Главное Свежее Вакансии Образование
701 8 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Путешествие в дополненную реальность, из которого невозможно вернуться: как не стоит делать стартап

Продолжение личной истории о том, как мне полюбилась дополненная реальность и как я решил её обуздать своим первым стартапом.

Все-таки мои старания были вознаграждены комментарием с предложением писать дальше. Что ж, тогда продолжаем. Для нового поста по этой теме условия прежние, а первый пост можно найти по ссылке.

Так вот, остановился я на том, что решил писать бизнес-план. В голове были мысли, как я рассказываю внукам о том, что писал биз-план своего приложения, своей коммерческой версии PG пока кто-то, капая слюнкой изо рта, всё еще бегал за покемонами. Параллельно зачитывался статьями про стартапы и инвестиции, а еще познакомился с Трелло. Не рекламы ради, поймите правильно. Просто в этом сервисе очень удобно организовывать деятельность, хранить данные и ставить задачи. И совсем не обязательно работать по скраму или еще чему, можно и попроще.

b_588141270e0f0.jpg

Во множестве статей утверждали, что получить инвестиции хорошему проекту не так уж и невозможно. Ну а какой стартапер особенно свою первую идею не может не назвать хорошей? Да отличной просто, гениальной, шедевральной! Наверное, это знакомое всем чувство, когда и засыпаешь, и просыпаешься с мыслью о проекте, продумываешь всё, вплоть до диалогов с менеджером на ресепшене отеля, в который ты заехал, чтобы отдохнуть после получения очередного раунда инвестиций. В общем, уровень моей мотивации шкалил, я предвкушал разработку и запуск своего мега-проекта.

План действий был следующим: написать бизнес-план, детальное тех. задание, написать коммерческое предложение, сделать презентацию для партнеров, собрать базу партнеров и пойти в атаку. Конечно, в прямом смысле никого атаковать я не собирался, это была коммерческая атака. Нет, не так. Это была Коммерческая Атака.

Так как дизайном я не владею, а графические концепты были нужны позарез, пришлось обратиться к знакомому дизайнеру, с которым уже давно работали по мелочи (ну, логотипчики там всякие и так далее). За энную сумму денег он создал шесть концептов игровых экранов, логотип, фирменное оформление (было в прошлом посте) и даже подложку (фоновую размытую картинку) для коммерческого предложения. Вы должны снова прочувствовать этот градус серьезности намерений.

b_58813f70b90bc.jpg

Вот что-то типа такого. Эту картинку, кстати, чуть позже мы отправляли вместе с коммерческим предложением, она отлично показывала суть работы приложения и отлично показывала то, как все было стырено подчистую. Да, с моментом ловли бонуса я особо не заморачивался: виртуальные пакеты вместо покеболов, бонусы вместо покеняшей, различные внутриигровые примочки тоже в стиле тысячу раз упомянутой игры. Однако, основное направление все равно было другим, новый канал продвижения для различных сфер бизнеса, как-никак. Этим я себя и успокаивал.

Наверное, у многих возникает вопрос – а как и на какие шиши ты собрался делать приложенько? Как типичный мамкин стартапер я ожидал, что добрый дядя-инвестор, увидев мою степень мотивации и глубокую проработку идеи, выделит огромные деньжищи на все мои прихоти. И погладит по голове вдобавок. В общем, по плану было привлечение инвестиций, а после заказ под ключ у студии, занимающейся AR и имеющей неплохое портфолио. Но для лучшего убеждения инвестора я сразу решил для начала провести Коммерческую Атаку, чтобы собрать базу партнеров, желающих участвовать в приложении.

Самое время оговориться. Я не был один в команде почти с самого начала, но постараюсь практически не упоминать остальных участников, ибо согласия их на участие в истории не спрашивал, да и себя во многом по-доброму высмеиваю, но не знаю, как к такому высмеиванию отнесутся они. Если кто-то считает, что смеяться над своими старыми ошибками неправильно, то это совсем не так. Даже до всей этой стартаперской движухи, вспоминая, как лет шесть назад я создавал первые сайты на юкозе, мне всегда становилось смешно. К счастью, на юкозе я давно перестал создавать сайты, как, в общем, и заниматься этой идеей, ибо она была слишком далека от идеала, хоть и многому научила.

