Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
1 398 8 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Что такое хорошо и что такое круто

Наша студия — кузница текстового и аудио-контента для музеев и культурных организаций. Мы строим информационные мосты от экспоната к посетителю, от истории к человеку. Нам это не трудно, ибо любим. А вот что трудно — так это порой объяснить заказчику, почему это нужно сделать круто. А иному вообще объяснить, что есть «круто».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Для начала посмотрим, насколько круто идут дела у музеев в стране.

b_58dbbcbc937a7.jpg

Статистика

Согласно исследованию НИУ Высшей Школы Экономики, 16% россиян регулярно посещают музеи, 14% этого не делают, а 70% не интересуются музеями вообще.

Вердикт: не круто.

Для сравнения: в Финляндии музеи посещают около 80% населения.

Причин такой печальной статистике (и это я не про Финляндию) уйма:

  • Общий низкий уровень образования и культуры
  • Неприспособленность ряда музеев к посещению инвалидами
  • Высокие цены на билеты
  • Закрытость музеев к сотрудничеству

Но мы остановимся на нашей любимой причине:

Контент

В нашей студии мы считаем, что ценность информации, которую музей транслирует посетителю, так же высока, как ценность экспонатов и произведений искусства. Порой выше. Одно дело — посмотреть на коллекцию семян, и совсем другое — узнать, что 28 человек погибли от голода в блокадном Ленинграде, сохраняя её.

b_58db8fa1a2fb4.jpg

Работу мы строим так:

  • Принимаем текстовые материалы у музея
  • Пишем по ним тур
  • Согласовываем текст с музеем, если надо, правим
  • Озвучиваем

Однако часто мы получаем для озвучки уже готовый текст, который писал музейный сотрудник (и это в лучшем случае). Текст этот бывает плохо структурирован, многословен и плотно начинён такими плюшками как:

  • Цифры и даты, которые трудно воспринять на слух
  • Инициалы, которые надо ещё расшифровать
  • Настолько сложные, длинные, а главное, витиеватые формулировки, преисполненные ужасно ненужных слов и совершенно, абсолютно, до крайности бессмысленных повторов (и, к тому же, с известной долей формализмов и потешных нарушений стиля), что в середине такой фразы любой индивид, наделённый среднестатистической памятью, уже благополучно забывает с чего начинался весь этот эпический сыр-бор (о, вы ещё здесь?)
  • Другие прелести — вплоть до банальных граммотических ошибок и несогласования времён, падежами и числах

b_58dbb66cd93ee.jpg

Мы, конечно, предлагаем этот текст отредактировать (читаем «переписать»):

  • Переделать «двенадцатое сентября тысяча шестьсот девяносто пятого года» в «конец семнадцатого века» (конечно, если эта дата не ключевая)
  • Из А. С. Барсенкова сделать Александра Барсенкова и, в зависимости от контекста, пояснить, что это специалист в области новейшей истории России, либо же наоборот убрать информацию о его профессии
  • Разбить сложные предложения на простые
  • Кое-где пожертвовать точностью во имя лаконичности, стиля и удобоваримости текста

Догадываетесь, что мы чаще всего слышим в ответ?

Правильно, «Записывайте как есть»

b_58db8fd5b6211.jpg

Взгляд из Космоса

В музеях живёт сама Вечность. По теории русских космистов, вот-вот настанет момент, когда земляне расселятся по Солнечной системе, а наша планета станет одним большим музеем, так называемой «Колыбелью Человечества». Но уже сегодня наследие, хранящееся под сводами наших музеев, столь же ценно, сколь и объёмно (и это — круто).

b_58dbc0769d2be.jpgКаждое новое поколение должно усвоить на один пласт больше информации об истории, чем предыдущее. В процессе эволюции наш мозг и память развиваются и адаптируются для этого. С другой же стороны, сам язык как феномен имеет естественную тенденцию к упрощению. И любому, кто хотя бы в общих чертах знает, как работает мозг, ясно, что запоминается только то, что:

  • Смешно
  • Страшно
  • Странно
  • Красиво
  • Кратко

b_58db90629e1fb.jpg

Природа позаботилась о том, чтобы мы запоминали только то, что нам необходимо для выживания и развития, то, что лежит в точках информационного экстремума. Если проще, то:

НАМ ПОЛЕЗНО ТОЛЬКО ТО, ЧТО НАМ ИНТЕРЕСНО.

