Выбор хостинга — одно из первых, чем озадачиваются при запуске сайта. Уже на этом этапе, когда до активных работ по продвижению, казалось бы, далеко, уместно подумать о поисковой оптимизации, поскольку фактор хостинга имеет прямое отношение к SEO. На сомнительном сервере вы со старта лишите свой проект важных преимуществ, а в особо тяжелых случаях — поставите крест на эффективном продвижении.
Виды хостинга. Короткий ликбез
Все сайты отличаются размером, объемом файлов, трафиковыми нагрузками и т.д. Очевиден тот факт, что разным ресурсам нужны сервера со своими аппаратными и программными мощностями. Поэтому и существуют различные форматы хостинга. Самых популярных — три.
Виртуальный хостинг (Shared). Наиболее простой и дешевый формат размещения сайта. Провайдер делит один физический сервер на множество частей, и предоставляет каждую из них в пользование абонентам. Чем-то похоже на проживание в общежитии, где можно выбирать комнату необходимых размеров (дисковое пространство), но все остальное придется делить с соседями (ресурсы процессора, оперативную память, трафик). Все задачи по администрированию сервера решает хостер. IP-адреса у всех общие: иногда это увеличивает определенные риски для SEO, о чем мы еще поговорим.
Виртуальный сервер (VPS/VDS). Вид хостинга при котором на одном физическом сервере создают несколько виртуальных машин. При помощи специальных программ эмулируют выделенный сервер для каждого абонента. Пользователи полностью изолированы друг от друга: если сосед потребляет много ресурсов, это никак не скажется на работе других сайтов. При этом каждый абонент может сам администрировать свой виртуальный сервер: устанавливать необходимое ПО, скрипты и настраивать хостинг под проект. И, наконец, размещая сайт на VPS/VDS, каждый абонент получает собственный IP-адрес. Функциональная часть такого хостинга приближена к полноценному выделенному серверу, но стоит ощутимо дешевле.
Выделенный сервер (Dedicated). Самый мощный вариант хостинга. Это отдельная физическая машина в стойке дата-центр, которая полностью находится в распоряжении клиента. Формат не предполагает никаких соседей. К серверу не имеет доступа даже провайдер. Последний отвечает лишь за бесперебойное функционирование оборудования. Такой формат хостинга необходим для ресурсоемких сайтов с объемными базами данных и многотысячной посещаемостью.
Стоит ли изначально отказываться от shared-хостинга?
Несложно догадаться, что большинство SEO-рисков связано с размещением сайта именно на shared-хостинге. Значит ли это, что нужно изначально отказываться от этой идеи? Мы считаем, что нет. Виртуальный хостинг — оптимальный формат для старта. Он позволяет рационализировать бюджет и направить сэкономленные деньги на решение важных вопросов начальной оптимизации — покупку контента, ссылок, аудит сайта и т.д.
Когда проекту станет тесно, всегда можно переехать на более продвинутый формат хостинга, с расширенным объемом ресурсов и возможностями администрирования. Обычно, это рекомендуют делать, когда посещаемость сайта переваливает за 2-3 тысячи посетителей в сутки. При грамотном переезде можно не переживать о каких-либо проблемах с поисковой оптимизацией — просевшем трафике, вылете страниц из индекса и других страшилках с SEO-форумов.
Конечно, все это имеет смысл, если вы изначально сотрудничаете с адекватным провайдером, который контролирует параметры эффективности своего хостинга и не размещает на серверах сомнительные сайты. Далее мы расскажем, по каким критериям оценивают качество хостинга и как не нажить проблем своему SEO-продвижению по вине провайдера.
Какие параметры хостинга влияют на SEO
Фактора хостинга не только напрямую влияет на работоспособность сайта, но и оказывает опосредованное воздействие на продвижение. В первом случае все понятно: упавший сервер — это недоступный сайт. Что касается факторов, воздействующих на продвижение, здесь все более сложно. Внешне сайт может работать нормально, но неочевидные проблемы со стороны хостера повлияют на отношение поисковых систем к ресурсу и, как следствие, создадут сложности для его продвижения. Чтобы перестраховаться от подобных сценариев, рекомендуем сразу обращать внимание на базовые критерии качества хостинга.
Uptime
Аптайм — это показатель, который отражает среднее время работы сервера без перебоев, т.е. доступность вашего сайта. Например, на хостинге с uptime 99% сайт будет в среднем недоступен 14,4 минут в сутки. Очевидно, что этот фактор влияет на ранжирование. Неработающий сайт разочаровывает пользователей, но что более существенно — создает проблемы для индексации. Невозможность поисковых роботов обойти «лежащий» сайт, приводит к тому, что важные страницы могут долго не попадать в индекс или же вовсе вылететь из него. Поэтому высокий Uptime — первое, на что нужно обращать внимание. Хорошим показателем считается аптайм не ниже 99,8 %. Эти цифры означают, что в среднем ваш сайт будет недоступным менее 3 минут в сутки. Оптимальный вариант, когда бесперебойная работа оборудования держится на уровне не ниже 99,98%.
Как самому проверить Uptime хостинга
Каждый хостер по понятным причинам будет заявлять о максимально высоком аптайме своей серверной инфраструктуры. Эти цифры могут быть далеки от истинного положения вещей, поэтому Uptime важно отслеживать самостоятельно. Делать это можно при помощи сервисов онлайн-мониторинга (Host-tracker, Ping-Admin и др.) или Яндекс.Метрики (Отчеты → Стандартные отчёты → Мониторинг → Результаты проверки).