Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
4 004 26 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

«Горькая» правда о венчурных инвесторах

Реальная история из нашей жизни, которая произошла совсем недавно с нашим проектом и изменила мое отношение к венчурным инвесторам. Что хотят инвесторы? И нужны ли они вам и вашему проекту вообще? Попробую ответить в небольшом посте.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Итак все начиналось наверное как у большинства молодых стартапов. Нашли «боль клиента», придумали как ее можно решить, наняли программиста, написали код. Для нас поиск «боли» не составил проблемы, программу изначально писали под готовое рекламное агентство, у которой проблема учета заказов уже стояла остро и руководство хотело навести «порядок в заказах». После того, как поняли, какая прикольная у нас получилась штука, попробовали ее предложить другим рекламщикам (вернее, другие рекламщики, прознав про нашу программу, попросились к нам на пробу). И тут началось – допилите под нас «это», доделайте под нас «то», а можно еще вот сюда кнопочку сделать. Короче, еще почти год дорабатывали, с каждым новым пользователем программа становилась все функциональнее. Но чем больше делали, тем больше понимали, что еще можно сделать на базе нашего продукта. Прежний состав программистов уже не справлялся с возросшим потоком желаний и предложений пользователей.

И вот настал момент, когда нам показалось, что пора найти инвестора, который даст денег на ускоренную доработку (большим количеством программистов) и продвижение программы. Научит и подскажет, как программный продукт вывести не просто на рынок всей России (наши пользователи и так раскиданы от Хабаровска до Калининграда), а поможет выйти за ее пределы. Для начала хотели пойти на Украину, Белоруссию и Казахстан. Если там найдем партнеров и пользователей, то тогда уже пойдем завоевывать весь мир. Ну так по крайней мере нам казалось… ха-ха, ха-ха-ха…

Инвестор нашелся достаточно быстро, и даже не один. Продукт у нас уже работающий, продажи есть. Потенциал хороший – короче начали переговоры. Что хотели мы: продать долю в ООО в 10-30% по оценочной стоимости (которую оговорили с инвестором), часть денег пустить на разработку новых модулей, часть денег потратить на продвижение программы, а часть нужна на оперативные расходы – аренда офиса, заработная плата руководителя проекта, бухгалтера и прочее. Мы хотели сохранить 100 % контроль над проектом, принятие всех стратегических решений только большинством голосов.

Что хотели инвесторы (говорили как под копирку одно и тоже) – «вы стартап», у вас не может быть заработной платы, офис вам не нужен, вы должны днем работать на заводе/магазине/складе, а по вечерам/ночам/выходным заниматься своим проектом дома». Инвестор готов был дать денег, но эти деньги можно потратить только на рекламу продукта. Основное желание инвестора – чтобы проект как можно быстрее (желательно не дольше года) вырос в 10 раз и он смог продать свою долю в 10 раз дороже! Причем покупателем его доли можете выступить вы сами. Эх, не тем мы похоже занимаемся, ребята, все идем в инвесторы ::)

b_5906d6af140d8.jpg

Что получается в сухом остатке: вы придумали и сделали готовый продукт у которого есть MVP (минимальный работающий продукт с одной или несколькими продажами), но у вас нет денег на его продвижение и дальнейшее развитие, он хочет как можно раньше войти в ваш проект (на стадии seed), дать как можно меньше денег (и только на рекламу и продвижение) и через год продать вас следующему инвестору в 10 раз дороже. Чисто спекулятивная стратегия. Ни вы, ни ваш проект ему не интересны, интересует только возможный потенциал в скорости роста. Все.

Но если немного остудить голову и подумать – вам хотят дать 500 тыс. рублей, которые можно потратить только на рекламу и продвижение, а через год вам же (в том числе) предложат выкупить долю уже за 5.000.000 рублей – это выгодная сделка? Это ведь 1000% годовых. Стоит ли брать такой кредит? Ответ мне кажется очевиден.

Пользователи – вот ваши главные инвесторы.

