MVP продукта: зачем и когда использовать
Что значит MVP
Minimum Viable Product — это веб-продукт с минимальным набором функционала. MVP нужно для реализации основной задачи ресурса, привлечения первых пользователей, тестирования гипотез и построения карты дальнейшего развития сервиса.
Цель MVP: быстрый запуск проекта с небольшими вложениями в разработку.
В Атвинте мы используем методику Scrum для разработки минимально жизнеспособного продукта. Процесс занимает от 3 месяцев в зависимости от сложности проекта.
К примеру, для арт-маркетплейса TARA мы разрабатываем платформу продажи предметов искусства. Чтобы стартап не терял время, мы запустили лендинг для сбора контактов художников. Когда площадка будет готова, клиент пригласит на нее авторов из заранее подготовленной базы. Так, сразу после запуска маркетплейс начнет пополняться реальными работами артистов.
В ТЗ на разработку MVP продукта мы закладываем только основные опции будущего сервиса или сайта. На платформе онлайн-подготовки к ЕГЭ SMITUP мы сначала добавили просмотр уроков, возможность выполнения домашних заданий и дневник. Клиенту нужно было запустить платформу к началу учебного года, поэтому мы сфокусировались на этих функциях, а уже после расширяли сервис. Позже в нем появилась игрофикация и другие разделы. MVP проект идеально подходит для: Согласно статистике, 90% стартапов не выстреливают, поэтому при запуске новаторских бизнесов есть большой риск провала. Именно поэтому компании нет смысла сразу тратиться на полноценный веб-продукт. MVP приложения или сайта помогает с небольшим бюджетом проверить идею бизнеса и определить, насколько сервис отвечает запросам и ожиданиям ЦА. В других случаях, когда компании нужен несложный продукт и нет срочного дедлайна, мы сразу создаем полноценный сайт или сервис. Например, для корпоративного сайта достаточно на старте прописать полное ТЗ и разработать его по строгой последовательной методике Waterfall. Закажите экспресс-аналитку в Атвинте — наши специалисты проведут исследования для вашего стартапа Разберем отличия терминов, в которых можно запутаться, потому что они или пересекаются между собой, или являются следующим после MVP шагом. PoC, или Proof of concept — это доказательство того, что технология или метод работает. Бизнес размещает идею в соцсети или в блоге — и получает обратную связь от аудитории. Если пользователи заинтересованы в продукте, компания разрабатывает MVP и проверяет гипотезы. MMP, или Minimum Marketable Product — продукт, который активно продвигают на рынке. Это следующий этап MVP. Например, для продвижения сайта с каталогом добавили сравнение цен и отзывы клиентов. MLP, или Minimum Lovable Product — улучшенная версия MVP. Сервис с продуманным интерфейсом и опытом пользователей. Он помогает решать задачи ЦА и приносит ей удовольствие. К примеру, на сайте добавили фотографии товаров в брендированной упаковке, чтобы показать, в каком виде приходит заказ. MLP направлен на повышение уровня лояльности аудитории. Рассмотрим один из наших кейсов. Для американского стартапа — экспресс-доставки GoFlyy — мы разработали три личных кабинета и три посадочные страницы, чтобы заказчик мог привлечь первых пользователей и инвесторов. В личном кабинете клиента можно проверить статус посылки, отказаться от товара или заменить его после примерки. Личный кабинет для курьеров позволяет видеть время доставки, составлять расписание и маршрут, а также контролировать заработок и выводить его на карту. В кабинете селлера можно увидеть детали заказа, процесс доставки и действия клиента по каждой позиции. Также есть доступ к истории платежей и выводу денежных средств. Заказчик успешно защитил проект перед инвесторами и вышел с ним на рынок в Лос-Анджелесе, Сиэтле и Нью-Йорке. MRP, или Minimum Remarkable Product представляет собой создание продукта, который демонстрирует особенности программы и делает ее ценной для пользователя. Например, первый iPhone или версия Spotify с начальным функционалом стриминга. Выделяют несколько типов MVP по способу реализации и функциональности. Сервис, который выполняет одну задачу. Подход сужает целевую