Дмитрий Баршев, наш UX/UI-специалист, сравнил отдельные клиентские сервисы в кабинетах грузоперевозчиков и определил лучшие практики дизайна.
Дизайн, его UX/UI составляющая, во многом определяет популярность личного кабинета. Забота о пользователе, помощь и продуманный клиентский путь увеличивают доверие к грузоперевозчику. Дмитрий Баршев, наш UX/UI-специалист, сравнил отдельные клиентские сервисы в кабинетах грузоперевозчиков и определил лучшие практики дизайна.
Материал исследования и критерии сравнения Материал исследования — дизайн личных кабинетов Maersk, CMA CGM, DP World, ТрансКонтейнер, MSC, ПГК, ТП РЖД, Credo Trans и Деловые линии. Метод сравнения — бенчмаркинг. Это изучение и адаптация лучших практик других компаний для оптимизации своего бизнеса.
Критерии сравнения — клиентские сервисы, которые решают первостепенную задачу личного кабинета — автоматизировать типовые процессы, позволить клиентам самостоятельно принимать решения и выходить из затруднительных ситуаций без помощи менеджера. Определить, какие именно интерфейсы входят в этот список, помог опыт работы и общения не с одной транспортной компанией, погруженность в отрасль.
Мы сформировали карту потребностей клиента, она повторяет стандартный пользовательский путь: понять текущее состояние перевозок, найти ставку для новой перевозки, оформить заявку, оплатить её, отследить статусы, оперативно получить помощь, не пропустить уведомление.Часть таблицы сравнения функций. По вертикали — функциональные требования. По горизонтали — личные кабинеты. В ячейках — оценки, комментарии.
Оценки выставлены на основе возможностей и удобства интерфейса от 0 до 3.
0 — функции не обнаружено.
1 — функция реализована, но плохо, при использовании встречаются барьеры или функция не до конца решает задачу пользователя.
2 — пользователь может решить проблему, не встречает препятствий.
3 — лучшая практика среди исследуемых систем.
??? — не удалось найти функцию, но возможно она есть (полноценный доступ к некоторым кабинетам ограничен, мы не могли оценить скрытые возможности).
Давайте для примера разберем оценку критерия — подобрать контейнер под конкретный груз:
1 балл. Credo Trans решили задачу через объемные статьи с иллюстрациями. Это информативно и понятно. Но пользователь тратит много времени, чтобы принять решение, система никак автоматически ему не подсказывает. Из существенных минусов — по отображенным размерам клиент не сможет понять, сколько контейнеров нужно.
2 балла. ТрансКонтейнер предлагают подобрать контейнер по параметрам груза. Управляя ползунками, пользователь оставляет данные груза, система автоматически подбирает контейнер. Этот простой калькулятор встроен в заявку, клиенту не мешают переходы по ссылкам, в блог, в FAQ, звонки менеджеру.
3 балла. Лучшим стало решение от DP World в их сервисе SeaRates. Подробный пошаговый калькулятор формирования контейнера отвечает на все вопросы: как будет перевезен груз, во что упакован, будут ли паллеты, как груз будет разложен по контейнеру. Клиент уверен в принятом решении. Калькулятор реализован как отдельное приложение, которое можно купить и подключить к своему порталу по API.
Алгоритм сравнения понятен. Переходим к лучшим практикам.
Показываем текущий срез Клиент входит в личный кабинет и первое, что ему важно понять — текущее состояние перевозок. Где находятся грузы, в каком они состоянии, есть ли задолженности, простои. На эти вопросы отвечает грамотно составленный дашборд — «приборная панель», которая визуализирует и анализирует данные.
Вперед выбивается дашборд из личного кабинета ПГК. Он подробный и разбит на блоки, каждый блок посвящен отдельному вопросу: подход, прогноз прибытия, простой, динамическое сальдо. Система не пугает пользователя бесконечными таблицами. Наоборот — разные формы презентации подобраны специально для отдельных параметров, а цвета определяют критичность ситуации. Интерфейс сопровождает клиента, помогает разобраться в аналитике.
Кроме быстрого считывания информации, дашборд может нативно предлагать дополнительные услуги. Например, в случае со сверхнормативным простоем, кабинет ПГК рекомендует заказать «Логистический консалтинг».
Ищем ставку Клиент понял, как дела с текущими заказами. Следующий шаг — создать заявку на перевозку.
