки, то их стали обозначать словом «спам». В начале такой метод мог быть эффективным, но сейчас спам-сообщения раздражают, люди перестают их замечать в большом потоке информации. Но рынок спама не теряет обороты.
Спам проник почти во все средства коммуникации. К электронной почте добавился спам:
- на форумах, где в ответах пользователям используют скрытую рекламу;
- в комментариях и личных сообщениях в соцсетях;
- на сайтах отзывов;
- в мессенджерах и SMS.
Автоматизация ускорила рассылку спама и увеличила его в разы. Спам-бот может заменить человека, например, при спаме в соцсетях. Пользователь будет думать, что общается с реальным человеком. Однако боты «не очень умные», сломать их логику можно неожиданным ответом. Причина спама на почте — это данные, которые попали не в те руки. Как спамеры получают адреса пользователей: Спамить могут и профессионалы, и случайные люди, например, неопытные маркетологи компаний. Спамеров делят на: Чтобы не оказаться в рядах случайных спамеров, к рассылке надо готовиться — знать правовые, технические и другие особенности. Папка спам для вашего письма — это приговор. Почему? Клиент о вас не узнает, последствия могут быть серьёзнее: отключение домена, судебные иски и штрафы. Чтобы узнать, почему письма попадают в спам, надо оценить много факторов: Разберём каждый пункт. В России любая рассылка должна соответствовать законам: Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ запрещает рассылку без предварительного согласия адресата. Также рассылку нужно прекратить при первой же просьбе адресата. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ — каждая компания, которая собирается делать рассылки, должна подать документы на регистрацию оператора персональных данных. Когда согласие на рассылку не нужно Такие случаи в законах тоже прописаны. Необязательно получать согласие пользователя, если рассылка: Как не нарушить закон Сделать форму подписки с согласием на рассылку и предоставить пользователю следующие документы на сайте: Репутация источника рассылки зависит от: наличия IP-адреса и домена в чёрных списках, качества базы, наличия аутентификации, непрочитанных писем и процента кликов, жалоб на спам, интенсивности рассылок. «Плохие» адреса в базе тоже влияют на рассылку, поэтому надо соблюдать гигиену почты: чистить дубли и неактивные адреса. Какие могут быть проблемы с базой: Адрес не прошёл валидацию. Пользователь оставил неактивный или неправильный email. Базу не использовали сразу — тогда контакты устаревают. Такое бывает, когда компания долго собирает базу разными путями, но не делает рассылку сразу. Например, ждёт определённого количества пользователей. Ошибки в базе В списках адресов могут быть те, которые отписывались, но рассылка для них продолжается. Риск получить жалобы на спам от таких контактов повышается, в худшем случае можно получить судебный иск. Спам-ловушки в базе Это адреса-роботы, которые проверяет всю входящую почту. DOI (Double Opt-In — подтверждение адреса через переход по ссылке из почты) на таких ящиках не работает. Если на этот адрес приходит рассылка без согласия, то сервис может посчитать её спамом. Спам-ловушки иногда преобразуют из заброшенных адресов пользователей, которые не заходили в аккаунт течение долгого времени, или сервис их заблокировал. Другой вид спам-ловушек — созданные специально. Если в базе много таких адресов, то репутация отправителя ухудшается. Жалобы на спам Люди жалуются, даже когда изначально давали согласие. Какие могут быть причины жалоб: Поведение пользователей Сервисы рассылки считают, как часто пользователи открывают письма, переходят по ссылкам внутри. Чем меньше переходов, тем больше шансов попасть в спам со следующими рассылками. Оформление рассылок Сервис может заблокировать рассылку из-за невалидной HTML структуры. Запрещается использовать элементы: JavaScript, VBScript, Frames, IFrames ActiveX, Java-апплеты, подключение с сайтов через CSS или Meta Refresh и другие. Также сервисы принимают не все ссылки после сокращения в специальных инструментах. Интенсивность и объём рассылки Сервисы любят предсказуемые действия. Резкие увеличения рассылки и нерегулярность рассылки — признаки спама. Бывают частные и публичные. Частные