аудиторию, оценивает перспективу развития и обратную связь. Команда собирает данные и решает, стоит ли продолжать работу над сервисом или лучше отказаться от идеи. Пример подобной разработки — Telegram, который на старте включал только функции мессенджера. Затем появились стикеры, каналы, рекламный кабинет и так далее. Команда создает сложную систему из простых и доступных инструментов — вместо того, чтобы разрабатывать уникальное решение. Этот метод используется не только для интернет-магазинов или маркетплейсов, но и для создания сложных сервисов с различным функционалом. Выдуманный продукт, который имитирует автоматизацию. Его подход сравнивают с тем, как Флинтстоуны в мультфильме едут на машине, перебирая ногами. У этого ресурса есть оболочка и концепция, но работы по обслуживанию выполняются вручную. Например, на сайте товары могут быть в наличии, но в реальности их закупают только после того, как пользователь оформит заказ. Метод, аналогичный предыдущему, но при этом клиент в курсе, что обслуживание осуществляется реальными людьми. Такая модель используется стартапами, чтобы научиться решать задачи клиентов, оценить спрос — и затем перейти к разработке платформы. Разработка MVP продукта всегда начинается с идеи. Чтобы он получился успешным — нужно подготовить план развития. Мы в Атвинте подходим к проекту комплексно и не просто создаем МВП, а помогаем клиенту выстроить стратегию запуска и проводим исследования рынка для предварительной оценки жизнеспособности идеи. Аналитика и исследования помогают определить ключевой функционал и заложить базовые требования к проекту — система изначально должна быть гибкой, чтобы можно было легко менять функционал и увеличивать нагрузку на сервис. Далее дизайнеры проектируют необходимые страницы и готовят к ним макеты. Чтобы ускорить реализацию, мы можем запараллелить этап дизайна с разработкой. Например, сразу после аналитики на бэке можно разворачивать среду и выстраивать логику функций. Также по готовности макеты отдаем фронтендерам, которые верстают интерфейс. Далее тестирование MVP помогает выявить и устранить баги перед релизом. Важный момент при создании MVP продукта — формирование бэклога. Бэклог — это список фич и доработок, которые нужно будет взять в работу после запуска первой версии платформы. Для них мы расставляем приоритеты и график внедрения, чтобы сформировать карту развития сервиса. Рассмотрим типичные ошибки во время разработки MVP, из-за которых концепция остается на уровне идеи или компания отказывается от продукта. Не стоит зацикливаться на одной опции — их может быть и пять, и двадцать пять. При этом не стоит пытаться довести проект до идеального состояния, потому что так вы рискуете создать немасштабируемый продукт. На рынок должен выйти простой и качественный сервис, который поможет понять, отвечает ли он реальным потребностям аудитории или нет. Чтобы понять успех MVP, нужно получать фидбэк от пользователей. Поэтому на старте определите ключевые метрики: количество скачиваний и заказов, переходы на сайт, заполнение формы, NPS, вовлеченность и другие действия, совершаемые ЦА. На старте нужно обсудить ожидания и возможные неудачи, чтобы быть готовым изменить направление развития или перейти к созданию полноценного продукта. Клиент и разработчик должны понимать, зачем они делают проект и какую пользу он приносит. Минимально жизнеспособный продукт защищает бизнес от финансовых потерь. Запуск MVP дает возможность прогнозировать потенциал проекта и принимать решения на основе фактов. Если у вас есть концепция проекта — обращайтесь в Атвинту, мы поможем определить потенциал идеи и задачи MVP, а также быстро выпустить продукт на рынок.



Преимущества MVP
Разница между MVP и другими продуктами
Проверка концепции
Минимально маркетинговый продукт
Минимально привлекательный продукт



Минимально выдающийся продукт
Виды MVP

Один продукт = один параметр

Разрозненный, или Франкенштейн-MVP
Волшебник страны Оз, или MVP Флинтстоуна

Консьерж
Разработка MVP продукта



Ошибки при создании MVP
Перфекционизм
Нет оценки успеха
Отсутствие плана масштабируемости

Подведем итоги