или через Ctrl+Shift+М.
Ручное тестирование служит хорошим дополнением к автоматической проверке. Оно позволяет выявить все недочеты адаптивной верстки и оценить удобство пользования сайтом на разных устройствах. В эмуляторе можно выбирать предустановленные модели девайсов, задавать собственные параметры экрана, менять ориентацию устройства. Дополнительно доступны режимы нагрузочного тестирования: вы можете оценить работу сайта при медленном интернете и перегруженном процессоре.
Подстраиваемся под поведение мобильной аудитории У пользователей, посещающих сайт с устройств, есть ряд характерных особенностей, которые отличают их от десктопной аудитории. Их паттерны поведения важно учитывать при разработке мобильной версии сайта.
Прорабатываем первый экран Пользователь, который посещает сайт с устройства, должен получить 80% всей нужной информации за первые 4-5 секунд взаимодействия с ресурсом. В этой ситуации эффективность вашей мобильной версии почти полностью зависит от качества проработки первого экрана. Он должен быть максимально минималистичным и функциональным. Его очищают от нагромождения блоков, которые используют в десктопной версии, а основные элементы навигации скрывают в гамбургер-меню.
Для мобильной аудитории принципиально важна краткость подачи информации. Все, за чем пришел пользователь, должно быть доступно на первой-второй полосе прокрутки. Коммерческим сайтам необходимо сформулировать на первом экране краткий и исчерпывающий оффер: одним-двумя предложениями рассказать, что вы предлагаете и каковы ваши преимущества.
Для информационных проектов роль первого экрана не менее значима. Большая часть мобильных пользователей приходит на такие сайты за быстрыми ответами. Длинные статьи со смартфона читает меньшинство, в чем легко убедится при помощи отчетов Яндекс.Метрики. Поэтому лучше, если на первом экране будут даны краткие тезисы с ответами на ключевые вопросы, а затем представлена сама статья. Также можно использовать инфографику или короткие видео, в которых будет лаконично изложена суть материала.
Продумываем навигацию Навигацию на мобильных устройствах делают максимально удобной и простой. Вы должны знать, какие разделы больше всего интересуют ваших посетителей на десктопе, и обеспечить к ним быстрый доступ из основного меню мобильной версии. Определить самые посещаемые страницы можно в Яндекс.Метрике или Google Analytics.
Используйте дополнительные элементы навигации в виде хлебных крошек. Они помогают лучше ориентироваться на сайте, и с ними удобнее возвращаться на уже просмотренные страницы, что особенно важно для проектов с разветвленной структурой, например интернет-магазинов.
Оптимизируем дизайн и элементы сайта При создании мобильной версии важно стремиться к визуально легкому оформлению, а также избегать ненужного функционала. В мобильном дизайне считается правилом хорошего тона, если избавиться минимум от 2/3 элементов, которые имеются в десктопной версии. Поп-апы, многоуровневая иерархия разделов, длинные формы — от всего этого лучше отказаться.
Все элементы управления должны подчиняться правилу одного пальца. Это самый простой тест на эффективность вашей мобильной версии. Весь путь пользователя — от перехода из поиска до выполнения конверсии — должен без малейших неудобств совершаться пальцем одной руки. Также не стоит забывать о тексте: читабельности шрифтов, оптимальных отступах и межстрочных интервалах.
Проверить, насколько ваш дизайн оказался удобным для пользователей, помогут записи визитов в Вебвизоре. Благодаря яндексовскому инструменту хорошо видно как в реальности работает мобильная версия: какие элементы закрывает экранная клавиатура, как посетители взаимодействуют с навигацией, на что нажимают и на каких этапах покидают страницу.
В Вебвизоре на отдельном графике отображается интенсивность взаимодействия пользователей с сайтом. Эта опция удобна, когда нужно проанализировать большое количество визитов: вы быстро находите моменты с максимальной активностью и изучаете только их.
Тестируем скорость загрузки Скорость загрузки страниц влияет как на ранжирование в поисковых системах, так и на удобство пользования сайтом. Оптимальное время загрузки для мобильной страницы — не более 3 сек. На практике таких показателей добиваются далеко не все проекты, тем не менее это те ориентиры, к которым нужно стремиться. Если мобильные страницы подгружаются больше 8-10 секунд — это очень плохо. Внедрять все те рекомендации, о которых говорилось выше, не имеет особого смысла, поскольку при такой загрузке от них все равно будет мало толка. Абсолютным приоритетом в этих случаях должна стать оптимизация скорости.
