Импорт автомобилей еще несколько лет назад был весьма прибыльным и совсем не пыльным бизнесом. Сейчас же он все больше напоминает бег с препятствиями. Причем последних с каждым годом — стараниями власть предержащих — становится все больше и больше. Утилизационный сбор, таможенный сбор, акциз, ЕВРО-5, а с прошлого года еще и модуль ЭРА-ГЛОНАСС... Все эти страшные слова снятся импортерам авто в кошмарных снах.
Но это же не повод отказывать себе в удовольствии! Давайте поэтапно разберемся в том, как не потонуть в море регламентов, правил, правительственных постановлений и кучи других нюансов, нормирующих процедуру таможенного оформления транспортных средств , и в конце концов привезти себе модного «японца», надежного «корейца» или раритетного «американца». Как показывает практика, это, конечно, сложно, но можно.
Прибытие Итак, допустим, вы уже нашли за границей нужный автомобиль, выкупили его, и транспортная компания доставила вашего «железного коня» в Россию. Когда транспорт прибывает на таможенный пост, он первым делом отправляется на склад. Там автомобиль будет находиться до завершения процесса оформления. И только лишь после того, как вы уплатите пошлины, заполните все необходимые документы, к которым у инспекторов не возникнет вопросов, и таможня выдаст вам паспорт транспортного средства (ПТС), автомобиль сможет поступить в ваше полное распоряжение.
Что такое ПТС? Это специальный документ, которые содержит основные технические характеристики вашего авто (марка, модель и т.д.), идентификационные данные (VIN-номер машины, номер двигателя и т.д.), информацию о производителе (дата, страна изготовления), а также сведения о владельце. Помните, что без данной бумаги вам не удастся поставить автомобиль на учет в ГИБДД. Поэтому главное в процессе таможенного оформления — это получение ПТС.
Декларирование Первым этапом на пути к заветному "паспорту"станет грамотное декларирование импортного авто. Для того чтобы задекларировать автомобиль, привезенный для личных нужд, пишется заявление, которое предоставляется таможенному инспектору. По закону, физическому лицу разрешается привозить машину только раз в год, в противном случае вам потребуется заручиться письменным разрешением от начальника таможни. Поскольку ввоз трех и более авто в течение одного календарного года разрешается только юридическим лицам.
Принцип прохождения таможни не зависит от того, как был ввезен автомобиль на территорию России: по воде, воздуху, на ж/д транспорте или своим ходом. Однако важно знать, что транспортное средство должно прибыть на таможню максимум через сутки после пересечения границы!
Оформление Мы уже затронули такой аспект, как разница между прохождением таможни для физических и юридических лиц. Еще одним существенным отличием является сумма таможенных платежей. В большинстве случаев ввоз автомобиля на «физика» может вам обойтись значительно дешевле. Впрочем, в некоторых ситуациях (здесь нужно смотреть на характеристики машины) расходы на растаможку авто , оформленного на «юрика», могут оказаться ниже.
Для расчета таможенных платежей используйте таможенный калькулятор Кроме того, стоимость таможенного оформления автомобилей зависит еще и от того, для какой цели был куплен транспорт. Сумма за авто, который выпланируете перепродать, будет выше, чем за машину, ввозимую под личное пользование. Также на размер таможенных пошлин влияют следующие факторы:
стоимость авто; возраст ввозимой машины; на каком топливе работает двигатель; объем и мощность двигателя; грузоподъемность (для грузовых авто). Отдельно стоит остановиться на таком параметре, как «возраст автомобиля». По российским законам, новой считается машина, с момента выпуска которой прошло не более трех лет. Соответственно, чем старше будет привезенный вами автомобиль, тем выше на него будет пошлина. Поэтому лучше не увлекаться покупкой раритетных авто.
Также важно обращать внимание на соответствие вашего авто современным топливным стандартам. С 1 января 2016 года, согласно новому Техническому регламенту (№ 609), на территорию РФ разрешен ввоз только тех автомобилей, которые соответствуют стандарту Евро-5 .
Кроме того, с прошлого года в России разрешен выпуск автомобилей только с установленной на борту системой вызова экстренных оперативных служб. Причем не любой, а вполне конкретной — системой ЭРА-ГЛОНАСС . Естественно, что на машине, которую вы покупаете за рубежом, такой системы нет и быть не может. Так что озаботьтесь тем, чтобы ваш таможенный брокер обеспечил вас соответствующей «тревожной кнопкой». Благо, «временный порядок» оформления авто без указанной системы пока еще позволяет устанавливать ее пост-фактум.
Добавим еще, что размеры таможенных пошлин одинаковы на всей территории России. Так что абсолютно не важно, где вы оформляете автомобиль — в Москве или во Владивостоке. Сумма платежей везде будет одинаковая.
Выпуск Самый простой способ определить конечную сумму таможенных платежей — это рассчитать ее на специальном таможенном калькуляторе . С его помощью сможете самостоятельно вычислить не только итоговую сумму (в нужной вам валюте), необходимую для растаможки автомобиля, но и получить подробную информацию об отдельных статьях (НДС, утилизационный сбор и т.д.).
Вооружившись полученной информацией, вы идете на таможню и уплачиваете все необходимые пошлины и сборы. И вуа-ля — машина ваша!
Однако, как показывает практика, даже располагая точными расчетами и базовыми знаниями о таможенном законодательстве, вы все равно рискуете споткнуться на какой-нибудь мелочи, которая даст повод таможне отказать вам в выпуске авто. Вот почему даже опытные импортеры предпочитают перепоручать растаможку профессионалам. Обратившись в компанию «Альтерна» , вы полностью избавляетесь от проблем, связанных с таможенной очисткой , и получаете гарантию выпуска автомобиля.