Самое главное, если вы нашли хорошую идею с отличным потенциалом и смогли на свои деньги ее довести до уровня продукта, рынок это оценит, то такие инвестиционные деньги вам не нужны. Хороший проект разовьется сам собой, есть много способов на начальном этапе бесплатно или почти бесплатно рекламироваться. Если продукт хороший, пользователи его быстро оценят. Пользователи – вот ваши главные инвесторы. Вот их нужно слушать и их «хотелки» реализовывать. А если идея «так себе» — то хоть сколько в нее вваливай денег, из «г…на конфетку сделать сложно». Как говорит статистика – 42% идей стартапов на самом деле рынку просто не нужны. И еще 30% умирают просто потому, что нет стремления и не хватает упорства довести дело до какого-то логического завершения (до стадии нормально работающего продукта). Так что перед тем как начать что-то кодить или придумывать, убедитесь в жизнеспособности вашей идеи и запаситесь вагоном терпения.

Извините если кого-то обидел.

+10
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Богатырев Святослав
Если проект может развиваться без инвестора, его нужно развивать без инвестора. Общеизвестная истина.
Ответить
Сергей Шутемов
Конкретный пример.
Прорыв 6 техноуклада - биотехнологического.
Лекарство от старения.
https://aftershock.news/?q=node/862020
Ответить
АС Принт 2.6
Программа для учета заказов в рекламном агентстве
Анников Сергей
Так, то да, но скорость развития может быть разная. Идей много а программистов мало. Вот и приходится развиваться на то что есть.
Ответить
СпросиДоктора.ру
Онлайн консультации врачей
Кирилл Атстаров
идей много, хороших идей мало
Ответить
ANTON ANTON
Дизайн и производство ламп и предметов интерьера, разрывающих воображение.
Anton Ivashkevich
Ребят, как вам видео о вашей программе на сайте не хватает!
Я как бы идею понял (сам 5 лет в рекламе убил) но хотелось бы вот взять и глянуть как все работает живьем. Прям без всяких звонков, анкет, менеджеров и тд Как в appstore. ИМХО
Ответить
Богатырев Святослав
Видео да, краткий экскурс.
Ответить
АС Принт 2.6
Программа для учета заказов в рекламном агентстве
Анников Сергей
Вот кто нам (да и наверное любому старапу) нужен, так это хороший ментор. Этакий "старший брат" который подскажет, направит и расскажет как и что лучше делать. Хотя подозреваю что пока свою тележку с граблями не насобираешь, многого не поймешь.
Ответить
АС Принт 2.6
Программа для учета заказов в рекламном агентстве
Анников Сергей
С видео хорошая идея, но не отвлекет ли это потенциальных пользователей? Это все таки "посадочная" страница.
Ответить
BHAGs
Маркетплейс образовательных программ и деловых мероприятий
Alexandr G.
С инвесторами реально все хреново. Есть отличный выход на самом деле. Найти ментора за долю в стартапе от 1% до 5%. Они этим занимаются как раз по причине того, что им нравится продукт или услуга, У них могут быть полезные связи,опыт, и это будет реально заинтересованное лицо. А инвесторам, как правило, важно поднять бабосы и слить свою долю. Их интересуют уже работающая бизнес-модель с объемом от 200 млн.$. Более того, с ангелами дела обстоят порой еще хуже. Они как риэлторы. Не работают одни, им страшно ввалить деньги, поэтому начинают подтягивать фонды. Поэтому перед тем как обращаться,хорошо всё взвесьте. Опять же, не для каждого бизнеса, но есть площадки краудфандинга и краудинвестинга. Если кому интересно, могу назвать пару стоящих.
Ответить
BHAGs
Маркетплейс образовательных программ и деловых мероприятий
Alexandr G.
Однозначно Boomstarter, StartTrack. Из молодых: OneStart. Они пока площадка для краудфандинга, но скоро появится краудинвестинг. У всех слегка разные условия, что и здорово
Ответить
АС Принт 2.6
Программа для учета заказов в рекламном агентстве
Анников Сергей
Да, хорошему (грамотному и опытом) ментору я бы долю выделил. Но где его найти? Как проверить его репутацию... ну ладно репутацию можно проверить обзвонив его соучередителей (в тех проектах в которых участвует). Вопрос: где живут/общаются матерые менторы??? Кто знает или у кого есть опыт - напишите, заранее благодарен-))
Ответить
Kirill Manaenkov
Совершенно не согласен с тем, что если проект хорош, то пользователи его обязательно оценят.
Полно проектов с просто супер идеями, которые так и остались на стадии "туда-сюда", есть и обратные примеры, типа того же Snapchat, которые никто не может объяснить зачем.