Проверить текущие показатели сайта можно при помощи уже упомянутого сервиса PageSpeed Insights. Помимо расчета скорости инструмент проводит углубленный анализ содержимого страниц и предлагает персонализированные рекомендации по оптимизации. Среди популярных чекеров также можно отметить: GTMetrix , WebPageTest, Pingdom. Более развернутая и сегментированная статистика по скорости загрузки доступная в Яндекс.Метрике и Google Analytics.
Рекомендации PageSpeed Insights
Оптимизация скорости загрузки для мобильных версий предполагает тот же пул работ, что и для десктопа:
удаление неиспользуемого кода; оптимизацию изображений; настройку кэширования; использование CDN (для проектов, получающих географически распределенный трафик). Более подробно о комплексной оптимизации скорости загрузки — читайте в отдельной статье .
Турбо-страницы и AMP. Почему с ними не все так просто? Многие наверняка задавались вопросом: зачем вкладывать силы и ресурсы в создание мобильной версии сайта, если можно использовать готовые решения поисковых систем. И Google, и Яндекс предлагают свои технологии адаптации под мобильный поиск — AMP и турбо-страницы. Это две разные технологии, но они имеют много общего в плане реализации.
Как это работает? В панели вебмастера можно создавать легкие версии страниц. Этот контент будет кэшироваться на серверах Google и Яндекс, а не загружаться с вашего хостинга. Но скорость увеличивается не только за счет этого. Технологии ускоренной загрузки унифицируют исходные страницы: упрощают их код, оптимизируют верстку, сжимают картинки и пр. Благодаря такой схеме сайт начинает работать в разы быстрее даже при очень медленном и нестабильном интернете. Для примера, турбирование в Яндексе ускоряет загрузку страниц в 10-15 раз. При этом технологии гарантируют, что контент вашего сайта будет корректно отображаться на всех устройствах.
При всей привлекательности этой концепции, ускоренные страницы так и не смогли полностью заменить мобильные версии сайтов. Это объясняется рядом причин. Во-первых, многие владельцы не хотят терять контроль над своим проектом. Подключив турбо-страницы или AMP, управление контентом частично перейдет поисковым системам. Во-вторых, технология стандартизирует дизайн, из-за чего все страницы выглядят одинаково. Логотип и другие немногочисленные инструменты брендирования не решают проблемы шаблонности.
На ускоренных мобильных страницах владельцы сайтов вынуждены распрощаться не только с дизайном, но что более существенно — с функционалом, на разработку которого были потрачены деньги и время. Если на ваших страницах присутствовали уникальные опции, например, онлайн-калькуляторы или другие интерактивные элементы — обо всем этом можно забыть. Система унифицирует страницы под одну гребенку.
Отдельно отметим сложности, связанные с запуском и последующим администрированием. Система генерирует страницы автоматически, но их подключение и настройку производят вручную. Это занимает немало времени и увеличивает нагрузку на администратора. Для сайтов на CMS существуют специальные плагины, которые автоматизируют подключение, но такое агрегирование далеко не всегда работает исправно и требует тщательной проверки. Самописным сайтам сложнее, т. к. подключение в любом случае придется производить вручную.
Читайте по теме:Онлайн-коммерция на турбо скорости. Руководство по турбо-страницам Яндекса для магазинов
На ускоренных страницах Google и Яндекс предусмотрена возможность размещения контекстной рекламы, но со своими ограничениями. Это может повлечь падение доходов на тех сайтах, которые активно монетизировались за счет контекста и партнерской рекламы.
Ускоренные страницы также вносят свои существенные коррективы в стратегию линкбилдинга. Турбированная версия документа получает отдельный URL, который не принадлежит вашему сайту. Это значит, что все обратные ссылки, которые собирают турбо-страницы, по сути не являются вашими. Поэтому, если наращивание ссылочной массы имеет принципиальное значение для вашей стратегии продвижения, от ускоренных страниц целесообразно отказаться.
Вам также может быть интересно:Как работать с обратными ссылками. Стратегии линкбилдинга 2020
Как мы видим, подводных камней довольно много. Но если вы считаете, что для вашего проекта они не столь критичны, можете смело подключать ускоренные страницы и забыть о головной боли, связанной с мобильной оптимизацией. В любом случае, даже если вы поймете, что АМР или турбо-страницы приносят вам больше проблем, чем пользы — их всегда можно отключить.