собирают информацию внутри сервиса, а публичные с разных источников. IP-адрес и домен могут попасть туда за: Поэтому важно проверять, нет ли вас в блэклистах. Например, репутацию документа можно посмотреть через Postmaster Tools. Все сервисы рассылки поддерживают одни стандарты для защиты от спама. На серверах, откуда идёт рассылка, есть технические заголовки. Сюда помещают данные о письме, которые определяют надёжность источника рассылки. Какие параметры должны быть в «правильном» письме: RFC (Request for Comments) — документ, который содержит технические спецификации и стандарты. DNS (rDNS и PTR-записи) — у всех серверов, с которых идёт рассылка, должны быть валидные DNS записи. Никаких сгенерированных автоматически rDNS и PTR-записей. Если обратный DNS не указан, то почтовый сервис не пропустит такую рассылку. IP-адреса (WHOIS) нельзя скрывать данные по IP-адресам в WHOIS. Особенно актуально, когда хостера взломали, и от вашего IP шлют спам. Если данных о вас нет, то сервис не может сообщить вам о проблеме и просто заблокирует все рассылки. Proxy и Relay — это защита от рассылки спама от вашего имени. Сервер не должен быть с открытым Proxy-сервером или открытым Relay. Тогда анонимные и неавторизованные пользователи до него не доберутся. DKIM (DomainKey Identified Mail) — протокол цифровой подписи письма определяет, имеет ли право отправитель на рассылку. Почтовый провайдер идентифицирует его через специальный ключ. SPF (Sender Policy Framework) — запись, которая покажет, с каких доменов и/или IP будет приходить почта. Такая настройка должна быть во всех DNS, иначе почтовый сервис отправит письмо в спам или предупредит об угрозе. FBL (FeedBack Lookup) — стандарт, который отображает информацию о жалобах на спам. Каждый отправитель писем с FBL может узнать, какой пользователь и на какое письмо пожаловался. List-Unsubscribe настройка адреса или URL для отписки — пользователь может отказаться от рассылки и даже не открывать письмо. Политика DMARC — стандарты, которые помогают владельцам доменов назначать правила для почтовых сервисов. По ним почтовый провайдер будет знать, что делать с письмами, которые отправили с домена владельца, но они не прошли аутентификацию. Это защитит от подделки DKIM и использования сервисов, где можно просто поставить чужой домен. Также DMARC помогает контролировать технические настройки. Чтобы проверка письма на спам прошла успешно, надо уважать требования сервисов рассылок. Иначе возможны санкции: Какие требования могут быть у сервисов: на примере Gmail Важно! Всегда изучайте требования сервиса перед рассылкой. Даже маленькое нарушение правил может отправить ваши письма в спам. Наш сервис помогает автоматизировать маркетинг и развивать бизнес, а ещё упростить жизнь маркетологу и делать корректные рассылки без дополнительных сервисов. Altcraft Platform позволяет: С какими технологиями мы работаем: SPF (Sender Policy Framework) — технология проверки домена на подлинность. DKIM (DomainKeys Identified Mail) —цифровая подпись, которую автоматически проверяет почтовый сервер получателя и уточняет репутацию. DMARC подскажет почтовому сервису, что делать, если с SPF-записями что-то не так. BIMI (Brand Indicators for Message Identification) работает с DKIM, SPF и DMARC. Помогает идентифицировать компании по изображению бренда рядом с темой письма в почте адресата. Это дополнительная валидация отправителя. FBL/CFL (FeedBack Loop) — стандарт, который показывает жалобы на спам отправителю рассылок. С Altcraft Platform не нужно беспокоиться, что письмо попадёт в спам. Просто создайте свою рассылку или используйте готовый шаблон из базы. Путь email-рассылок тернистый и непростой. У каждой компании есть шанс попасть в спам. Но отказываться от этого канала из-за сложности не стоит. Грамотный подход и хороший сервис помогут сделать рассылку правильно и повысить продажи.

Какие бывают виды спама


Почему пользователи получают спам
Какие бывают спамеры
Как избежать попадания писем в спам
Законность рассылки
Репутация домена
Качество базы
Блэклисты
Как сохранить репутацию
Технические настройки и архитектура email-сообщении
Административные требования почтовых сервисов
Altcraft Platform для правильных рассылок

Вывод