Калькулятор
В большинстве транспортных компаний (а из исследуемых — во всех) заполнение заявки начинается с поиска ставки. Подобрать вариант нужно быстро, качественно и просто. Решение от DP World нам показалось лучшим. Современный интерфейс с адаптированными b2c элементами из популярных агрегаторов типа Aviasales. Отсылки к известным паттернам облегчают работу с инструментом.
Есть быстрая фильтрация: самые дешевые ставки, самые быстрые предложения и оптимальные. Переключаясь между фильтрами, пользователь быстро отсеет неподходящие предложения. Есть боковой фильтр, по аналогии с интернет-магазинами, который более точно отберет интересные предложения.
Карточка ставки имеет два состояния: свернутое и развернутое. В первом случае клиент ориентируется только на цену и географические точки, через которые пройдет груз. Во втором — настраивает дополнительные услуги, меняет стоимость, подстраивает предложение под свою задачу. Такое решение экономит время и место. Скроллить меньше и не нужно переходить на другие страницы, чтобы отредактировать и выбрать ставку.
Похожим образом устроена карточка ставки в кабинете MAERSK. Можно развернуть и рассмотреть состав услуги, который разбит на вкладки.
Традиционно операторы отвечают за перевозку от одной ЖД станции до другой, от порта до порта. Доставка от двери до двери — набирающая популярность услуга. Она предполагает, что транспортная компания берет на себя обязательства перевезти груз от места хранения до точного места получения. Например, с завода до склада магазина. Трансконтейнер оказывает эту услугу. В калькуляторе стоимости можно выбрать адрес с точностью до дома, кабинет подсказывает варианты, или использовать геолокацию и Яндекс.Карты.
Среди предложений может не оказаться подходящего. DP World предлагают оставить запрос на индивидуальный расчет. Кнопка для перехода к форме прямо внизу списка ставок, клиент не будет блуждать по кабинету в поисках запроса котировок. В индивидуальную заявку подтягиваются данные из фильтрации.
Если текущая цена не устраивает, система предлагает подписаться на изменения в стоимости выбранных рейсов.
Можно последовать примеру CMA CGM и рекомендовать ближайшие варианты судов, если поиск не был успешным. Главное — не оставлять пользователя без ответа на вопрос «Что делать, если нет подходящей ставки?».
Частые запросы
Постоянные клиенты оператора могут систематически повторять перевозку одинаковых партий груза в одинаковом направлении. CMA CGM реализовали простое и информативное решение, чтобы избавить менеджеров от рутины. Кабинет запоминает данные последних поисков и выводит информационный блок про повторное применение. Если на него нажать, то по параметрам прошлых запросов сформируется список ставок на текущую дату.
Заполняем заявку Подходящая ставка выбрана, переходим к заполнению заявки — букингу. Этот достаточно шаблонный элемент можно реализовать двумя способами:
«Простыня» информации на одной странице. Пользователь её скроллит, последовательно заполняет данные. Степпер. Заполнение разбито на шаги. Например, в системе MSC выделено целых 7 шагов. С одной стороны, клиент концентрируется на каждом, с другой, — много этапов пугают пользователя.
В самой форме заявки сложно придумать что-то новое и кардинально отстроиться от конкурентов. Поэтому мы посмотрим на нюансы заполнения.
Услуги
Заполнение начинается с выбора услуг. В личном кабинете DP World разные формы доставки дополнены иллюстрацией. Забрать из порта и доставить в пункт назначения или перевезти груз из порта в порт. При выборе разных форм соответствующая часть дороги окрашивается. Новый пользователь оперативно сориентируется, а опытный логист быстро проверит состав услуг.
Груз
CMA CGM реализовали выбор груза из прошлых заявок, как было с поиском ставок. Последние введенные данные находятся рядом с поиском. Одним кликом клиент подставляет тот же груз в заявку, корректирует поля, если нужно. Это ускоряет заполнение формы.
DP World пошли немного дальше и предложили пользователям вручную составить каталог товаров. Например, металлургический завод постоянно переправляет морем десять наименований труб. Логист единожды фиксирует в каталоге параметры груза и при составлении новой заявки минует общие справочники, обращаясь только к своему индивидуальному списку.
Подходы CMA CGM и DP World могут удачно дополнять друга друга.
