Франшизы VS независимые СТО
Вкратце о франшизе
Явления франчайзинга в России известно с начала девяностых годов прошлого века и в подробном пояснении не нуждаемся. Напомним только, что компания, которая даёт франшизу, называется франчайзер; а которая покупает — франчайзи. По общему правилу франчайзи вносит единовременную плату — паушальный взнос, а затем каждый месяц перечисляет франчайзеру оговоренный процент от выручки — роялти. Взамен же получает готовый и, что особенно важно, жизнеспособный бизнес.

Но не всё так просто. Чтобы стать франчайзи, нужно не только скопить денег на паушальный взнос, но и соответствовать минимальным стартовым условиям, которые выставляет франчайзер. В сфере автосервисов они могут быть такими:
- расположение в городе с населением выше некоторой отметки, например, 200 000 человек;
- открытие одновременно нескольких точек обслуживания;
- наличие помещения определенной площади с определенной высотой потолков;
- расположение помещения: наличие удобных подъездных путей и парковки;
- обязательство закупать запчасти (все или некоторую долю) у определенного поставщика;
- наличие профильного опыта у владельца компании и персонала;
- юридическая благонадёжность;
- наличие специального оборудования и т.д.

Что может дать автосервису франшиза
Первое и главное, что получает новый автосервис — раскрученное имя; тот самый бренд, за который клиенты готовы доплачивать. Это избавляет владельца от половины проблем, с которыми сталкиваются все начинающие коммерсанты: где найти клиентов и чем их привлечь — привлекать будет сложившаяся репутация. В дополнение идёт готовая рекламная стратегия, над которой работает специализированный отдел франчайзера. Впрочем, у этого момента есть и обратная сторона: если хотелось назвать своё детище как-то оригинально, придётся придержать креативность для другого случая.
Во-вторых, доступ к закупкам. Франчайзи может покупать детали у проверенных поставщиков по специальным ценам, которые вряд ли когда-то увидит в приходной накладной владелец независимого сервиса.
Программа «АвтоДилер Онлайн» помогает искать запчасти по выгодным ценам и с быстрой отгрузкой
Программа «АвтоДилер Онлайн» помогает искать запчасти по выгодным ценам и с быстрой отгрузкой
В-третьих, дообучение персонала. У многих франчайзеров обязательным пунктом договора идёт стажировка на головном предприятии, и это большой бонус для маленьких городов, где трудно найти квалифицированные кадры.
В-четвёртых, подробный бизнес-план, где чётко прописано, как вести свой автосервис к процветанию. Есть проверенная инструкция к любой, даже самой незначительной операции, вроде приветствия клиента по телефону. Это ли не счастье?..
Однако и на солнце есть пятна. В противовес всем благам франшиза имеет единственный, но существенный недостаток — полная несвобода франчайзи. Каждый процесс регламентирован, и отступать от регламента нельзя ни на шаг. Даже если на двести процентов уверен, что знаешь как сделать лучше и выгоднее, должен следовать указаниям Большого Брата. Да и каждое описанное выше преимущества франшизы в какой-то момент может превратиться в камень на шее. Например, привязка к официальному поставщику закроет путь к неоригинальным запчастям и может в какой-то момент оставить с пустым складом. Или корпоративное ПО устареет и перестанет покрывать потребности, а перейти на другую систему нельзя. Для владельца самостоятельный автосервис представляет собой практически безграничное поле для экспериментов, вот только на этом поле весьма пригодился бы миноискатель. Никто не помогает войти в колею и пережить самые сложные начальные этапы — это минус независимого автосервиса как бизнеса. Однако если удалось найти выгодное решение, имеешь полное право пользоваться им без оглядки на кого бы то ни было — и это несомненный плюс. Свобода в принятии решений и возможность в случае успеха с гордостью сказать «я сделал это сам» привлекает в лагерь независимых СТО даже тех коммерсантов, кто способен подстроиться под все условия франчайзера и внести паушальный взнос. И не беда, что многое придётся выносить только на своих плечах: современные технологии помогают заместить секретаря, бухгалтера, кадровика, администратора и менеджера по закупкам/продажам. К 2023 году на Российском рынке насчитывается несколько десятков специальных программ для автосервисов. Все они призваны помочь бизнесу, упростить и автоматизировать рутинные процессы. Однако у каждого разработчика своё видение идеального ПО и свой подход к его реализации. Франшизная модель регламентирует в числе прочего и применяемое на станциях технического обслуживания ПО. Как правило, у каждой крупной франшизы есть собственные разработки. Насколько каждая из них удобна в качестве CRM или учетной программы, вопрос несущественный, ведь выбора нет — франчайзи обязан работать с тем что дают. У независимой СТО выбор гораздо шире. Можно пробовать разные продукты, сравнивать их и выбирать тот, который лучше всего отвечает запросам. А правильно подобранная программа позволяет упростить и автоматизировать большинство процессов в работе автосервиса — и без помощи Большого Брата. Так, программа «АвтоДилер Онлайн» закрывает большинство потребностей малой или средней СТО: И бонусом ко всему этому идут широкие возможности по настройке: разграничение прав между сотрудниками, создание собственных форм документов и многое другое. Программа помогает владельцу автосервиса видеть свой бизнес во всех аспектах и влиять на каждый. С таким уровнем контроля и автоматизации вполне можно решиться на открытие независимой точки обслуживания. Которая — кто знает — в один прекрасный день может стать самостоятельной сетью и начать продавать свою бизнес-модель по франшизе. Узнать обо возможностях программы «АвтоДилер Онлайн» можно на официальном сайте.

Независимость как альтернатива
Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме.
Рука помощи от IT
