«Горькая» правда о венчурных инвесторах
Итак все начиналось наверное как у большинства молодых стартапов. Нашли «боль клиента», придумали как ее можно решить, наняли программиста, написали код. Для нас поиск «боли» не составил проблемы, программу изначально писали под готовое рекламное агентство, у которой проблема учета заказов уже стояла остро и руководство хотело навести «порядок в заказах». После того, как поняли, какая прикольная у нас получилась штука, попробовали ее предложить другим рекламщикам (вернее, другие рекламщики, прознав про нашу программу, попросились к нам на пробу). И тут началось – допилите под нас «это», доделайте под нас «то», а можно еще вот сюда кнопочку сделать. Короче, еще почти год дорабатывали, с каждым новым пользователем программа становилась все функциональнее. Но чем больше делали, тем больше понимали, что еще можно сделать на базе нашего продукта. Прежний состав программистов уже не справлялся с возросшим потоком желаний и предложений пользователей.
И вот настал момент, когда нам показалось, что пора найти инвестора, который даст денег на ускоренную доработку (большим количеством программистов) и продвижение программы. Научит и подскажет, как программный продукт вывести не просто на рынок всей России (наши пользователи и так раскиданы от Хабаровска до Калининграда), а поможет выйти за ее пределы. Для начала хотели пойти на Украину, Белоруссию и Казахстан. Если там найдем партнеров и пользователей, то тогда уже пойдем завоевывать весь мир. Ну так по крайней мере нам казалось… ха-ха, ха-ха-ха…
Инвестор нашелся достаточно быстро, и даже не один. Продукт у нас уже работающий, продажи есть. Потенциал хороший – короче начали переговоры. Что хотели мы: продать долю в ООО в 10-30% по оценочной стоимости (которую оговорили с инвестором), часть денег пустить на разработку новых модулей, часть денег потратить на продвижение программы, а часть нужна на оперативные расходы – аренда офиса, заработная плата руководителя проекта, бухгалтера и прочее. Мы хотели сохранить 100 % контроль над проектом, принятие всех стратегических решений только большинством голосов.
Что хотели инвесторы (говорили как под копирку одно и тоже) – «вы стартап», у вас не может быть заработной платы, офис вам не нужен, вы должны днем работать на заводе/магазине/складе, а по вечерам/ночам/выходным заниматься своим проектом дома». Инвестор готов был дать денег, но эти деньги можно потратить только на рекламу продукта. Основное желание инвестора – чтобы проект как можно быстрее (желательно не дольше года) вырос в 10 раз и он смог продать свою долю в 10 раз дороже! Причем покупателем его доли можете выступить вы сами. Эх, не тем мы похоже занимаемся, ребята, все идем в инвесторы ::)
Что получается в сухом остатке: вы придумали и сделали готовый продукт у которого есть MVP (минимальный работающий продукт с одной или несколькими продажами), но у вас нет денег на его продвижение и дальнейшее развитие, он хочет как можно раньше войти в ваш проект (на стадии seed), дать как можно меньше денег (и только на рекламу и продвижение) и через год продать вас следующему инвестору в 10 раз дороже. Чисто спекулятивная стратегия. Ни вы, ни ваш проект ему не интересны, интересует только возможный потенциал в скорости роста. Все.
Но если немного остудить голову и подумать – вам хотят дать 500 тыс. рублей, которые можно потратить только на рекламу и продвижение, а через год вам же (в том числе) предложат выкупить долю уже за 5.000.000 рублей – это выгодная сделка? Это ведь 1000% годовых. Стоит ли брать такой кредит? Ответ мне кажется очевиден.
Пользователи – вот ваши главные инвесторы.
Самое главное, если вы нашли хорошую идею с отличным потенциалом и смогли на свои деньги ее довести до уровня продукта, рынок это оценит, то такие инвестиционные деньги вам не нужны. Хороший проект разовьется сам собой, есть много способов на начальном этапе бесплатно или почти бесплатно рекламироваться. Если продукт хороший, пользователи его быстро оценят. Пользователи – вот ваши главные инвесторы. Вот их нужно слушать и их «хотелки» реализовывать. А если идея «так себе» — то хоть сколько в нее вваливай денег, из «г…на конфетку сделать сложно». Как говорит статистика – 42% идей стартапов на самом деле рынку просто не нужны. И еще 30% умирают просто потому, что нет стремления и не хватает упорства довести дело до какого-то логического завершения (до стадии нормально работающего продукта). Так что перед тем как начать что-то кодить или придумывать, убедитесь в жизнеспособности вашей идеи и запаситесь вагоном терпения.
Извините если кого-то обидел.