Не всегда ответственный за соцсети сотрудник или наёмный фрилансер может ответить на вопрос клиента. Поиск ответа на вопрос превращается в марафон: фрилансер бежит к одному сотруднику, тот рекомендует второго, третьего, пока информация по крупицам не складывается в единый пазл. На это уходит важный ресурс — время.
Клиенту не интересно ждать, пока десяток человек коллективным решением выдаст ему пару строк. В ответ на ваш сизифов труд он даже прощальный эмодзи не отправит. Отношения — штука такая, иногда заканчиваются даже не начавшись.
Струсил перед лицом недовольного клиента
На самом деле клиент не приходит к вам в мессенджеры с мачете и дробовиком, чтобы уничтожить вашу репутацию в пух и прах. Скорее, он рассказывает потенциальным покупателям о минусах товара, чтобы предостеречь о бесполезной покупке или же дать совет по улучшению услуги.
Игнорируя ответ реального клиента (отбросим троллей, конкурентов и тд) вы не решаете проблему, а провоцируете его на публичную реакцию.
Не справился с потоком обращений
Компания Inside Intercom провела исследование и выяснила, что за последний год более 47% компаний отметили увеличение входящего трафика сообщений в чатах. В среднем объем обращений вырос в 2 раза по сравнению с «до пандемийными» временами, а время об ожидания ответа увеличилось на 27 минут.
Но клиент не знает, какое количество сотрудников занимается социальными сетями и ответами на обращения. Он видит лишь часть вашей Вселенной. И если его голос остаётся неуслышанным — он выходит «на свет».
В публичном поле обязательно найдутся те, кто отреагирует на негативный комментарий и поддержит его. Например, быстрые конкуренты. Выдуманные истории о компании «налипнут» друг на друга и прокатятся катком по вашей репутации.
Не увидели смысла отвечать клиенту
«Ой, да чё он там спрашивает? Фигня какая-то! Зачем мне вообще ему отвечать?».
Если такой вопрос возник в вашей голове, то попробуйте сформулировать его по-другому: «А зачем нашей компании нужны соцсети, развитие и клиенты?»
Онлайн-отзыв может произвести мгновенный фурор и такое же падение, если останется незамеченным сотрудниками компании. При реальной встрече в офисе с недовольным (или очень довольным клиентом) вас услышат только сотрудники. Социальная сеть даст возможность рассказать о компании миру. Ну ладно, пусть и не всему, но примерно 500 реальным подписчикам вашего клиента. Согласитесь — это больше, чем ничего. И только от вас будет зависеть с какой репутацией вы «засветитесь» в сети.
Окей, не ответили, и что мне за это будет? Часто после факапа с неотвеченным обращением руководители машут рукой, мол, подумаешь, пропустил один ответ, не конец света. В общем-то да, но всё-таки предлагаем посмотреть на чужие грабли раньше, чем вы наступите на свои.
В этот раз пронесет
Забывчивость клиента — редкость. Скорее всего, он уже сам решил свою проблему, либо посоветовался со знакомыми, которые знают, как её решить. Но не надейтесь, что клиент забудет об этом навсегда. История переписки помнит всё. И в следующий раз, когда клиент вновь обратится к вам за помощью, старые грешки быстро всплывут наверх.
Засорит другие каналы коммуникации
Отчаянный клиент — горе для компании. Он начинает невольно терроризировать фирму до тех пор, пока не получит хоть какой-то ответ.
После соцсетей он будет искать помощи через вашу электронку, позвонит в офис и отчаянно будет требовать непременно главного руководителя. Тем самым усложняя работу сотрудников, которые не имеют отношения к работе в соц.сетях, а значит они не в курсе — кто такой Вася и почему он хочет ответа на свой вопрос прямо сейчас. Вася уже понял — в этой фирме никто ни за что не отвечает. А значит, наступает время для истерик и гневных посланий.
Разозлится и начнет бить во все барабаны
В лучшем случае — он просто проклянет вашу фирму и мысленно отправит вас гореть в аду. В худшем — соберет собственную армию онлайн-недоброжелателей, будет ловить вас на каждом косяке и каждой проблеме, обнажая их громко и публично.
С каждым негативным отзывов будет падать не только прибыль вашей компании, но и снижаться общая лояльность к бренду.
Уйдёт к конкуренту один раз и не вернётся
Если ваш продукт и его обслуживание компанией (сервис, своевременная отработка сообщений и тд) не помогают клиенту достигать личных целей, то он быстро откажется от вас. Отработка негатива в соцсетях, быстрая реакция компании на происходящее в интернете и своевременные ответы помогают удерживать клиентов.