Ключевое слово - хайп. Инвестор нужен даже не для денег, а для того, чтобы сделать стартап модным. Вот были вы чем-то мелким и не очень понятным и тут в вас инвестирует условно Цукерберг. И, о боже, вы сразу станете "тем самым стартапом нуда посмотрел Цукерберг". Он может продать долю в вас через месяц. Но статус вы все равно сохраните. В это смысл инвестора.
Ответить
АС Принт 2.6
Программа для учета заказов в рекламном агентстве
Анников Сергей
Если в вас инвестирует "условный Цукурберг" - это больше похоже на кобрендинг, вы просто примазались к его славе. Это как если бы про вас что-то сказал какой-то модный блогер... реклама это такая, скрытая. Она (реклама) не делает ваш продукт лучше или хуже, но спорить не буду, информационный повод созданный от публичного лица, делает вас и ваш продукт более популярным. В статье рассматривался вопрос цены, ТАКОЙ популярности. Продать долю на таких условиях можно было, бы. Только что потом? Инвестор просто блокирует все решения, которые его не устраивают и все, вы в патовой ситуации.
Ответить
Kirill Manaenkov
Я бы даже сказал несколько жестче - это похоже на "славу" женщины, с которой встречался некий "форбс". Такие женщины имеют потом немалый успех среди других предпринимателей, благодаря этому.
Я смотрю на это с точки зрения того, что любой стартап - это бизнес. И, мое честное и откровенное - большенство основателей стартапов зарабатывают именно на продаже в них долей, а не на продаже конечного продукта. Вот недавняя покупка ZakaZaka Мейлом. Выручка сервиса - 56 000 000 руб в год, то есть 5 млн руб в месяц. Есть ли у них прибыль - неизвестно. Но ребята продали бизнес и получили ту самую прибыль. А могли бы работать дальше и просто загнуться не выдержав конкуренции.
Ответить
Валентина Славина
Согласна с Вами
Ответить
АС Принт 2.6
Программа для учета заказов в рекламном агентстве
Анников Сергей
Я согласен, что для инвестров-спекулянтов, наверное приколько (да и выгодно, безусловно) надувать стартапы, как мыльные пузыри, перепродавая друг-другу. Но за этими манипуляциями как бы не потерялся сам проект и продукт?! Нам нужен стратегический инвестор, а не перекупщик. Мы ищем стратегического инвестора, который выстроит с нами большую, сильную и устойчивую технологическую компанию с охеренным продуктом, равным которому нет. У нас не стоит задача сорвать куш "здесь и сейчас" (тем более, что это даже экономически не выгодно, продаваться на ранней стадии). А вокруг пока одни спекулянты... вот как-то так -(
Ответить
Kirill Manaenkov
Рад узнать, что на рынке стартапов есть такие ребята как вы. Большинство хотят окэшиться.
Ищите и обрящете )).
Ответить
АС Принт 2.6
Программа для учета заказов в рекламном агентстве
Анников Сергей
Благодарю, найдем - похвастаюсь. А насчет окэшиться - деньги обычно приходят к тем, кто свои усилия направляет не на поиск денег, а на улучшение продукта (но это мое скромное мнение)
Ответить
BHAGs
Маркетплейс образовательных программ и деловых мероприятий
Alexandr G.
Менторы помогают и удаленно, при этом не менее эффективно. Пока особо таких площадок, где можно найти - просто нет, не берём в расчет тот же ФРИИ. У нас вот мысль такая была, думаю в течение года постараемся собрать хорошую базу менторов. Надо выводить на качественный уровень наш рынок стартапов без этих спекулянтов-инвесторов.
Ответить
AirBug
Чехол для смартфона с активной защитой от падения
Evgeniy Malkov
По своему опыту могу сказать, что к определенному моменту приходит понимание нужен ли инвестор или нет. Вряд ли есть 100% правило, скорее всего, каждый отдельный случай требует отдельного рецепта. Самостоятельное развитие – это долгие сроки и отсутствие работающей бизнес-модели. Ну какая может быть бизнес-модель без денег? Венчурный инвестор – это заплыв наперегонки с акулами. У денежных мешков, конечно же, свои цели. Автор прав, у них совершенно нет желания вникать в детали проекта и, соответственно, выслушивать ваши хотелки. А вообще, получить собственный и потому бесценный опыт в бизнесе можно получить лишь самостоятельно выстраивая этот самый бизнес, как бы он ни назывался. Хоть технологичный стартап, хоть продуктовый магазин.
Ответить
Показать следующие
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.