Теперь насчет партнеров. Вариант сотрудничества рассматривался как работа по ежемесячной подписке. Пока партнер платит, он со своей компанией и бонусами находится в приложении. Цену подписки мы решили формировать в зависимости от предполагаемого роста потребления продуктов, а, соответственно, и прибыли компании. Это была главная ошибка, ибо цена подписки вышла просто конской (а для особо крупных клиентов – супер конской). Да, мы рассчитывали предполагаемый рост потребления (всегда очень оптимистичный, кстати) каждого продукта/услуги у компании, прикидывали их наценку и выдавали свои цифры. Эти графики даже использовали в коммерческом предложении, думая, что это вызовет приступ уважения у потенциальных партнеров к нам.

b_58813fcc554c2.jpg

Стоит также упомянуть проработку момента активации скидки и взаимодействия с кассой. Однозначно лучшим решением была генерация QR-кода внутри приложения, куда зашифровывалась информация о партнере, его продукте и получаемой скидке. Но самое сложное – это не активация, а именно считывание кода с экрана и применение бонуса. Была продумана целая куча вариантов: и просто показать кассиру экран с приложением, и через сайт партнера, и через общий для всех партнеров сайт, куда стекались бы пользователи, но все эти способы были неудачны, и мы упирались в то, что либо мы не сможем отслеживать количество считываний кода, либо этого не сможет сделать партнер. Поэтому самым рациональным (и по совместительству затратным) способом оказался метод считывания QR-кода посредством QR-сканера, подсоединенного к кассе партнера. Примерную суть можно понять по картинке ниже, эту картинку мы использовали в презентации для партнеров.

b_58813f81bcfc3.jpg

Да, это очень дорого, ведь в Минске мало у кого были эти сканеры. Да, это сложно, ведь кассу нужно запрограммировать на взаимодействие с приложением. Зато это открывало возможность автоматизировать процесс и сотрудничать с нашими ключевыми партнерами – лидерами в сфере общепита (думаю, несложно догадаться, о ком идет речь), на которых мы очень рассчитывали.

Можно подвести небольшой итог и заканчивать эту статью (но не цикл статей о нашем деле, естественно). На подготовку бизнес-плана, детального ТЗ, расчетов для партнеров и выведений стоимости подписки, на презентации и коммерческие предложения и прочие действа ушло чуть больше двух месяцев. И вот, в середине октября, мы наконец были готовы к Коммерческой Атаке. Наш подход в этом деле, успехи и неудачи, а также совсем неожиданный поворот событий ожидайте в следующем посте.

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Екатерина К
Очень интересно, продолжайте :)

Непонятно только, зачем вам понадобилось связываться с кассами, кодами и прочими НЕвиртуальными вещами. Ведь можно показывать объявления от абсолютно любых магазинов и заведений, в том числе и интернет-магазинов. Куда как проще договариваться о скидке при покупке онлайн. Можно было вообще делать международную платформу, и работать с большими любыми магазинами, торгующими онлайн.
Ответить
Шишкин Даниил
Ура, я нашёл постоянного читателя :)
Для тех, кто вел торговлю через интернет, мы планировали сделать проще - на их сайты встроить поле для введения кода из приложения. Но, к сожалению, самые крупные потенциальные клиенты не вели продажи через интернет от слова вообще, и нам приходилось выкручиваться. Ну а если ориентироваться только на онлайн-магазины, то это уже немного другое направление, может, кто-то и захочет этим заниматься, но не я :)
Ответить
Екатерина К
Хаха, дело в том, что тема виртуальной реальности мне интересна. У меня у самой несколько идей в загашнике, одна из них похожа на вашу - реклама через ВР.
А почему вы не хотите ориентироваться на онлайн-магазины, чем вас привлекают обычные?
Ответить
Шишкин Даниил
Не путайте VR и AR, совершенно разные вещи, да и к VR у меня так душа не лежит :)
Мы ориентировались на один город для начала (Минск), чтобы лично приезжать презентовать и договариваться. А работать только с онлайн-магазинами в одном Минске было бы менее выгодно.
Ответить
Екатерина К
Не волнуйтесь, я их не путаю, я перепутала только название, хотела сказать AR.
Все равно не понимаю, зачем надо таскаться куда-то и презентовать лично?
Ответить
Шишкин Даниил
Все-таки это стартап, а не действующий бизнес с пачкой довольных клиентов. Посмотрите следующую статью в цикле, мы уделяли внимание многим мелочам, направленных на улучшение взаимоотношений с клиентами. А личная встреча - очень значимая часть партнерских отношений, я считаю.
Ответить
werqwer qwer
Зачем QR если есть штрих-код. Который в каждом магазине возможно считывать.
Ответить
Шишкин Даниил
Он также использовался в системе обмена бонусами, когда один пользователь для обмена на своём устройстве генерировал QR-код, а второй через приложение его считывал и забирал бонус.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.