В исследовании Harvard Business School говорится, что увеличение показателя по удержанию клиентов всего лишь на 5 % может привести к увеличению прибыли аж на 25%. А теперь посчитайте, сколько денег достанется конкурентам, пока вы по каким-то причинам не стали отвечать на сообщение клиента.
Ваши ответы меня пугают. Как спасти ситуацию, если уже облажался? Представим, что вы не отвечаете на запрос неделями. По сети расходятся скриншоты клиента с сообщениями для вас, а в ответ — тишина. К нему присоединяются другие комментаторы: тролли, конкуренты с фейковых страниц, друзья. Что делать? Как спасти ситуацию?
Просто извинитесь
Только без дежурных фраз из серии: «Мы приносим искренние извинения», «К сожалению, мы не справляемся с потоком обращений» и тд.
Запах фальши клиенты чувствуют за километр. Не включайте официальщину! Будьте проще и расскажите клиенту, почему вы не смогли ответить ему сразу. Простое объяснение ситуации покажет клиенту, что вы в ней уже разобрались и контролируете процесс.
Будет отлично, если извинения принесёт директор компании, главный менеджер или другой крупный руководитель.
Сделайте скидку или индивидуальное предложение, если он уже ушел к конкуренту
Нужно уметь признавать свою вину и поощрять клиентов за его потерянное время на ожидание вашего ответа (помним про процент дохода, который приносит удержание клиента и держим его в уме).
Если клиент готов идти с вами на диалог и даже начал отвечать на сообщения (пусть и грубо), значит он все ещё заинтересован в вас и даже лоялен. Ваша задача — сохранить его и больше не расставаться.
Например, уточните у клиента какую сумму за товар предложил конкурент и понизьте её до хорошей разницы. Денежное извинение — лучше любых красивых слов! Или подарите ему уникальный промокод или промо-набор с вашей продукцией.
Пусть клиент почувствует себя нужным и особенным.
Не закрывайтесь от негатива — посмотрите, что за ним
Грамотная работа с негативом может превратить разъяренного клиента в будущего адвоката бренда. Обычно из таких клиентов, чьи интересы были удовлетворены, вырастают самые преданные фанаты.
Признайте свою ошибку публично, объясните, почему вы ушли в подполье и долго молчали. Не удаляйте гневные комментарии! Не заставляйте клиента превращаться в Халка и вызывать на бой всех Мстителей. А ещё, не унижайтесь — бесконечные пустые извинения не решат проблему.
Расспросите клиента о его проблеме, приведите аргументы, договоритесь о исходе. Тем самым вы публично продемонстрируете заинтересованность в клиентах.
А есть вариант для супергероев? Да. Вместо того, чтобы разгребать косяки, круче всего работать на опережение и научиться проактивно мыслить.
Это значит, вам необходимо действовать наперёд и предотвращать ситуации с не отвеченными сообщениями еще до того, как они случились. Как это сделать?
Используйте высокие технологии. Автоматизация — ваше всё!
К счастью, в 21 веке есть не только клиенты и их поток обращений, но и сервисы, которые позволяют отслеживать в сети упоминания о вашей компании и быстро реагировать на них.
Так, Angry.Space позволяет видеть все упоминания о вашей компании в социальных сетях и все диалоги с клиентами, включая публичные комментарии, в едином окне. Нужно открыть всего одно окно в браузере — и вы уже можете отвечать на каждое упоминание из всех соцсетей, удалять спам, ставить эмодзи и лайки.
Сервис специально разработан для командной работы, и руководитель всегда видит, какой контент обрабатывает каждый сотрудник в данный момент. И да — это не стоит миллионов! Минимальный тариф от 590 рублей уже делает доступным многие функции и анализирует сразу три выбранные соцсети.
Напишите скрипты и создайте базу знаний
Разберитесь во всех тонкостях и нюансах вашего продукта, логистике, менеджменте, чтобы быстро отвечать на любой вопрос! Напишите скрипты или создайте «базу знаний», включите в нее ответы на самые частые вопросы, пропишите модель поведения операторов поддержки, назначьте из каждого отдела по 1 ответственному руководителю, к кому служба поддержки сможет оперативно обращаться за помощью.
Такое практическое пособие поможет адаптировать новых сотрудников поддержки и быстрее влиться в рабочий процесс.
Выводы, которые нужно сделать руководителям и сотрудникам компании Не лгите клиентам — они этого не прощают. Признайте вину и ведите конструктивный диалог, покажите клиенту свою заботу и заинтересованность в нем.
Тишина — хуже нелепого сообщения. Лучше ответить, чем ждать, когда клиент выйдет на тропу войны.
Используйте наши советы и такие инструменты реагирования, как Angry.Space . С их помощью вы сможете составить четкую систему обработки обращений клиентов в социальных сетях и найдете баланс между персонализацией и скоростью.