Очищаем интернет: все о праве на забвение

Статья написана экспертами компании Avagard: мы помогаем выстраивать репутацию в интернете предпринимателям, инвесторам, управленцам и политикам. Мы реализовали десятки кейсов по удалению ссылок по праву на забвение (деиндексации). Если вы хотите получить такой же результат, посетите наш сайт или свяжитесь с нами в Telegram.
Что такое закон о забвении
Закон о забвении — это не официальное название, а обобщенное понятие: тем не менее, оно основано на реальных правовых механизмах. Граждане могут требовать удаления из поисковых систем ссылок на информацию о себе, если она перестала быть актуальной, недостоверна или нарушает принципы уважения к частной жизни.
Если говорить об официальных законах, право на забвение в Российской Федерации реализовано через федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации» — именно ему на территории России подчиняются поисковые системы Яндекса и Гугла.
В странах ЕС используется единый регламент Европейского Союза по защите персональных данных граждан (GDPR). Впервые концепция закона о забвении появилась именно в Европе. Исходной точкой стало требование испанского бизнесмена скрыть из Google ссылку на публикацию о его имущественном аресте, который утратил актуальность.
На практике закон о забвении реализуется с помощью деиндексации ссылок из поисковой выдачи. Это значит, что материал остается на сайте, но его больше нельзя будет найти через Яндекс и Гугл. Удаление ссылки из индекса помогает защитить репутацию, поскольку блокирует доступ к недостоверным или ошибочным сведениям большинству интернет-пользователей.
Кто обычно пользуется правом на забвение
Фактически эта мера призвана помогать тем, кто столкнулся с неблагоприятными последствиями в реальной жизни из-за своего цифрового следа.
Основные категории тех, кому стоит воспользоваться правом на забвение
- Люди, сталкивающиеся с миграционными или банковскими проблемами. Часто недостоверные сведения в интернете создают препятствия для проживания за границей и открытия зарубежных банковских счетов.
- Те, кого внесли в списки PEP (политически значимых персон). PEP-лица стремятся избавиться от упоминаний о связях с государственным сектором в поисковых системах, поскольку статус PEP снижает их шансы по заключению сделок с партнерами и инвесторами.
- Чрезвычайно актуально это право и для всех, чья профессиональная карьера подвергается опасности из-за компромата или дезинформации в топе поисковой выдачи.
- Наконец, если ложные сведения создают опасность попадания в санкционные списки, своевременное применение права на забвение способно предотвратить эту угрозу.

Ограничения права на забвение
Право на забвение — эффективный инструмент работы с онлайн-репутацией, но он имеет некоторые условия и ограничения. Запросы на деиндексацию ссылок рассматриваются индивидуально, и важно представить убедительные доказательства необходимости их удаления.
Кроме того, не подлежат удалению сведения о совершении преступлений, наличии долгов или других нарушениях, являющихся общественно значимыми.
Поисковые системы сами решают, считается ли информация, которую у них просят деиндексировать по закону о забвении, заслуживающей общественного внимания.
На решение влияет широкий спектр факторов, включая
- тематику материала — касается ли текст профессиональной деятельности или личной жизни,
- формат подачи — например, это пост в блоге от анонимного пользователя, официальный документ или репортаж журналиста.
Помимо общих ограничений деиндексации ссылок по праву на забвение, есть и специфические недостатки работы с этим репутационным инструментом отдельно в Яндексе и Google.
Чем отличается право на забвение (деиндексация ссылок) в Яндексе и Google
Процедура деиндексации по праву на забвение как в Яндексе, так и в Google включает подачу официального обращения. В этом обращении необходимо:
- перечислить ссылки, которые нужно удалить,
- представить аргументацию о причинах нарушения закона о забвении в публикациях по этим ссылкам,
- приложить документ, удостоверяющий личность,
- указать контакты.
Несмотря на похожий процесс, порядок реализации права на забвение в разных поисковых системах варьируется.
Особенности деиндексации в Яндексе
- Яндекс рассматривает заявки на удаление ссылок только по запросам о персонах, включая ФИО заявителя совместно с дополнительными ключевыми словами.
- Ссылки удаляются только для аудитории внутри России, оставаясь доступными для пользователей за границей или тех, кто пользуется сервисами смены геолокации.
- Если запрос одобрен, в результатах поиска появляется специальное уведомление о том, что выдача была изменена в рамках требования законодательства (то есть права на забвение).
Отличия деиндексации в Google
- Все запросы на удаление ссылок по праву на забвение собирается в базу данных LumenDatabase, доступную широкому кругу пользователей, включая журналистов и аналитиков.
- Google автоматически уведомляет администраторов сайтов о том, что та или иная страница была скрыта из индекса. Это создаёт риск дополнительного освещения инцидента и повторному попаданию материала в поисковую выдачу, особенно если речь идет о заказном компромате.
Благодаря уникальной методологии работы, компания Avagard обеспечивает абсолютную конфиденциальность клиента. Обработка запросов ведётся анонимно, без упоминания имени заказчика и оповещения владельцев ресурсов. Задача: деиндексация ссылок для получения вида на жительство за границей Однажды в Avagard обратилась крупная юридическая фирма с нестандартной задачей. Их клиент хотел получить вид на жительство в одной из стран Персидского залива, но на пути стояла серьезная преграда: его прошлый опыт работы на государственной должности и соответствующий статус PEP (политически значимой персоны). Несмотря на то, что статус давно был снят, в интернете оставались публикации о прошлых политических связях: такие сведения вызывают сомнения у миграционных служб и могут замедлить процесс выдачи ВНЖ или вовсе привести к отказу. Проверка данных в Google входит в обязательную процедуру проверки благонадежности (комплаенс-процесс) претендентов на получение долгосрочных виз, поэтому юридическая компания решила прибегнуть к нашей помощи, чтобы обезопасить клиента от возможных отказов. Наша задача заключалась в полном устранении упоминаний о предыдущей государственной роли клиента из англоязычной среды интернета. Стратегия работы: использование права на забвение с особым инструментарием Специалист Avagard провёл глубокий анализ имеющихся публикаций и подал запрос в Google на деиндексацию по праву на забвение. Отличие подхода к удалению данных из Google от аналогичной практики в Яндексе заключается в комбинировании юридического и маркетингового инструментария. Такой метод заметно улучшает шансы на удовлетворение запроса. Всего для удаления трех нежелательных ссылок понадобилось порядка полутора месяцев. Результат — полное удаление нежелательных ссылок Благодаря большому опыту работы с правом на забвение в Google, нашей команде удалось деиндексировать все упоминания о предыдущем статусе клиента из англоязычного сегмента Google. Клиент благополучно получил вид на жительство. Многие считают, что достаточно простой подачи заявки, чтобы гарантировать успех. Но статистика показывает обратное: как минимум половина запросов на деиндексацию не удовлетворяется. Вот почему мы советуем подходить к решению вопроса всесторонне: *** Компания Avagard разработала подход, позволяющий добиваться удаления негатива по праву на забвение даже в самых сложных случаях. Если вам необходимо деиндексировать нежелательные ссылки из поиска, посетите наш сайт или свяжитесь с нами в Telegram. Мы даем гарантии конфиденциальности и результата.

Кейс деиндексации по праву на забвение для бывшего политика

Рекомендации по снижению рисков при реализации права на забвение