Участники перевозки
Груз выбран, нужно указать конечного получателя и плательщика. Эти значения также часто повторятся от заявки к заявке. Решение — добавить адресную книгу, как сделали Деловые линии. Она запоминает адреса контрагентов, которые пользователь прописал в заявке или добавил вручную.
Отличный пример заботы о клиенте — дисклеймер «изменения в адресах не повлияют на заполненные заявки». Пользователю естественно испытывать страх перед неизвестностью (правки это или переход на следующий шаг), предвосхищать его — задача интерфейса.
К таким же клиентоориентированным и простым элементам относится прогресс заполнения букинга. Есть в кабинете CMA CGM. Эта небольшая деталь подкрепляет уверенность пользователя в следующем шаге и в целом в заполнении заявки.
Кроме получателя, плательщика в букинге могут участвовать другие стороны: несколько извещаемых, таможенный представитель, или специфичный для конкретной компании партнер. Кабинет CMA CGM предлагает добавить непредусмотренные роли.
Проверка и оплата
Последний этап букинга — проверка на ошибки. Система CMA CGM выводит чек с основной информацией о заявке. Недостающие данные отмечены красным. Клик по ссылке возвращает к соответствующему полю.
Сформированная заявка требует подтверждения и оплаты. В b2b-секторе, чаще всего оплата производится по счетам и актам. Небольшим компаниям финансовая отчетность позволяет работать с картой, лучше предусмотреть такую возможность в кабинете. Трансконтейнер заимствует b2c-паттерны — оплата картой через систему ВТБ.
Управляем заявками Заявка оплачена и отправлена. Следующий шаг — наблюдение, слежение и управление заявками.
Список заявок
Лучшей практикой мы посчитали решение CMA CGM. Их реестр подробно и удобно систематизирован в гибкой таблице:
Фильтрация и сортировка внутри каждого столбца. Большая строка поиска с выбором: искать по всем заявкам или только по отправлениям текущего пользователя. Если к аккаунту компании в личном кабинете привязаны несколько логистов, то такая небольшая функция облегчит поиски. Единая кнопка действий. Операции, которые можно провести с одной или несколькими заявками, появляются выпадающим списком. Для активных действий по перевозке не нужно заходить внутрь заявок.
Развернутая заявка. Внутри таблицы заявка раскрывается и доступна часть ее параметров: дислокация, статусы. Клиент быстро получает актуальную информацию о положении контейнеров и быстро принимает решение по изменениям. Два вида сортировки информации внутри заявки — по документам, по контейнерам. Различные разрезы интересны разным сотрудникам. Кто-то смотрит где контейнер, кто-то отслеживает состояние всей партии.
Непосредственно поля таблицы полностью зависят от бизнес-процессов компании и запросов клиентов. Но при любой информации она должна оставаться удобной для поиска и сортировки, практичной для оперативных правок заявки.
Детальная страница заявки
Кабинет Maersk оптимально организует данные заявки. Основная информация вынесена в шапку: номер перевозки, отправление, прибытие, дата, время. Навигация очевидна, действия отделены от обзора перевозки и хорошо видны.
Есть акцентный блок с таймлайном. Статус и проблемные места выделены красным.
Движение контейнера показано в таблице. Иконки помогают сориентироваться в совершенном и текущем событиях.
Помогаем пользователю
Бизнес-процессы в личном кабинете могут оказаться сложными для понимания, состоять из множества шагов, занимать много времени. Если взять за аксиому, что 90% времени пользователи проводят не в личном кабинете, то отдельные функции могут забываться. Здесь на помощь приходит система поддержки, которую можно реализовать по-разному:
FAQ. Отдельный раздел с ответами на часто задаваемые вопросы. Например, в MSC вопросы фильтруются по категории, есть поиск, но нет ни скринов, ни видео.
Система онбординга. Подсказки в режиме реального времени знакомят с системой или дают алгоритм решения задачи. Небольшие всплывающие окна направляют пользователя: куда нажать, какие поля заполнить, что открыть и какие параметры выбрать. В системе CMA CGM клиента всегда сопровождает «ушко» с перечнем частых вопросов. При клике на вопрос кабинет буквально начинает водить клиента за руку.
Онбординг хорошо ложится в опыт пользователя. Существует большая вероятность быстро запомнить последовательность и не обращаться в техподдержку.