Не зря же анекдоты переживают своих авторов, а отчёт за пятилетку забывается, не успев закончиться.

Тем временем в сегодняшнем инфополе настоящий шторм. Информация накрывает с головой. Наши маяки в этом бушующем океане — краткость, стиль и лёгкость речи. Только они способны удержать наше рассеиваемое шквалом данных внимание. Спрашивается: кто в этой буре обязан иметь самый крутой контент, если не музеи?

b_58dbc2775298f.jpg

Назад на Землю

Перед вами два варианта рассказа об иконе Серафима Саровского, ограниченных длительностью в одну минуту. Давайте прочитаем их оба вслух.

Вариант 1

«Перед вами икона преподобного Серафима Саровского. Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин; Родился 19 (30 по старому стилю) июля 1754 года, в Курске. Скончался 2-го (14 по старому стилю) января 1833 в Саровском монастыре) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре. В 1786 году принял монашество (Малая схима) и имя Серафим, был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи»

Вариант 2

«Перед вами икона преподобного Серафима Саровского (в миру Прохор Мошнин). Он родился в середине 18-го века в Курске, и чудеса начались в его жизни, когда ему было всего 7 лет: тогда Серафим упал с колокольни Сергиево-Казанского собора и остался невредим. В 24 года он стал послушником в монастыре Киево-Печерской лавры. В 40 лет стал жить в уединении в лесу. Серафим носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание, развёл около кельи огород и устроил пчельник. Рассказывали, что Серафим кормил с рук огромного медведя. Однажды к Серафиму пришли разбойники, прознавшие, что у него бывают богатые посетители. Они избили Серафима, проломили ему голову обухом топора, но сокровищ в его келье не нашли. Преподобный выжил, хотя и остался сильно сгорбленным. Разбойников поймали, но отец Серафим заявил, что прощает их, и потребовал оставить без наказания»

b_58dbbce6027f5.jpg

В первой истории внимание слушателя рассеивается ещё до того, как мы перешли к сути, и в конечном итоге мы не успеваем сказать ничего. Во втором же случае мы не вываливаем на слушателя всю информация разом, а только знакомим его с самым важным в истории Серафима Саровского. Теперь в нём чего доброго пробудится живой интерес и он сам углубится в тему, если захочет.

Ну и стоит ли упоминать, что наиболее востребованным всегда был и будет контент, способный удержать внимание даже самого рассеянного, ленивого и глупого слушателя или читателя.

Это я не про вас, честное слово!

b_58db91416cc43.jpg

Заключение

Итак, у нас есть музеи, располагающие всё большим количеством данных. Это хорошо. Есть люди, чья жизненная необходимость — нечто краткое, захватывающее и даже смешное. Могут ли музеи сделать шаг в сторону менее формальной подачи информации? Могут ли они округлить стародавние даты до веков или хотя бы десятилетий в угоду краткости? Мы считаем, что да, чёрт возьми! В эпоху масс-медиа работникам культуры стоит уделять форме как минимум не меньше внимания, чем содержанию. Настало время подсластить горькую пилюлю знаний, и тогда, может быть, наши 16% станут каким-нибудь менее шокирующим числом. И вот это будет круто.

b_58db91beee791.jpg

P. S.

В прошлом году отправил заявку на участие в одной известной конференции по проблемам культурного туризма. В качестве доклада предложил статью «Радио Здесь и Сейчас». Она написана в довольно вольном стиле:

«По ранее непонятным мне причинам я всегда любил радио. Было время, мне посчастливилось работать на одной модной петербургской радиостанции…»

b_58db93cd45053.jpg

Возможно, это немного странно для начала официального доклада. Однако далее по тексту выясняется, что это было необходимо, чтобы представить мультимедийные туры как новую форму радио через призму человека, знакомого с обеими этими областями. Но у организаторов конференции сразу же возникает вопрос: «Это у вас что — автобиография?» Ясно, что если такова реакция на первый абзац, то довольно сложно будет объяснить дальнейшие приёмы, как то:

1. Художественные отступления

«Если бы я сейчас был у микрофона, а вы бы дозвонились в эфир, то вы, наверное, сказали бы…»

2. Ещё художественные отступления

«…Если новое радио сможет стать не менее крутым, чем старое, то, возможно, его даже запретят, подобно радио «Кэролайн», и нам с вами придётся на слуху у затаившей дыхание общественности продолжать своё дело с корабля. Если очень повезёт, космического»

3. Жаргонизмы

«И, как я уже говорил, мне самому в это было в первое время сложновато врубиться, так что просто на всякий случай я повторю: "Мультимедийные аудиотуры — это не новый учебник истории. Мультимедийные аудиотуры — это новое радио!"»

В последнем я, возможно, и впрямь хватил лишку. Но сделал это не из-за собственных косноязычия, эгоцентризма и непонимания стиля. А ради того, чтобы удержать внимание и лишний раз подчеркнуть идею текста. Ответ устроителей конференции по проблемам культурного туризма был таков:

— Мы не можем принять текст в таком виде.

— Значит, мне его переписать? — спросил я.

— Именно, — мне в ответ. — Пусть он даже будет более УНЫЛЫМ, зато более официальным.

Но не будем же унывать, друзья! Ибо на пороге век Качества.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Антон Лагутин
Сергей, друзья, я вас умоляю! Написать такой хороший и правильный текст и наляпать в нем столько смысловых (о.Серафим родился в середине ВОСЕМНАДЦАТОГО века!!), стилистических и, увы, граммАтических ошибок! Ну как же так можно??!!
Ответить
Издательство Чтиво
Независимое издательство художественной литературы
Сергей Иннер
Антон, за дату рождения Серафима спасибо, исправил. А насчёт стилистических и грамматических ошибок там, где они не являются умышленными – напишите конкретно, если Вам не трудно.
Ответить
Irene Kiryukhina
Вам же даже выделили: в слове "граммотических" у Вас ошибка.
Ответить
Издательство Чтиво
Независимое издательство художественной литературы
Сергей Иннер
Ирен, в своём комментарии выше я подчеркнул: «там, где они не являются умышленными».
Ответить
Антон Лагутин
Сергей, на граммАтическую ошибку я Вам уже намекнул - она не бывает граммОтической! Или это такая форма троллинга? Тогда нужно как-то на этом сконцентрировать внимание читателя! По поводу стилистики - то же предложение - "... вплоть до банальных граммотических ошибок и несогласования времён, падежами и числах" Это по правилам управления какого языка написано. Или опять троллинг? И еще - "... специалист В новейшей истории России". Тут интересный случай, когда вам - пиарщикам - нужен редактор-предметник. Ни один историк и даже человек всерьез интересующийся историей так не скажет! Только "... ПО новейшей истории ..."
Ответить
Издательство Чтиво
Независимое издательство художественной литературы
Сергей Иннер
Антон, то, что Вы перечислили, на мой взгляд, довольно очевидные ошибки, чтобы быть неумышленными. Я бы не сказал, что это троллинг, скорее, художественное средство. Насчёт специалиста Ваша правда. А что заставило Вас думать, что я пиарщик?
Ответить
Антон Лагутин
Сергей, ОК. С очевидными ошибками, принято. Пиарщик в данном контексте собирательная характеристика, не носящая никакой негативной коннотации! Так я называю всех специалистов, знающих КАК нужно подавать (и продавать) информацию. И в этом контексте, большое Вам спасибо за статью! Нас - предметников- нужно почаще пинать такими материалами что бы ситуация сдвинулась с мертвой (и категорически не интересной пользователю) точки. И все-таки, ЛУЧШИЙ текст может родиться только из уважительного сотрудничества двух профессионалов - пиарщика (уж извините ;)) и предметника.
Ответить
Издательство Чтиво
Независимое издательство художественной литературы
Сергей Иннер
Антон, так я никакой негативной коннотации и не увидел и не знаю, за что тут извиняться. А спросил только потому, что я не пиарщик а главред. Специалистов подавать информацию называю авторами. Пиарщик, по моему разумению, выполняет несколько другую функцию, но это уже темы мало касается.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.