Сопровождаем заявку Система уведомлений помогает контролировать подачу заявки и её выполнение. Вперед выходит CMA CGM с подробной настройкой оповещений:
Дефолтное состояние. По умолчанию будут приходить пуши по параметрам, которые внутри системы, считаются существенными: одобренные заявки, подтверждающие документы, статусы. Эти уведомления решат задачи большинства пользователей. Кастомные настройки. Например, менеджер, ответственный за конкретный участок пути, хочет получать только соответствующие оповещения. И CMA CGM, объясняя значения нотификации, позволяет настроить индивидуальные уведомления. По каждому типу документа есть широкий спектр событий.
Управляем доступами Представим, что условная компания «Металл» производит железные трубы и для перевозки товаров пользуется услугами и личным кабинетом условного перевозчика «Много вагонов». В «Металле» одни сотрудники подает заявки, другие отвечают за документы и оплаты, а третьи только отслеживают груз. Каждый участник процесса должен иметь свой доступ в кабинет, видеть часть информации, за которую несет ответственность, использовать только нужные инструменты.
Руководить учетными записями может только специальный человек из административной части. В таком случае управление системой становится негибким. Вариант лучше — поддерживать ролевую модель непосредственно из личного кабинета.
В кабинете Maersk есть полноценная система настройки учетных записей и зон видимости для каждого пользователя. Эта функция доступна не всем пользователям, а только администраторам со стороны клиента.
Какую пользу приносит бенчмаркинг? Важный артефакт появляется в финале исследования — график. По горизонтали идут критерии, часть которых мы разобрали в статье:
Снизу — прописаны крупные блоки, большие инструменты (калькулятор стоимости услуг, подача заявки, управление заявками). Сверху — отдельные части этих инструментов важные для удобного и бесшовного пути пользователя. Для подачи заявки это будет возможность оформить дополнительные услуги. Для управления заявками — возможность экспорта списка. По вертикали идет шкала оценки от «Совсем не представлено» — 0 до «Лучшая практика» — 3. В кругах указано количество объектов анализа, которые имеют одинаковую оценку по параметру. Например, в семи личных кабинетах отсутствует дашборд, в одном — статусы заявок реализованы на отлично, в двух — система помощи клиентам реализована средне. Серая линия соединяет оценки условно «главного» личного кабинета, для преобразования которого выполнен бенчмаркинг.
График нужен, чтобы:
Понять важность отдельного параметра в отрасли. Чем чаще встречается функция от кабинета к кабинету, тем ценность для клиента выше. Составить рекомендации для изменения кабинета. Бенчмаркинг чаще всего составляют для определенной компании. На поверхность выходят проседающие функции. Лучшие практики — список доработок, который останется адаптировать под специфику бизнеса и внедрить. Отстроиться от конкурентов. Если провести линию через группы оценок, в которые вошла ваша компания, станут явными сильные и слабые стороны, положение на рынке относительно других. Например, вы одни поддерживаете гибкую ролевую модель — клиент самостоятельно настраивает разные уровни доступа. Используйте это УТП в маркетинговых материалах. Оперативно ориентироваться в лучших практиках. Вместо перебирания информации в больших отчетах по каждому конкуренту, достаточно в интерактивном графике нажать на круг и посмотреть клиентские сервисы-лидеры по этому критерию. Топ UX-практик в личном кабинете транспортной компании Подробный дашборд. Предоставьте клиенту сводку состояния перевозок и финансов удобную для быстрого сканирования. Подбирайте разные форматы презентации данных, подходящие конкретному параметру. Опыт из b2c. Адаптируйте знакомые пользователям паттерны. Система поиска в популярных агрегаторах — шаблон для калькулятора ставок. Повторное применение. Дайте клиенту возможность быстро использовать параметры прошлых запросов, букингов в новой задаче (отдельные каталог товаров, адресная книга, подсказки). Индивидуальный подход. Продумайте на каких этапах стандартных полей может не хватить и разрешите добавлять индивидуальные (неочевидные роли в перевозке). Гибкая система. Оставьте за клиентом право выбрать сортировку таблиц, вид заявки или набор уведомлений. Цветовые акценты. Выделяйте проблемные ситуации, статусы, важные показатели, совершенные действия. Управляйте вниманием пользователя. Иконки, иллюстрации. Визуализируйте сложные процессы, это поможет быстрее разобраться в ситуации и принять решение (подбор контейнера, выбор доставки, проверка букинга, движение контейнера).